«Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Шмелева Палина Григорьевна

консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_s_ovz.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 168

Шмелева Палина Григорьевна, воспитатель.

   Совсем неслучайно в последнее время особое внимание   правительства РФ, научного сообщества и общественности обращено на решение проблем воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность решения обозначенной проблематики вызвана тревожными статистическими данными Научного центра здоровья РАМН. Согласно его данным, число здоровых детей составляет около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Тревожит и то, что распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний и- 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела. Обеспокоенность вызывают статистические данные по степени распространенности в пределах детской возрастной группы: первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), второе с нарушением интеллекта (боле 20%), третье – с нарушением речи (около 20%), остальные нарушения в совокупности составляет менее 20%. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах.

    Дети с ограниченными возможностями – это дети с физическими или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

    Нарушение одной из функций приводит к проблемам в психическом развитии, если не созданы определенные условия лечения и образования. Часто бывает, что ребенок имеет собственно само психическое заболевание, врачебно зафиксированное как общее психическое недоразвитие различного вида или как задержка психического развития разного вида. В возникающих жизненных ситуациях можно наблюдать как вторичные, так и первичные признаки заболевания, выражающиеся в нарушении психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

  Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как подтверждает практика, развить внимание у них можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему ребенку, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с одного вида деятельности на другой.

   С памятью у таких детей также бывают проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений. Но вы не отчаивайтесь и по нескольку раз возвращайтесь к пройденному. Среди таких больных встречаются дети, которые с легкостью усваивают различные события и числа.

   У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки - это одежда, а стул и стол- мебель. Поэтому ребенок беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

   Если вы предложите ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые изображенные на ней предметы. Малыш не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справиться он и составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

   С возрастом и в результате обучения дети усваивают элементарные понятия, которые, однако остаются недифференцированными и мало связанными между собой. Словарный запас у детей очень бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых.

  Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

  Собственная речь детей появляется очень поздно. Некоторые дети могут произносить отдельные слова короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которых они обычно вкладывают определенный смысл.

  Как правило, движения детей неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движение рук и пальцев: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собирать пирамидку.

  Из-за нарушений координаций движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции их движений. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции их движений. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными и координированными.

  Итак, теперь вы знаете отличительные особенности различных сторон психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем поведение детей различно. Один ребенок более спокойный, он сравнительно легко подчиняется требованием взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким детям не под силу выполнять элементарные задания. Но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте любые наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг или провести различные занятия.

  Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание такого ребенка красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а за тем предложите изобразить, например, лисичку, медвежонка.

  Такие дети не могут вести активный образ жизни, так как сверстники избегают общения с ними. Возникает противоречие между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и возможностью ее полноценной реализации.

  Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключатся в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», через создание педагогических условий в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Дети, нуждающиеся в психологической помощи, как в глотке воздуха, и своевременно ее получившие, могут стать дееспособными членами  современного общества. Нарушения и отклонения в развитии и поведении можно смягчит в интенсивности, объеме, что будущие юноши и девушки смогут самостоятельно справиться с жизнью.

Литература.

  1. Гопеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2002.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...

Психолого- педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...


 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

Все-таки я придерживаюсь такого мнения, что спецшколы для деток с нарушениями закрывать нельзя. не готова еще наша система к работе с ними в обычных садах и школах.