ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести прямую линию, закрасить изображение, написать букву по образцу, вырезать и наклеить аппликацию.

Множество психологических наблюдений показывают, что существует прямая зависимость между уровнем сформированности этих умений и психическим развитием.

Дети с нарушением зрения  испытывают затруднения при рассматривании деталей объекта, выделении части из целого, восприятия образца. Это приводит к нарушению мелкой моторики руки и недоразвитию графических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_graficheskih_navykov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Провела

 учитель-дефектолог  Бадунова О.М

г. Евпатория


Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести прямую линию, закрасить изображение, написать букву по образцу, вырезать и наклеить аппликацию.

Множество психологических наблюдений показывают, что существует прямая зависимость между уровнем сформированности этих умений и психическим развитием.

Дети с нарушением зрения  испытывают затруднения при рассматривании деталей объекта, выделении части из целого, восприятия образца. Это приводит к нарушению мелкой моторики руки и недоразвитию графических навыков.

Научные исследования и психологические наблюдения показали, что механизм восприятия графических изображений детьми с нарушением зрения в основе своей аналогичен восприятию нормальновидящих детей. Но в то же время восприятие детей с нарушением зрения характеризуется целым рядом недостатков, обусловленных структурой дефекта. Снижение остроты центрального зрения приводит  к замедленности и фрагментарности зрительно – пространственного синтеза, затрудняет установление пространственных отношений и логических связей между предметами. При высоких степенях аномалий рефракций возникают нарушения в восприятии величины предметов, изображенных на рисунке, искажение их формы в различных направлениях. Удетей, страдающих нистагмом глаз или амблиопией, очень затруднен процесс зрительной фиксации.

Восприятие ребенка, имеющего дефекты зрения, не позволяет ему получать полную и исчерпывающую информацию. Вместе с тем оно носит бессистемный, отрывочный характер не только из-за того или иного дефекта, но из-за отсутствия должного умения в работе с графическими изображениями. Эти недостатки выступают особенно четко в тех случаях, когда ребенок не умеет пользоваться остаточным зрением и использовать сохранные функции.

Именно в подготовительной группе для детей с нарушением зрения, возникает необходимость в проведении занятий по обучению восприятию графических изображений. Цель занятий – научить детей правильному и точному восприятию графических изображений, вместе с тем решается целый ряд учебно – педагогических и коррекционных задач.

Дети должны научиться :

  • Ориентироваться в пространстве картинной плоскости,
  • Определять и называть место расположения объектов или элементов изображения(ниже.выше, слева, справа, дальше. ближе
  • Понимать значение слов в композиции, линии горизонта, планы изображения.
  • Уметь находить центр композиции. Выделять главное, существенное в рисунке.
  • Передовать словами содержание изображений.

К концу занятий дети должны знать значение разных типов линий(штриха, контура и т. д.).как средства художественной выразительности и уметь пользоваться ими в практической работе, передавая форму, конструкцию и фактуру предметов, направление плоскостей поверхности. На занятиях детям даются начальные сведения по линейной перспективе. Они должны правильно располагать элементы рисунка, передавая глубину пространства способом уменьшения величины предметов, а также овладеть специальной терминалогией, пересказывая содержание изображения, уметь пользоваться такими терминами, как передний, средний и дальний план.

На занятиях начинается развитие навыка сравнительного анализа величины предметов, необходимого для последующего рисования с натуры. Формирование этих навыков имеет и коррекционное значение для развития форменного и глубинного зрения, для накопления зрительных представлений о предметах.

Восприятие изображения складывается из нескольких этапов.На первом из них выделяется центр композиции и ряд деталей и на этой основе формируется целостное впечатление от изображенного. На последующих этапах происходит направленное рассматривание и изучение увиденного. Обучение восприятию графических изображений связано с использованием большого количества иллюстративного материала. Требования к иллюстративному материалу: ясность и четкость композиции, графическая четкость изображения, незагруженность рисунка элементами композиции, отсутствие мелких или плохо различимых и непонятных элементов, четкая прорисовка главных элементов композиции.

Для глубокого ознакомления с возможностями графики используются кратковременные упражнения. Упражнения проводятся в начале занятия, занимают 5 – 10 минут и состоят в выполнении изображений несложных предметов без передачи объема( флажки, растения, игрушки и т.д.). Цель таких занятий – упражнение мелких мышц руки и координация движений, развитие графических навыков, а также навыков ориентирования в пространстве картинной плоскости

Пример занятий по овладению графическими навыками

1 занятие. Тема:»Ориентировка в пространстве картинной плоскости( листа). Элементы графического изображения – линия, штрих, контур».Цель: научиться ориентироваться в пространстве листа т.е. дети должны знать, где находится центр листа, где его верх и низ, где правая и левая сторона. На таблице дается изображение: в центре круг, слева и снизу от него треугольники, слева и справа квадраты.Вторая таблица служит для закрепления навыка. По принципу построения она аналогична первой, но в ней использованы изображения различных знакомым детям предметов: игрушек, растений и т. п.

Затем дети на листе выполняют упражнение: под диктовку педагога рисуют геометрические фигуры в разных частях листа.

Следующий этап – выявление элементов, составляющих изображение. Педагог подбирает несложный контурный рисунок, обращает внимание детей на то, что он состоит из различных линий: прямых и изогнутых, длинных и коротких. Говорит, что короткая линия – это штрих, что облако нарисовано замкнутой линией и т.д. Затем полученные знания применяются в несложном рисунке. Например, на переднем плане река или море, до горизонта поле, на горизонте лесок, на берегу растут деревья, по небу плывут облака, сияет солнце.В начале объяснения дается понятие о линии горизонта, которая разграничивает пространство листа на 2 части: небо и землю. Дети могут дополнить рисунок другими элементами( птицы, цветы, лодки). Все законченные рисунки демонстрируются и обсуждаются коллективно.

2. занятие. Тема: « Передача глубины пространства». Занятие начинается с выполнения графических упражнений для развития мелких мышц руки. Это зарисовки несложных по форме предметов, выполняемые простым карандашом(флажки,елочки и т.д.). Все изображения заштриховываются в разных напрвлениях.

Следующий этап – анализ графических изображений. Для этого могут быть использованы репродукции картин, диапозитивы, иллюстрации. Цель анализа – выяснить принципы изображения глубины пространства. Спомощью педагога дети подмечают закономерность: уменьшение предметов в зависимости от расстояния.В процессе анализа детям дается понятие о переднем, среднем и заднем планах изображения. В конце анализа дается вывод: глубина пространства передается уменьшением изображения предметов по мере их удаления от переднего плана к заднему. Для закрепления выполняется графическая работа.

Примерная тематика:» В деревне», «В парке», «На лугу».

3. занятие. Тема: «Детская площадка». В начале проводится проверка графических знаний. Дети рассматривают иллюстрации, называют темы рисунков, выделяют различные элементы композиции и их расположение( слева, справа, сверху, снизу, на переднем, среднем, заднем плане), определяют расстояние между предметами( дальше. ближе). Затем показывается рисунок или диапозитив детской площадки. На небольших листах с помощью педагога дети учатся рисовать элементы: горку, лесенку, качели. Потом дети приступают к работе над композицией. Цель работы: дальнейшее развитие графических навыков и закрепление знаний.

4. занятие. Тема: «Изображение направления поверхности». Спомощью картона, цветной бумаги педагог показывает, что поверхность может занимать вертикальное, горизонтальное или наклонное положение. Затем педагог на доске, а дети в альбомах рисуют три прямоугольника, расположенных в разных направлениях. Штриховка, выполненная по направлению расположения поверхности, усиливает впечатление направленности. Завершается занятие рисованием домика, палатки. 5 занятие. Тема: « Изображение фактуры поверхности». Рассматривая и ощупывая игрушки и предметы, выполненные из различных материалов, дети знакомятся с такими понятиями как гладкая, шороховатая, колючая поверхность. Дети путем наводящих вопросов подводятся к выводу, что поверхность может быть передана в рисунке с помощью различных типов линий: коротких и длинных, волнистых и прямых, толстых и тонких. Практическая работа состоит из упрощенных изображений ежа и цыпленка. Затем дети включают в свой рисунок изображение одного из этих животных. Цветными карандашами дети показывают пушистость цыпленка или колючесть ежа различной величиной штриха.

6. занятие. Тема: « Загораживание одних предметов другими. Улица города».На занятии педагог объясняет, что в рисунке или на картине изображение одного предмета может быть загорожено другим. Дело в том, что одной из характерных ошибок детских рисунков является расположение изображений рядами. Объяснение начинается с наблюдения в группе. Можно показать диапозитив или рисунок улицы города. В беседе уточняются элементы, составляющие образ города: многоэтажные дома, машины, деревья, пешеходы, магазины и т.д. Используются термины: передний, средний и дальний план, горизонт и т.д. для наглядной демонстрации явления загораживания используется следующий прием. Из картона делается плоское изображение машины. Эта фигурка накладывается на рисунок, и зображающий улицы города. Перемещая машину по нарисованной мостовой улицы, дети видят, что при движении машина закрывает тот или иной участок картины. Затем детям предлагается выполнить рисунок улицы города.

7.занятие. Тема: «Понятие о композиции. Расположение элементов рнисунка на плоскости». Педагог объясняет, что расположение фигур на рисунке должно быть не случайным, а хорошо продуманным, зависящим от замысла рисующего. При этом важно учитывать, что в рисунке должно быть главным, что является второстепенным. Главные элементы изображаются более крупными, выделяются цветом. Они не обязательно располагаются в центре композиции, но всегда должны бросаться в глаза, быть легко воспринимаемыми. Большой эффект дает применение композиционного лото. Изготавливается набор разномасштабных фигур( домики, деревья, машины). Прикалывая их к листу бумаги, можно продемонстрировать детям несколько вариантов различных композиций. Следует отметить, что в процессе обучения ведется большая словарная работа. Активное пополнение словаря происходит как за счет знакомства с различными специфическими терминами, так и благодаря разговорной практике, вызванной необходимостью пересказывать содержание рассматриваемых иллюстраций и отвечать на вопросы.

Научившись воспринимать графические изображения, дети совершенствуют свои графические навыки.

Литература: « Обучение восприятию графических изображений на уроках изобразительного искусства в подготовительном классе школы для слабовидящих детей». В.А. Бельмер. Журнал « Дефектология» №3 – 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

Паспорт проекта «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения»

в паспорте проекта разработан план работы на год по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Консультация на тему "Особенности формирования графических навыков у детей с нарушением когнитивных функций"

Важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей является дошкольный возраст. В этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального ...