РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
материал по коррекционной педагогике на тему

Чуканова Венера Мавлетовна

В работе представлен материал по работе над мелкой моторикой у детей с нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Рука является вышедшим наружу головным мозгом

И.Кант

Актуальность данной темы обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном  возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложится без тактильно-двигательного восприятия. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончике пальцев». И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и им подобные народные игры, не что иное, как тонизирующий, оздоравливающий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Помимо оздоравливающего эффекта стимулируются мыслительные функции и функции речи. А еще ребенок получает заряд положительных эмоций.

Что же является мелкой моторикой?  Какие она имеет особенности, какие нарушения и почему так важно ее развивать?

Мелкая моторика  - это способность выполнять мелкие и тонкие движения кистями и пальцами рук и ног  в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застегивание пуговиц, манипулирование мелким предметами, рисование, письмо и т.д., поэтому от ее развития напрямую зависит качество жизни человека.

Можно выделить три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушение подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии).
  • Нарушения в приеме и выполнении сигнала (например, при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, при Дизартрии, при аутизме и других нарушениях.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Но именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Работу по развитию мелкой моторики важно начинать рано, задолго до поступления в школу. Уже с 6-7 месяцев можно начинать тренировку пальцев рук. Сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводятся разминания и поглаживания ежедневно в течении 2-3 минут. Важно отметить, что если развитие тонких движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и развитие речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Если же отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там , где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев является также мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Помимо речи у детей улучшается внимание, память, слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, воображение, пространственное восприятие. Также в процессе таких занятий формируются личностные качества ребенка: усидчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Учитывая важность данной проблемы необходимо проводить с детьми углубленную работу в этом направлении. Заданий и упражнений по развитию мелкой моторики много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное тут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми и ловкими пальцы становятся не сразу. Чтобы действия приносили детям положительные эмоции нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям. Иначе первая неудача вызовет разочарование, и даже раздражение.

В работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться ряду правил:

  • Игры и упражнения должны проводиться систематически. С каждым разом движения ребенка будут становиться все более плавными, четкими и скоординированными.
  • Игры должны проводиться под наблюдением взрослых, иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь.
  • Постепенное усложнение упражнений – от простого к сложному.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке с точным выполнением движений и приемов.

Варианты занятий по развитию мелкой моторики можно условно разделить на группы:

  • Массаж кистей и пальцев рук. (с предметами и без- массажные мячики, ипликатор Кузнецова).
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Кинезиологические упражнения.
  • Игры с игрушками, мелкими предметами (пазлы, мозаики, конструкторы, пирамидки, кубики, шнуровки, застегивания-растегивания, бусины, палочки, пальчиковые бассейны, завинчивания крышек, доски Сегена).
  • Лепка, рисование, аппликации, вырезание, оригами.
  • Су-Джок терапия.
  • Куклотерапия
  • Игры – сортировки мелких предметов по разным признакам.
  • Игры по системе Монтессори: сенсорные столы, уголки, комнаты.

Об упражнениях и играх по развитию мелкой моторики можно говорить как о великолепном, универсальном дидактическом и развивающем материале. Кроме того они просто любимы всеми детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, а это замечательная возможность плодотворного общения.

Важно привлекать к этой работе родителей. Для этого мы разрабатываем памятки, раскладушки с информацией и рекомендациями.

ГБУЗ КО Новокузнецкий детский клинический

 психоневрологический санаторий

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Новокузнецк , 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. (период с сентября по ноябрь)

                    Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  ...

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.

План  по самообразованию"Развитие  мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....