Кружковая работа «Весёлые пальчики» с детьми с нарушением интеллекта группа Колобок»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Сорокина Валентина Васильевна
Записка кружковой работы Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей с нарушением интеллекта обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 компенсирующего вида» города Чебоксары

Чувашской Республики

Кружковая работа «Весёлые пальчики» с детьми с нарушением интеллекта группа Колобок»

Воспитатель Сорокина В.В.

 

2016

Записка кружковой работы

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей с нарушением интеллекта  обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу.

Актуальность, цель и задачи.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей  с нарушением интеллекта способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Свою работу по развитию мелкой моторики провожу с детьми нарушением интеллекта. У детей  не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 80% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 20% -  средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей посредством дидактических игр и игрушек.

 

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие   задачи:

  1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.
  3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

  1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  2.  Положительная динамика развития мелкой моторики у детей.

Заключение

Чётко спланированная кружковая работа по развитию мелкой моторики рук проводится  еженедельно во вторую половину дня с детьми. Кружок посещают 10 детей. Полученные навыки закрепляются  в повседневной жизни.

Сентябрь

1.  «Прячем ручки», «Флажок»

2.  «Спрячь в ладошке», «Очки»

3. «Котёнок», «Бинокль»

4.  «Ветерок», «Стол»

 Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Октябрь

1. «Брызгалки», «Стул, кресло»

2. «Ямки», «Бочка»

3. «Спрячь шарик», «Птичка пьёт из бочки»

4. «Пирожки», «Миска, гнездо»

Цель:  укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Ноябрь

1. «Спрячь руки!»,  «Птичка в гнезде»

2. «Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде»

3. «Гора из песка», «Крыша, башня, дом»

4. «Пересыпь крупу», «Магазин с прилавком»

 

Цель: развивать хватательные движения, осязание.

Цель: развивать хватательные движения, осязание.

Цель: развивать силу рук,  соотносящие движения рук.

Цель: учить детей пересыпать сыпучие вещества из одной ёмкости в другую.

Декабрь

1. «Где шарик», «Покупатель и продавец»

2. «Сдуй игрушку!», «Мостик»

3. «Что внутри?», «Кораблик»

4. «Бумажные снежки», «Ёлка»

Цель: развивать силу рук  соотносящие движения рук;

 знакомить с предметами разной величины.

Цель: развивать силу руку  укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Цель:  развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

 Цель: развивать силу рук.

Январь

1. «День рождения», «Солнечные лучи»

2. «Погремушка», «Скворечник»

3. «Покажи пальчики!» «Беседующие человечки»

4. «Непослушные колечки», «Ворота»

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

 Цели: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель:  развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Февраль

1. «Мастер - ломастер», «Цепочка»

2. «Разборные картинки», «Шарик»

3. «Мозаика», «Колокольчик»

4. «Курока Ряба»,  «Летит оса»

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать моторику рук.

Цель: развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами

(большим и указательным).

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Март

1. «Сорока – воровка», «Зайчик»

2. «Пластилиновые  узоры», «Зайчик и барабан»

3. «Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь»

4. «Длинная дорожка», «Всадник на лошади»

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приёмами лепки.

Цель:развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук;

знакомить с приёмами лепки (вдавливание).

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Апрель

1. «Заборчик», «Собака лает»

2. «Фигурки», «Гусь»

3. «Домик», «Курочка»

4. «Волны», «Петушок»

Цель: развивать соотносящие хватательные движения рук, деференцированные  движения пальцев рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Май

1. «Кладём плитку», «Улитка»

2. «Узоры», «Домик улитки»

3. «Весёлый шнурок», «Кошка»

4. «Развяжи бантик», «Мышка»

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Цель: развивать  движения пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы.

Изначально, конспект был разработан для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности и детей с ОНР. Основной идеей занятия, была демонстрация совместной работы детей в ОВЗ и де...

Кружковая работа "Весёлые пальчики"

Развитие мелкой моторики, стимулирование двигательной активности детей....

Программа кружковой работы «Весёлые пальчики»

целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранени...

План кружковой работы "Весёлые пальчики"

Ребенку уже в раннем возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм ...

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...

«Использование технологии Воскобовича в работе учителя - дефектолога в подготовительной группе с детьми с нарушением интеллекта».

Ни для кого, не секрет,что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития детей. Игра, это большой мир познания, через который ребёнок; попадает в мир ощущений, представлений, восприят...