Проект «Эмоциональное благополучие воспитанников в ДОО в условиях реализации ФГОС»
проект по коррекционной педагогике на тему

Пудкова Наталья Вячеславовна

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Проект

«Эмоциональное благополучие воспитанников

в ДОО в условиях реализации ФГОС»

Составители проекта:  

Пудкова Н.В., Ширяева Г.Ю., Жабина А.С., Коваленко И.В.

г. Вуктыл

2013 г.

Актуальность проекта

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребёнка как в семье, так и в дошкольном учреждении, т.е. формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире. Известный психолог Р.С. Немов отмечал, что коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Современные условия общества, ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном и социальном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, формируют нерешительность, замкнутость, неуверенность в себе и своих действиях и поступках. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца» открытый ещё Л.С.Выготским. Под этим термином понимается чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребёнок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомлёнными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребёнка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Теоретическое обоснование:

"Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее

значение, чем другие стороны, и составляет предмет

и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля".

Л.С.Выготский

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

- безусловное принятие и понимание каждого ребенка (умение увидеть и понять внутренний мир каждого ребёнка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми) для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней атмосферы);

- равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребёнка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов Детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками ( в частности, при разработке индивидуальных  образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);

- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребёнка и его стремления к самостоятельности;

- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы;

- тактичное общение с ребёнком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

- конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществления профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».

Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребёнка. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность ребёнка, поэтому одной из главной задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребёнка, является обеспечение ребёнку состояния эмоционального благополучия.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогая воспринимать окружающую действительность и реагировать на неё. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, развитие умения общаться со сверстниками, динамика развития личностной сферы, удовлетворение потребности детей в эмоциональном контакте с другими людьми – основа понимания внутреннего мира маленького человека, залог психического здоровья и благополучия, развития полноценной личности и возможных перспектив развития.

Цель проекта: 

Развитие эмоциональной и личностной сферы дошкольников, формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Задачи проекта:

- Формировать умение выражать основные эмоции и чувства, понимать их проявление у других людей;

- учить различать, осознавать эмоции и чувства в расширенном спектре;

- развивать умение адекватно выражать свое настроение в соответствии с нравственными нормами;

- способствовать снижению психоэмоционального напряжения, обучать приемам мышечного саморасслабления;

- развивать навыки общения посредством различных средств – языка жестов, мимики и пантомимики;

- осваивать позитивные формы поведения, обучать правилам культурного поведения и общения в различных жизненных ситуациях;

- сформировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок;

- научить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого человека);

- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, осознавать свою собственную индивидуальность и уникальность, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера, способность выражать словом свои чувства.

Принципы реализации проекта:

- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основная идея проекта:

Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребёнка, период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, установления первых отношений со сверстниками и взрослыми людьми, а вместе с тем – повышенной ранимости, чувствительности и эмоциональности. Эмоции участвуют в формировании у ребёнка социального взаимодействия и привязанностей, так как способность правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека является важным фактором для формирования межличностных отношений.  В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация личности, усвоение системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важную роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки, в процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОО, а значит его полноценное развитие. 

Основная гипотеза проекта:

  • Использование модели образовательной технологии эмоционально-личностной сферы на основе проектного подхода приведет к  позитивной динамике эмоционального развития ребенка; гармонизации образа «Я», выступающей в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе (повышение самооценки); уверенности в себе и своих возможностях; к положительным изменениям в эмоциональной и познавательной сферах.

Содержание и этапы проекта:

I этап «Подготовительный» - 2013 – 2014 уч. год

  • Изучение спроса родителей на данный вид услуги через анкетирование.
  • Подготовка материально – технической базы, необходимой для реализации проекта:

- создание методической базы (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по эмоциональному благополучию дошкольников;

- создание в группах предметно - развивающей среды для развития эмоциональной сферы: «Уголок настроения», «Уголок эмоций»,  «Уголок уединения», Мобильный "Домик-трансформер", "Уголок сюрпризов", Копилка добрых дел", "Цветок успехов", "Уголок достижений".

- создание и оборудование комнаты психологической разгрузки.

  • Составление сметы расходов.
  • Подбор необходимого оборудования для комнаты психологической разгрузки.

II этап «Основной» - 2014 – 2015 уч. год

  • Разработка образовательной программы по эмоциональному благополучию «Я дарю тебе радость» для детей 5-7 лет.
  • Выход на платные услуги.

III этап «Заключительный» 2015 – 2016 уч. год

  • Привлечение внимания родительской общественности к работе ДОО по формированию эмоционального благополучия у дошкольников.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Развитие и совершенствование эмоциональной сферы личности ребёнка: знание основных эмоций, чувств, развитие эмпатии.

2.Развитие личностной сферы: повышение уверенности в себе, положительных поведенческих навыков, снижение агрессии.

3. Развитие произвольности поведения, саморегуляции.

4. Развитие коммуникативных умений и навыков.

5. Повышение психологической комфортности в детском коллективе.

Участники проекта:

  • Заведующий МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
  • Старший воспитатель
  • Воспитатели
  • Родители
  • Дети старших и подготовительных к школе групп

Финансирование проекта  

Смета расходов приобретенного методического сопровождения проекта.

При подготовке Проекта использована методическая литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.Н. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  6. Микляева Н.В., Толстикова С.Н. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2010.
  7. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010.
  8. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1999.
  9. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.: Издательство Гном и Д., 2004.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос,1999.
  11. Справочник педагога-психолога. №9, 2014.; №11, 2014.
  12. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.
  13. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь

ПРИКАЗ  от  22.10.2015г. №242   "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачами данного проекта являются:1. Разработка и описание технологии проектной деятельности в условиях ДО в рамках организационно-методической работы педагогического коллектива МБДОУ № 3;2. Внедрение...

Проект на тему: «Организация РППС в условиях реализации ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования».

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересо...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...

Проект "Модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А современному педагогу необходи...