Опыт использования современной технологии эффективной социализации ребенка Гришаевой Н.П. «Ситуация месяца» в практике МБОУ «Начальная школа –детский сад М.Монтессори»
методическая разработка

Порошина Ольга Николаевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте  на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Надежда Петровна Гришаева. Одной из форм социализации детей можно рассматривать технологию «Ситуация месяца».

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii_mestsa_4.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад М. Монтессори»

Опыт использования современной технологии эффективной социализации ребенка Гришаевой Н.П.  «Ситуация месяца» в практике МБОУ «Начальная школа –детский сад М.Монтессори»

Выполнила:  воспитатель

высшая кв. категории

Порошина О.Н.

2019г.

Актуальность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте  на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Надежда Петровна Гришаева. Одной из форм социализации детей можно рассматривать технологию «Ситуация месяца».

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.

Какие же задачи ставит перед собой технология «Ситуация месяца»:

-   учить детей ориентироваться в пространстве и времени;

- формировать умение проявлять инициативу планировать свои действия и оценивать их результаты;

- воспитывать самостоятельность и ответственность,  дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Встает вопрос, как же создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.  

С чего же мы начали свою работу по этой технологии? Создали  в учреждении рабочую группу, которая разработала  «Ситуации» на каждый месяц.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» исходили из тематического планирования, проблем и приоритетов своего детского сада.

В ежемесячном планировании групп прописаны действия, необходимые для достижения цели, представлены все направления:  мероприятия для детей, родителей, взаимодействие с социумом, разработаны конспекты, включены педагогические ситуации, социальные акции, проекты.

Предусмотрели, что каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов.

Учитываем в «Ситуации месяца» региональные, национальные, возрастные особенностии интересы  группы детей.  

Весь материал в содержании ситуаций даём детям в игровой форме.

Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в различных вариантах и формах (беседуют, обсуждают нравственные вопросы, исследуют, мастерят, участвуют в КВН, и т.д.) -  его усваивают практически все дети.Дети проживают тему, ситуацию с разных сторон.

Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности.

Все материалы и содержание работы педагог определяет сам, когда и в какие, моменты он дает знания по ситуации месяца (как часть занятия, в ходе игры детей, в режимном моменте и т.д.)

 Воспитателю в «ситуации месяца» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней.

По завершении каждой ситуации проводится заключительное мероприятие в зале или на улице (праздник, досуг, квест - игра, развлечение, клубный час и т. д.) со всеми детьми дошкольной организации.

Какова цель заключительного мероприятия по ситуации месяца? Прежде всего, для детей – это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца,например:(сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов,  пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в  мини - концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д.), пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов – поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.

За три-пять дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий итогового мероприятия, а это специально выбранный для этой цели воспитатель, собирают заявки от каждой группы – что они могли представить на мероприятие. Затем на основе этих предложений составляется сценарий.

В идеале, ребёнок, начиная с ясельной группы и до выпуска, проходит каждую ситуацию на определённом уровне сложности, приобретая всё новый опыт её проживания и своего самоопределения.

После окончания «ситуации» сдаёт отчёт в методический кабинет с приложением лучших образцов поделок, рисунков, коллективных проектов, фотографий, видеоматериал с записью «ситуаций».

Сейчас я вам представлю «Ситуацию месяца» «Моя семья, мои корни» которая проходила, в  марте, в  подготовительной группе.

В рамках данной«Ситуации месяца» дети в группе разбирали проблемные ситуации: «Один дома», «На меня обиделась мама», рисовали портрет мамы, для младшей группы изготовили книгу -  памятку «Наша безопасность», с родителями составили  родословную своей семьи, организовали фото-выставку:«Яс бабушкой и дедушкой, дружу давным–давно»,провели КВН«Моя семья»,  участвовали вКлубном часе«Большая игра»,в  социальной  акции,где дети поздравили сотрудников детского сада и родителей (изготовили открытки с 8 марта и букеты), а детям из детского сада «Россияночка»  (г. Архангельск)отправили посылку с подарками.  Итоговое мероприятие по ситуации месяцабыло посвящено 8 марту «Мамин день».

Практикум для педагогов.

Уважаемые педагоги, а сейчас мы с вами поработаем в группах (разделимся  на группы).

У вас на столах лежат листы  с тематическим планированием, продумайте, пожалуйста,  «Ситуацию месяца» и итоговое мероприятие. Для работы вам дается 2 минуты. (Идет представление ситуаций).

Что же дает детям такое длительное проживание?  

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно, относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно, формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результатереализации данной технологии  у детей формируются следующие установки:

- «Ошибаться – не страшно»;

- «Каждый имеет право на ошибку»;

- «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»;

-  «Я имею право чего-то не знать, не уметь»;

- «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»;

- «В затруднении содержится возможность»;

- «Я могу!» «Я сумею!»;

- «Я хороший, умный, сильный!!!» «Я заслуживаю уважения!»;

- «Меня принимают и любят таким, какой я есть».

Данная технология «Ситуация месяца» способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Дает возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Презентация к публикации "Использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования"

Презентация использование современной технологии эффективной социализации "Клубный час" при организации дополнительного образования...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"...

Технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.: ситуация месяца "Народная культура и традиции" в средней группе №21

Данный материал рассказывает о работе с детьми и родителями по ситуации месяца на тему "Народная культура и традиции" (технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.)....

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час»  (Из опыта работы)  Для родителей и педагогов...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка»         «Педагогическая статья «Клубный час...