Мастер-класс на тему: «Роль логоритмики в развитии музыкальных способностей ребёнка с кохлеарным имплантом»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Гарипова Алсу Марсилевна

В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходимость изменения образовательной ситуации, создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. В наших силах создать особые условия для их успешности и помочь наметить маршруты развития на последующих этапах жизненного пути.

 

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира.

Эта сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать.

Требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить.

  Наша цель -  предоставить ребёнку с КИ максимум условий для индивидуального развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей. Родители ребёнка глухонемые, общаются между собой жестами, лишь  бабушка девочки слышащая.

На развитие личности слабослышащего ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени, такой средой является группа детского сада.

Подход к коррекционной работе с самого начала строился индивидуально под руководством учителя-логопед

   Как музыкальный руководитель, считаю, что одним из возможных решений выше изложенной проблемы является коррекционно-направленная музыкальная деятельность —  ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии ребёнка с нарушениями слуха средствами музыкального искусства. Именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи.
  Из всего этого следует, что активной терапией, включающие в себя здоровьесберегающие технологии, служащие эмоциональным звеном логопедической коррекции для такого ребёнка,  является одно из более  узких  разделов лечебной ритмики – логоритмика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс Роль логоритмики50.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Мастер-класс на тему:

«Роль логоритмики в развитии музыкальных способностей ребёнка с кохлеарным  имплантом»

             Гарипова Алсу Марсилевна,          

             музыкальный руководитель            

             высшей квалификационной категории      

             МАДОУ «Детский сад №314  

             комбинированного вида»                

                                                      Кировского и Московского районов

                                                      г. Казани,

                                                               Казань, 2016


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                

Оглавление

стр

 Введение  

3

1.Значение ритмического и  логоритмического воздействия  для детей с нарушениями речи.

         4

2. 2.   2.Организация и содержание работы

         5

Литература

11

Приложение 1

Логоритмические  упражнения  

13

Приложение 2

Музыкально - ритмические комплексы

         16

   Введение

    Важнейшим в развитии и становлении личности человека является период дошкольного детства, так как именно он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. В современной педагогике и психологии возраст от трёх до шести лет рассматривается как самоценное явление со своими закономерностями, и, в большинстве случаев, субъективно переживается как счастливая, беззаботная, полная открытий и приключений жизнь.

   В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходимость изменения образовательной ситуации, создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. В наших силах создать особые условия для их успешности и помочь наметить маршруты развития на последующих этапах жизненного пути.

В 2015 году к нам в ДОУ поступил  ребёнок в логопедическую  старшую группу после КИ.

   До этого времени мы никогда не работали с подобными детьми.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира.

Эта сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать.

Требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить.

  Наша цель -  предоставить ребёнку с КИ максимум условий для индивидуального развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей. Родители ребёнка глухонемые, общаются между собой жестами, лишь  бабушка девочки слышащая.

На развитие личности слабослышащего ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени, такой средой является группа детского сада.

Подход к коррекционной работе с самого начала строился индивидуально под руководством учителя-логопеда.

1. Значение ритмического и логоритмического воздействия  для детей с нарушениями речи.

   Как музыкальный руководитель, считаю, что одним из возможных решений выше изложенной проблемы является коррекционно-направленная музыкальная деятельность —  ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии ребёнка с нарушениями слуха средствами музыкального искусстваИменно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи.
  Из всего этого следует, что активной терапией, включающие в себя здоровьесберегающие технологии, служащие эмоциональным звеном логопедической коррекции для такого ребёнка,  является одно из более  узких  разделов лечебной ритмики – логоритмика.  Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, а  детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а также ребёнка с нарушениями слуха особенно.

  Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей моей работы.

  Работая  музыкальным руководителем в логопедических группах,  мой опыт диагностики  детей – речевиков  показал, что они, как правило, отстают от своих сверстников в музыкальном развитии: эти дети неловки, ходьба их неустойчивая, походка неровная, часто при ходьбе они шаркают ногами или наоборот излишне напряжены, резки в движениях и суетливы. В пении такие дети отличаются вялостью лицевых мышц, нижней челюсти, плохой работе резонаторов, зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Дети не поют, а говорят, не справляются с произношением, пропеванием  какого-либо звука. Плохо запоминают тексты песен, не согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Такие дефекты сами собой не исправляются.

2. Организация и содержание работы

    В связи с этим,  как  музыкальный руководитель я стала решать задачи преодоления речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в непосредственно музыкальной деятельности средствами логоритмики в логопедических группах.  Применяя  логоритмические упражнения на музыкальных занятиях, я решаю задачи интеграции следующих областей: «Социально - коммуникативного», «Речевого развития», «Художественно- эстетического воспитания», «Познавательного развития», это создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, что является главным принципом условия введения федерального государственно - образовательного стандарта в дошкольном образовании.

  На протяжении последних лет я подбираю материал и методические приёмы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

Такой  подход дает возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи детям с разного рода проблемами.

  Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим упражнениям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,  дыхательной, речедвигательной. Развиваются   моторные и  сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия. 

          Основными задачами логоритмических упражнений являются:

  • Развитие слухового внимания и фонетического слуха.
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
  • Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.
  • Воспитание умения перевоплощаться; выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

   Логоритмические  упражнения включаю в занятия комплексно, связывая с разными видами деятельности, что помогает детям - речевикам легче усваивать программное содержание. Составила схему последовательности включения логоритмических упражнений в программные музыкальные занятия, где отразила, какие именно логоритмические упражнения используются на том или ином этапе занятия.

    Речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому с раннего возраста так важна пальчиковая гимнастика, упражнения под музыку на развитие общей моторики, для мышечно- двигательного и координационного тренинга, ритмические упражнения, речевые упражнения. Выполняются движения по подражанию. Показываем не только сами, но и активно применяем современные информационно - коммуникативные технологии. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

  Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения.  Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с  речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.

   Большое внимание необходимо уделить  речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

  Игры и игровые упражнения, которые проходят на дыхательно-артикуляционном тренинге являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

   Снятию излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения помогает игровой массаж, в него включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.

Основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

   Для развития просодических компонентов речи огромное значение имеют речевые игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.

    Также можно использовать упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст, а дети сопровождают рассказ жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог  выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.

Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

    Большое внимание обращено также на развитие чувства ритма и двигательных способностей, основой которых являются танцевально - ритмические упражнения, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные).

    Ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на регуляцию мышечного тонуса с использованием речевых игр, ритмические упражнения формируют чёткую координацию рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание. Формируют чувство музыкального ритма. Учат расслаблять и напрягать определённые группы мышц, что постепенно развивает умение регулировать мышечный тонус, а значит осознанно управлять движениями своего тела. Давайте  остановимся на более простых упражнениях, который может использовать каждый педагог. (Приложение1)

   Считаю, что логоритмические упражнения полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а так же слабослышащие.  Для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный настрой.  Еще один плюс логоритмических упражнений, это то, что они групповые. Это помогает каждому ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить  общий язык и учиться  активно взаимодействовать друг с другом. Дети становятся более уверенными в себе, раскрепощёнными, активными, организованными.

   Помимо того, что я использую логоритмические упражнения в непосредственно музыкальной деятельности,  в нашем детском саду организованна дополнительная образовательная услуга кружок «Логоритмика», которую посещают дети с различными нарушения речи, в основном дети логопедических групп, в том числе этот кружок посещает и ребёнок с кохлеарным имплантом.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пальчиковые, коммуникативные игры;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

    Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой.  Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

    Логоритмические движения благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а также память, внимание, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач.

   В логопедической ритмике используется множество танцевально - ритмических упражнений,  в которые входят игрогимнастика и  игроритмика.

   Игрогимнастика  позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

    Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая музыкально - ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Такие  музыкально ритмические композиции я  применяю как динамические упражнения на логоритмичвеских занятиях или как комплекс утренней гимнастики.

  Мною разработаны музыкально-ритмические комплексы. Использование музыки для сопровождения таких двигательных  комплексов, является одним из активных общений ребёнка с музыкой. Таким образом, решаются задачи и музыкального и физического воспитания.

Основой данных музыкально-ритмических комплексов являются:

1.Современные ритмы, что способствует поднятию эмоциональной активности у  детей.

2. Использование знакомой детям музыки, - используются мелодии песен, которые дети слышали или исполняли сами.

3. Образность и изобразительность. Дети выполняют  не последовательность скучных упражнений, а слыша знакомую песню, зная её  содержание, дети выполняют, соответствующие музыкальному образу движения и  жесты.

4. Художественное оформление.  Каждое упражнение закреплено художественным   словом, которое помогает детям глубже проникнуться в образ.

5. Все упражнения в музыкально-ритмических комплексах подобраны с учётом   нагрузки на разные группы мышц, а так же с учетом  возрастных и физических особенностей детей.

6. Тематизм. Все упражнения в музыкально-ритмических комплексах объединены    определённой темой, что позволяет соблюдать принципы обучения и воспитания  детей.

Тематика комплексов разнообразна, например по сезону, такие как: «Осень в лесу:, «Зимние забавы», «Как прекрасен этот мир» а также тематические «В гостях у сказки», «Морское путешествие», «Джунгли зовут», «На перекрёстке», «С добрым утром край родной»

Логоритмическая  работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию ребёнка.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и развитию музыкальных способностей.

Литература

  • Программа «Ладушки» Н. Новоскольцевой и И. Каплуновой,
  • «Коммуникативные танцы и игры для детей» А.И. Бурениной,
  • Шумовой оркестр «Весёлая шарманка», «Элементарное музицирование»
  • Т.Э Тютюнниковой,
  • «Забавы для малышей», «Конспекты логоритмических занятий» М.Ю. Картушиной.
  • «Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду» О.А. Арсеневской,
  • «Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Е.А. Алябьевой.

Приложение1

Задание 1:  соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими  движениями.

1. Мы идём по кругу раз, два, три. И шагаем дружно, посмотри.

   Раз, два, три, посмотри, раз, два, три, посмотри.

2.Ходьба на носочках.

   Маме надо отдыхать, маме хочется поспать

   Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу.

3. Лёгкий бег.

 Побежали, побежали, побежали побыстрей.

 Сразу стало нашим детям и теплей и веселей.

4.Ходьба на пяточках.

  Мы на пяточках идём, спину прямо мы несём

  Эй, давай, не отставай, с нами весело шагай.

5. Поскоки.

  Скок-скок- поскок, скачет маленький сверчок.

  И не дремлет яркий мяч, с нами он пустился вскач.

(здесь вы заметили, как работают разные мышцы ног, укрепляя мышечный тонус, но самое главное – дети начинают чувствовать ритмическую основу слова.)

2.Ещё один пример, где слово соединено с движениями.

 Это песня «Виноватая тучка»

1.Злую тучку наказали -  «грозящее»движение указательным пальцем правой руки,

 Ты, плохая, ей сказали – тоже движение пальцем левой руки,

И она заплакала,            - приставляют кулачки обеих рук к глазам, имитируют плач

Да кап-кап-кап закапала -   указательным пальчиком ударяют по ладоням.

Кап-кап-кап дождик пошёл – встряхивающие движения пальцами рук вправо

Кап-кап-кап дождик пошёл – встряхивающие движения пальцами рук влево.

2. Мыши сразу задрожали,  - ручки согнуты в локтях, имитируют дрожание,

  В свои норки убежали,     -    постепенно приседают.

   Птички полетели вниз,   -   машут руками, как крыльями,

   Да сели птички на карниз -  Хлопнуть ладошками по коленкам, согнуть коленки

Кап-кап-кап дождик пошёл – встряхивающие движения пальцами рук вправо

Кап-кап-кап дождик пошёл – встряхивающие движения пальцами рук влево.

3.Пёс по имени Барбос

  Струсил не на шутку -  руками имитировать  «лапки» в сочетание с пружинкой

  Ели ноги он унёс,       -  бег на месте

  В свою собачью будку  - руками показать крышу над головой.

Кап-кап-кап дождик пошёл – встряхивающие движения пальцами рук вправо

Кап-кап-кап дождик пошёл – встряхивающие движения пальцами рук влево.

4.Ну, а мы с тобой не тужим,

   Босиком бежим по лужам     - бег вокруг себя,

  Брызги сразу ввысь летят     - топнуть ногой, потом руки вверх.

  С тучкою встречаются      -   машут руками над головой

  А потом они назад

 На землю возвращаются -    постепенно опускают ручки

шлёп-шлёп-шлёп- 2 раза,  -   топают вправо-влево

Шлёп-шлёп-шлёп дождик идёт – топают вправо –влево.

5.Тучку бедную простили,  - машут руками над головой

  Тучку с миром отпустили, -

 Тучка плакать перестала, -  постепенно опускают руки.

 А потом совсем пропала.  – плечами имитируют удивление  

Кап-кап-кап дождик прошёл – встряхивающие движения пальцами рук вправо

Кап-кап-кап дождик прошёл – встряхивающие движения пальцами рук влево.

Кап-кап-кап     встряхивают руками вправо – влево

3. А сейчас соединим речевую игру с музыкальными инструментами - палочками.  Для развития ритмического чувства используются инструменты, имеющие звук только одной определённой высоты.

                                Игра с палочками «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали?  -  -  -  -

-Мы шагали, мы шагали - ритм. удары вертикально палочками по полу.

Ножки, ножки, вы бежали? --------

-Мы бежали, мы бежали - ритмические удары в ритме бега.

Ножки, ножки вы стучали? -  -  ---  

- Мы стучали, мы стучали – удары концом палочки по полу.

Ножки, ножки вы плясали? --------

- Мы плясали, мы плясали - удары палочкой крест-накрест.

Ножки, ножки, вы устали?  -  -  -  -

- Мы устали, мы устали - удары лежащих палочек друг о друга.

Ножки, ножки, отдыхали? -    -  

- Отдыхали, отдыхали - поглаживание палочек.

И опять всё начинали - ритмические удары по полу.

4. Одной из форм метроритмической работы является активное слушание музыки. Современная детская музыкальная педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с какими- либо движениями, игрой на музыкальных инструментах, звучащими жестами, речевой подтекстовкой. Слушать музыку и одновременно слышать, реагировать сначала действием, а потом внутренним слухом на отдельные её элементы: метр, ритм, динамику - в этом состоит смысл активного слушания.

Предлагаю вам послушать пьесу Д. Шостаковича «Вальс- шутка»

При обычном слушании этого произведения на музыкальном занятии, я бы сказала детям, что музыка звучит в высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно. Эти звуки создают впечатление танцующей куколки. Отрывистые повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатление чего-то механического, игрушечного. Не думаю, что мои комментарии отложатся в долговременную память детей,  и они сами смогут дать характеристику музыкального произведения.

Но эту пьесу детям можно преподнести по- другому.

                            Сказка «Два колокольчика».

Жили-были два друга колокольчика - большой и маленький.

Однажды маленький колокольчик проснулся, увидел, что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему по мобильному телефону-дили-дили-дили-дон, дили-дили-дили-дон! А большой колокольчик ещё спал и, услышав звонок, подумал: «Кто же там, ну кто же там?» решил пока не вставать. Маленький колокольчик ещё раз позвонил -  большой колокольчик всё ещё думал, лёжа в постели «Кто же там, ну кто же там?» Но когда он позвонил в третий раз и не услышал ответа, в дело вмешался Дедушка Металлофон. Он жил вместе с большим колокольчиком, поэтому подошёл и провёл палочкой прямо у него под ухом «Вжик», потом ещё и ещё. И только когда он сыграл четвёртый раз, большой колокольчик проснулся и ответил своему другу, Да, иду с тобой гулять!

 5. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль для детей, имеющих различные речевые нарушения. Ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. На музыкальных занятиях используются дыхательные упражнения на развитие диафрагмально – брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

               Коммуникативная игра «Бодливая корова»

Я- корова, я- корова, я- бодливая корова.  («корова» ходит по кругу)

Я гуляю на лугу, громко песенку пою.

И кого сейчас бодну, тот  мне тоже скажет : «Му!»      (бодает ребёнка, тот на

                                                                         выдохе  говорит «Му!»

Приложение 2

Музыкально – ритмические комплексы

Музыкально-ритмический комплекс Тема: «В гостях у сказки»

Название и описание упражнения

Художественное слово к упражнению

«Огниво» Бодрая ходьба с имитацией игры на барабане

Приглашая в этот зал,

Марш походный зазвучал.

Вот бравый солдат из сказки «Огниво»,

Идёт впереди с барабаном красиво.

«По неведомым дорожкам»

Лёгкий бег.

Пробежимся мы немножко

По неведомым дорожкам.

В тридевятое царство, большое государство

А если добежим - у сказки погостим.

«Карабас-Барабас» 1.Ходьба с акцентом на сильную долю.

2. Ходьба с имитацией кукол.

Шествие кукол ведёт Карабас-

Здесь Буратино приветствует нас.

«Красная шапочка» Подскоки, построение, позиции рук.

Красная шапочка к бабушке спешит,

Всем, кто ей встретится «здравствуй» говорит.

«Разбойники» Поочерёдные махи руками, круговые вращения плечами.

Вот разбойники гуляют-

короля схватить мечтают,

Ой-ляля, ой-ляля, завтра грабим короля.

«Лиса Алиса и кот Базилио»

Приседание с «царапками» в чередовании с выпадами.

Лиса Алиса, Кот Базилио,

Чего опять изобразили вы?

Куда теперь лежит ваш путь?

Кого хотите обмануть?

«Семеро козлят» Упражнение на координацию, имитация бадания в чередовании с лёгкими прыжками.

Ну, а семеро козлят снова танцевать хотят.

Вы пляшите и играйте,

только дверь не отворяйте

«Звездочёт» Сидя на коленях поочерёдно отставлять ноги в стороны, раскрыв руки ладонями вверх.

В небо смотрит звездочёт-

Звёздам он ведёт подсчёт.

Мы с ним не соревнуемся-

На звезды мы любуемся.

«Мама» Сидя  на полу ногами вперёд, выполняют «утюжки» в чередовании с наклонами.

Мама-самое нежное слово!

Нету на свете другого такого.

«Волшебство» Расслабление, дыхательная гимнастика.

Волшебная музыка нас согревает

И каждый о чём - то тихонько мечтает.

«Бременские музыканты»

Динамичная ходьба гимнастическими шагами

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

              В завершении комплекса дети хором произносят сказочный девиз:

             Мы сказки любим разные, и все они прекрасные!

             Мы упражнения выполняли, как будто в сказках побывали.

Музыкально-ритмический комплекс Тема: «Лесная прогулка».

Название и описание упражнения

Художественное слово к упражнению

«Экологический марш» Бодрый шаг.

Нам сосны просигналили подъём

В осенний лес всей группой мы пойдём.

«Зайчишка» Бег в чередовании с прыжками.

На опушке зайчик нас встречает

И в лесную чащу зазывает.

С кочки на кочку лёгким прыжком

Вслед за зайчишкой болото пройдём.

«Чаща»  Пружинящий шаг с элементами на координацию движений

Осторожно! Тише, тише.

Пусть никто нас не услышит.

Через чащу на лужок. Прокрадёмся мы дружок.

«Экологический марш»

Выполнение построения

На полянке разойдёмся

И в природу окунёмся.

«Лось» Поочерёдное сгибание ног в колене - Руки имитируют рога

Царь леса-лось встречает нас сохатай.

Рога он сбросит на зиму, ребята.

«Лиса» Выставление ноги на носок в чередовании с приседанием

Хитрая лисичка осенью старается-

Шубку свою рыжую распушить пытается.

«Медведь» Выпады в стороны в чередовании с наклонами, руки обхватывают туловище

Мишка берлогу свою измеряет-

Смотрит: для сна ему места хватает?

«Белочка»

Имитация сбора зимних запасов В чередовании с прыжками

Белочки орехи дружно запасают-

Тянутся за ними, с веточек срывают.

И от радости потом скачут, скачут кувырком

«Ёж» Лёжа на спине – сгруппировавшись

Перекатывание с бока на бок

Ёж опавшую листву на иголки собирает,

Так он на зиму себе одеяло припасает.

«Уж» Потягивание туловища, лёжа на животе

Успеет ужонок свернуться клубком.

Но тянется к солнышку он перед сном.

«Мотылёк» Стоя на коленях имитация взмахов крылышками и выставление ноги в сторону

Как цветок осенний поздний

Мотылёк склоняется-

Он и с солнцем и с землёю

До весны прощается.

«Листопад» Релаксация – расслабление, дыхание животом

Укроет листва все тропинки лесные,

Укутают землю листочки резные.

«Путь домой» Спокойная ходьба, построение в шеренгу

Детвора в обратный путь шагает,

Лес осенний тихо засыпает.

 

В завершении комплекса дети хором произносят послание лесу:

Спасибо природе за утренний лес,

Теперь мы здоровы и сила в нас есть.

Музыкально-ритмический комплекс

Тема: «Морское путешествие»

Название и описание упражнения

Художественное слово к упражнению

«Яблочко» бодрая ходьба

В путешествие морское

 Приглашаю нынче вас.

Дружным строем на корабль

Мы поднимемся сейчас.

«Водолазы» подскоки в чередовании с «нырянием»/работа стопы и кистей рук/

Снаряжение готово для подводной глубины

Водолазами сегодня побываем тоже мы.

«Капитан» построение, поочерёдные выбросы рук в сторону в сочетании с «брасом» и «кролем»

На мостик вышел капитан

Серьёзный и отважный,

Но улыбнуться иногда и капитану важно.

«Матрос» лазание по канату в чередовании с драиньем палубы.

Далеко ли без матросов

Наш корабль уплывёт?

Мы потрудимся немного-

Каждый службу здесь несёт.

«Остров»ламбада или круговые вращения корпусом с увелечением амплитуды.

На карте морской островок мы нашли,

И ловко по трапу на землю сошли.

Встречает нас племя людей-декарей.

Зовёт дружелюбно на танец скорей.

«Парус» разворачивание паруса

/работа на мелкую моторику рук/

В чередованием с выпадами в стороны.

Попутный ветер вдаль несёт

Корабль пол парусами,

Когда же встретит нас земля

Родными берегами.

«Шлюпка» сидя на коленях,

Ладони  имитируют шлюпку,

Вытягиваются, поднимаясь на колени.

Пресной воды иссекает запас.

Шлюпку отправим на берег сейчас.

Рифы опасные для корабля

Шлюпка на веслах пройдёт без руля.

«Дельфин» лёжа на животе, поднимают одновременно ноги и руки.

Смотрите, дельфины плывут за бортом.

В знакомую бухту мы с ними плывём.

«Плаваем» имитация плавания на спине, на животе.

В тёплой прозрачной водице морской,

Тихо плывём, ощущая покой.

«Причал» спокойная ходьба

Вот раздаётся гудок у причала.

Время покинуть кораблик настало.

В завершении комплекса дети произносят речевку:

 

По морям по океанам плыли мы отважно,

Улыбаться капитанам чрезвычайно важно.

/улыбаются друг другу/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально- дидактические игры и пособия и их роль в сенсорном развитии музыкальных способностей».

Музыкально- дидактические игры и их роль в сенсорном развитии музыкальных способностей детей....

Мастер-класс для педагогов ДОО. Театральное искусство в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников

Мастер-класс для педагогов ДОО. Театральное искусство в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников...

Мастер класс для педагогов Тема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей».

класс  для педагоговТема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»....

Доклад к педагогическому совету на тему "«Реализация единой линии развития музыкальных способностей ребёнка через слушание классической музыки в режиме дня в детском саду»

Слушание музыки как одно из средств воспитания духовного развития ребенка.Влияние классической музыки в разных временных прмежутках на состяние ребенка.В какое время можно слушать классическую музыку ...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов   Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....