Главные вкладки

    Учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему:
    Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи

    Кузмичёва Ирина Николаевна

    В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики,  и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи, рекомендации для проведения занятий.

     У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения отмечаются нарушения просодических компонентов речи: нарушение речевого дыхания, голоса, темпа  и  ритма.

    Нарушения дыхания у детей с нарушениями речи обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

    Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.

    Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

    Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков нарушений речи. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулирован-ным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

    В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики,  и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.

    Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг

    друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.

    Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать  детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.

    Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л.Гавришевой, Н.Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О.Боромыковой.

    «Телесные музыкальные инструменты» по методике Т. Тютюнниковой.

    Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

    Оригинальные тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

    Необходимо акцентировать внимание детей на звукопроизношении и на чёткости дикции.

    Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

    Музыкально - двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в детях творческое воображение.

    При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.

    Занятия строятся эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали.

    Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую челюсть.

    С детьми, имеющими диагноз Ф - ФНР (фонетико - фонематическое  недоразвитие речи), необходимо больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

    Можно использовать «Игры - забавы» О.Громовой, Т.Прокопенко, которые предназначены для развития мелкой моторики, совершенствования внимания, памяти, пространственной координации и речи детей.

    Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая    ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

    Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребёнка выслушивать, и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны-двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны-формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

    Очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей является сочетание речи и движения под музыку.

    Прежде всего надо научить ребёнка основным видам движений под музыку.  Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.

    При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных  формах - тексты песен, хороводов,  драматизации с пением, инсценировки.

    Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.

    На музыкальных занятиях использую и современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

    Валеологические песни - распевки. С них начинаются все музыкальные занятия:

    (»Доброе утро!», «Здравствуйте!»).

    Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.

    Слушание музыки и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

    («Птичка» по А.Уманской, «Дождь» франц.н.п.).

    Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление на основе русского народного творчества.

    («Кошка», «Куклы спят»).

    Перед пением песен желательно заниматься с детьми дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок.

    («Погреемся», «На лошадке»).

    Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально - ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах.

    Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), движение, сонорные и колористические средства.

    («Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).

    Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

    В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....

    Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

    Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

    «Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

    Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

    Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

    Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...

    Развитие и воспитание детей с нарушением слуха в семье

    Методические рекомендации для родителей...