Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
материал на тему

Самарина Наталья Валерьевна

Сообщение из опыта работы.

Рекомендуемые игры и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_socialno2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения.

Сообщение из опыта работы    учителя-дефектолога Самариной Н.В.

                                                                                                             

Под социально-бытовой ориентировкой    подрузамевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных  социально-бытовых    ситуациях.

Содержание прграммы по СБО включает такие разделы как : «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом».

Основными задачами СБО являются:

  1. Расширять детские представления о предметном мире, учить оьследованию предметов с использованием всех сенсорных функций ( зрение, слух, обоняние,осязание), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения.
  2. Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения,в зависимости ют их назначения.
  3. Дать представления о некоторых видах труда в промышленности,на транспорте, в сельском хозяйстве.
  4. Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими.
  5. Знакомить     детей с транспортными средствами,дать представления  о многообразии специального транспорта.
  6. Организовывать        для детей прогулки,экскурсии в ближайшее окружение.
  7. Учит детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережное к ней отношение.
  8. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
  9. Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности.Изучая практические действия детей с нарушением зрением можно сделать вывод ю том, что освоение предметного мира, развитие предметных  действий, где требуется зрительный контроль и анализ  у наших детей носит замедленный характер, фрагментарный и неточны, поэтому практический опыт значительно беднее нормы.

Например, при группировке предметов по форме, цвету и материалу дети с нарушением зрения долго разглядывают игрушки, присматриваются к ним, просят разрешения потрогать руками. Чаще отмечают  форму мелких игрушек, а крупных не замечают.

Путают предметы   изготовленные из твердой пластмассы и дерева. При определении формы, цвета и вкуса овоща  не называют  фиолетовый и коричневый  цвета, путают оранжевый и красный, к форме приглядываются, прибегая   к помощи руки.Вкус называют по памяти.

У детей с косоглазием и амблиопией наблюдается обеднение предметно-практическогоопыта об электроприборах и их необходимости в быту.На вопрос, для чего они нужны отвечают однотипно, не дают развернутых ответов. (Например:будильник,чтобы зазвенел рано утром, телефон, чтобы просить о помощи.)

Именно на этих занятиях   по формированию социально-навыков мы учим детей  через дидактические игры и сюжетно-ролевые игры приучаться самостоятельно использовать все анализаторные   системы. Заменять зрительную  информацию слуховой, осязательной и даже обонятельной.

Примерная тематика занятий в средней группе по СБО.

Предметные представления.                                                  1.Незнайкин урожай.

                                                                                                        2.Наши любимые игрушки.

                                                                                                         3.Как создается одежда.

                                                                                                         4.Чудесные вещи в доме.

                                                                                                          5.На чем люди ездят.

Приобщение к труду взрослых.                                               1.Кто работает в нашем д\с.

                                                                                                          2.Экскурсия в овощной  магазин.

                                                                                                           3.Мастера и мастерицы.

Наблюдения и поведения на улице.                                        1.Летние следы в природе.

                                                                                                            2.Светофор  Светофорыч в гостях у ребят .

Ребенку о нем самом.                                                                   1. Путешествие в Глазоград.

                                                                                                              2.Путешествие в город знаков.

                                                                                                               3.Путешествие в замок шумов.

В работе использую дидактические игры: « Разложи одежду по назначению».(одежда     женская, спортивная, мужская, рабочая, домашняя).

«Забывчивый портной». (назови деталь,которую   забыл пришить   портной).Например: рубашка без воротника, сарафан без брительки,халат   без пуговиц.)

  Д\и «Всякой посуде свое место».

                                                                                                       

(чайная-верхняя полка, столовая-средняя,кухонная нижняя.)

Д\и «Найди ошибку».

(Муха-Цокотуха накрыла стол.Найти ошибки.)

Д\и «Едет,летит,плывет.»

(определить  к  какому   виду транспорта относится машина).

Д\и «Угадай кто что делает в саду?»

- Утром встречает детей ,проводит интересные занятия;

- Проводит утреннюю гимнастику,спортивные развлечения;

- Взвешивает детей, угощает витаминами,измеряет рост;

Проводятся игры и занятия, в которых ребенок рассматривает себя в зеркало, сравнивает внешние признаки друг друга, рассказывает о своем внешнем виде, объясняет выражение своего лица.

Таким образом на специальных коррекционных занятиях у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейшей  бытовых и социальных ситуациях,что поможет им безболезненно     интегрироваться в современное общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения

Конспкт занятия по социально-бытовой ориентировки  в старшей группе с нарушением зрения по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков"...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...

Паспорт проекта «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения»

в паспорте проекта разработан план работы на год по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

«Формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушением зрения путем интеграции музыки и физической культуры»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....

Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...