Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
материал на тему
Сообщение из опыта работы.
Рекомендуемые игры и задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_socialno2.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения.
Сообщение из опыта работы учителя-дефектолога Самариной Н.В.
Под социально-бытовой ориентировкой подрузамевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Содержание прграммы по СБО включает такие разделы как : «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом».
Основными задачами СБО являются:
- Расширять детские представления о предметном мире, учить оьследованию предметов с использованием всех сенсорных функций ( зрение, слух, обоняние,осязание), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения.
- Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения,в зависимости ют их назначения.
- Дать представления о некоторых видах труда в промышленности,на транспорте, в сельском хозяйстве.
- Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими.
- Знакомить детей с транспортными средствами,дать представления о многообразии специального транспорта.
- Организовывать для детей прогулки,экскурсии в ближайшее окружение.
- Учит детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережное к ней отношение.
- Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
- Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности.Изучая практические действия детей с нарушением зрением можно сделать вывод ю том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у наших детей носит замедленный характер, фрагментарный и неточны, поэтому практический опыт значительно беднее нормы.
Например, при группировке предметов по форме, цвету и материалу дети с нарушением зрения долго разглядывают игрушки, присматриваются к ним, просят разрешения потрогать руками. Чаще отмечают форму мелких игрушек, а крупных не замечают.
Путают предметы изготовленные из твердой пластмассы и дерева. При определении формы, цвета и вкуса овоща не называют фиолетовый и коричневый цвета, путают оранжевый и красный, к форме приглядываются, прибегая к помощи руки.Вкус называют по памяти.
У детей с косоглазием и амблиопией наблюдается обеднение предметно-практическогоопыта об электроприборах и их необходимости в быту.На вопрос, для чего они нужны отвечают однотипно, не дают развернутых ответов. (Например:будильник,чтобы зазвенел рано утром, телефон, чтобы просить о помощи.)
Именно на этих занятиях по формированию социально-навыков мы учим детей через дидактические игры и сюжетно-ролевые игры приучаться самостоятельно использовать все анализаторные системы. Заменять зрительную информацию слуховой, осязательной и даже обонятельной.
Примерная тематика занятий в средней группе по СБО.
Предметные представления. 1.Незнайкин урожай.
2.Наши любимые игрушки.
3.Как создается одежда.
4.Чудесные вещи в доме.
5.На чем люди ездят.
Приобщение к труду взрослых. 1.Кто работает в нашем д\с.
2.Экскурсия в овощной магазин.
3.Мастера и мастерицы.
Наблюдения и поведения на улице. 1.Летние следы в природе.
2.Светофор Светофорыч в гостях у ребят .
Ребенку о нем самом. 1. Путешествие в Глазоград.
2.Путешествие в город знаков.
3.Путешествие в замок шумов.
В работе использую дидактические игры: « Разложи одежду по назначению».(одежда женская, спортивная, мужская, рабочая, домашняя).
«Забывчивый портной». (назови деталь,которую забыл пришить портной).Например: рубашка без воротника, сарафан без брительки,халат без пуговиц.)
Д\и «Всякой посуде свое место».
(чайная-верхняя полка, столовая-средняя,кухонная нижняя.)
Д\и «Найди ошибку».
(Муха-Цокотуха накрыла стол.Найти ошибки.)
Д\и «Едет,летит,плывет.»
(определить к какому виду транспорта относится машина).
Д\и «Угадай кто что делает в саду?»
- Утром встречает детей ,проводит интересные занятия;
- Проводит утреннюю гимнастику,спортивные развлечения;
- Взвешивает детей, угощает витаминами,измеряет рост;
Проводятся игры и занятия, в которых ребенок рассматривает себя в зеркало, сравнивает внешние признаки друг друга, рассказывает о своем внешнем виде, объясняет выражение своего лица.
Таким образом на специальных коррекционных занятиях у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейшей бытовых и социальных ситуациях,что поможет им безболезненно интегрироваться в современное общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения
Конспкт занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков"...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...
Паспорт проекта «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения»
в паспорте проекта разработан план работы на год по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...
«Формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушением зрения путем интеграции музыки и физической культуры»
Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....
Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения
консультация для воспитателей...
Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...