Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Кузмичёва Ирина Николаевна

В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики,  и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи, рекомендации для проведения занятий.

 У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения отмечаются нарушения просодических компонентов речи: нарушение речевого дыхания, голоса, темпа  и  ритма.

Нарушения дыхания у детей с нарушениями речи обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.

Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков нарушений речи. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулирован-ным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики,  и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.

Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг

друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.

Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать  детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.

Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л.Гавришевой, Н.Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О.Боромыковой.

«Телесные музыкальные инструменты» по методике Т. Тютюнниковой.

Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

Оригинальные тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Необходимо акцентировать внимание детей на звукопроизношении и на чёткости дикции.

Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

Музыкально - двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в детях творческое воображение.

При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.

Занятия строятся эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали.

Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую челюсть.

С детьми, имеющими диагноз Ф - ФНР (фонетико - фонематическое  недоразвитие речи), необходимо больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

Можно использовать «Игры - забавы» О.Громовой, Т.Прокопенко, которые предназначены для развития мелкой моторики, совершенствования внимания, памяти, пространственной координации и речи детей.

Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая    ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребёнка выслушивать, и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны-двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны-формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

Очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей является сочетание речи и движения под музыку.

Прежде всего надо научить ребёнка основным видам движений под музыку.  Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.

При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных  формах - тексты песен, хороводов,  драматизации с пением, инсценировки.

Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.

На музыкальных занятиях использую и современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Валеологические песни - распевки. С них начинаются все музыкальные занятия:

(»Доброе утро!», «Здравствуйте!»).

Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.

Слушание музыки и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

(«Птичка» по А.Уманской, «Дождь» франц.н.п.).

Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление на основе русского народного творчества.

(«Кошка», «Куклы спят»).

Перед пением песен желательно заниматься с детьми дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок.

(«Погреемся», «На лошадке»).

Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально - ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах.

Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), движение, сонорные и колористические средства.

(«Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи...

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Консультация для педагогов в ДОУ...

Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"

Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп....

«Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи»

В данном материале говорится о семейном воспитании детей с нарушениями речи, так же говорится о речи в норме....

Консультация для родителей" Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"

>Музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на реш...