Главные вкладки

    Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в детскому саду
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Размоскина Алина Леонидовна

    Видимый результат:

    1.Повышается самооценка  в новом коллективе.

    2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности.

    3.Оснижается проявление обидчивости, эмоциональной неустойчивости, скованности.

    4. Дети умеют контролировать свои эмоции.

    5.Снижается проявление страхов и тревоги.

    6. Повышается работоспособность и умение заканчивать начатое дело.

    7.Формируется понимание и умение дать словесные инструкции, умение вести диалог (при работе в паре), развивается связная речь.

    8. Развивается твердость руки,  мелкая моторика, глазомер , логическое мышление (умение построения паттернов и логических цепочек в рисунках).

    9. Улучшается сон и настроение.

    10. Дети делаются более уравновешенными.

    11. Проявляют творческие способности.

    12. Повышается внимательность.

    13. Происходит развитие коммуникативных способностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе  с детьми с ОНР в период адаптации к детскому саду.

    Полищук С.А., Размоскина А.Л.,

    воспитатели, МБУ «Школа № 26»  с/п д/с «Тополек»

         Поступление в новое дошкольное учреждение – стресс для нормально развивающихся детей. Однако исследования показали: их сверстники с проблемами в развитии (в нашем случае с общим недоразвитием речи) подвержены стрессу в этот период гораздо больше. У детей с ОНР с интеллектуальной недостаточностью преобладает низкий и средне-низкий уровень адаптации. Со слов родителей известно о страхах и тревожности детей, резкой смене настроения и поведения.

         Первоначальный приход детей в группу ОНР происходит в старшем дошкольном возрасте, вызывает естественные трудности. Трудности эти связаны с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него  среды в среду другого дошкольного учреждения. Для него меняются все основные параметры среды: материальная обстановка (интерьер группы), встречи с незнакомыми взрослыми, другой коллектив сверстников, другие нагрузки в группе ОНР и другие требования педагогов в новом дошкольном учреждении.  В этом случае говорят об адаптации.

         Адаптация к новому дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых, родителей и воспитателей. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и так же привыкают к требованиям детского сада. Воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Поэтому обостряется обстановка в группе, и мы, педагоги, ищем все новые и новые способы решения проблемы выхода из стрессовой ситуации.

         Стресс вызывает эмоциональные осложнения и, как следствие, ситуационно-личностные реакции расстройств поведения и эмоций у ребёнка:

    - агрессивность (ломает игрушки, дерется, кусается и т.п.);

    - вспыльчивость (грубо отвечает;

    - негативизм (делает всё наоборот);

    - демонстративность (отворачивается спиной);

    - обидчивость;

    - конфликтность (не уступает игрушек, место в игре, за столом);

    - эмоциональная отгороженность  (занят своим делом и не замечает окружающих);

                - нерешительность (отказывается от ведущих ролей, не высказывается;

    - страхи (страх темноты, того, что не заберут родители;

    - тревога (неожиданно вздрагивает, закрывает глаза, отгораживается руками);

    - скованность (запинается в речи);

    - заторможенность (не знает чем заняться;

    - избегание умственных усилий (быстро устаёт);

    - двигательная расторможенность (темп действия убыстрённый, хаотичные  навязчивые движения);

    - речевая расторможенность (речь взахлёб, невнятная речь);

    - непонимание словесных инструкций;

    - застреваемость (навязчив при общении);

    - снижение работоспособности, быстрая утомляемость

    В поисках нового и нетрадиционного

          Нетрадиционная техника рисования Zentangle (Зентангл) – техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.

         Ориентация на возраст: эта техника прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

         ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. и маркер, фломастер или ручка черного цвета. Это делает данную технику доступной и мобильной. 

          В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).
    Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

         Методика Зентангл была изобретена американцами  Риком Робертсом  и Марией Томас, и, как многие гениальные вещи - изобретена она была совершенно случайно. Однажды Мария, как все мы, рисовала причудливые узоры на полях своей тетради и прислушивалась к ощущениям (видимо мероприятие оказалось совсем скучным). А каково было ее удивление, когда она поняла, что рисуя, испытывает легкость, свободу полёта, безграничного спокойствия и полного сосредоточения на том, что она делала. Волнения уходили, зато наступала необычная сосредоточенность.

    «Зентангл» в детском саду

                Возможности «зентангла»  для детей с ОНР в период адаптации:

          Возможно использование как одного из эффективных подходов к осуществлению педагогической помощи детям с особенностями в развитии, поскольку эта техника повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением и общением, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля.

         Ценность применения рисования «Зентангл»в  целях облегчения прохождения периода адаптации заключается в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с разными чувствами, выражать их и учиться контролировать.

         По мнению К. Юнга, арт-терапия, эффектом, которой несомненно обладает «зентангл», особенно эффективна в тех случаях, когда ребенок не может ясно и четко выражать свои мысли вербально. В этом случае невербальный язык общения вселяет в ребенка уверенность, что он услышан и понят.

         В основе данного способа лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок учится делать выбор, принимать решение.

    Применение «Зентангла» в режимных моментах

    Вначале проводим вводный мастер-класс с целью ознакомления детей с техникой. Знакомим с волшебными листочками (волшебство их в том, что с ними мы будем делать много интересных вещей, они будут нашими друзьями, помощниками, с ними никогда не будет скучно). Показываем как можно делить листочек на секторы, какие можно рисовать линии, некоторые узоры и шаблоны. Дети быстро схватывают и почти сразу же начинают фантазировать.

    В течение дня:

         Утренний сбор-беседа.

         Садимся в круг. Задаем вопросы. Ведем беседу, если ребенок не участвует в беседе, а просто рисует на листочке, можно потом один на один  обсудить, что он нарисовал. Или наоборот, дать ему главную роль, попросить при всех рассказать о своем рисунке, если ребенок готов сразу выйти на публику. Так проходит знакомство, влияние в коллектив, налаживание межличностных отношений.

    Во время восприятия художественной литературы, чтобы отвлечь от навязчивых движений при стрессе, используем при трудностях восприятия сложного материала.

    Цель: развитие умения пересказывать, используя иллюстрации в виде зентангла (функция мнемо-таблиц), происходит выход из речевой пассивности или расторможенности.

        Штриховка.

         Цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

         В свободной деятельности с целью  снятия агрессивных вспышек, сглаживание конфликтных ситуаций. Как способ налаживания контакта со сверстниками и взрослыми.

         После сна во время «переживаний» в ожидании родителей «скоротать время», научить расслабиться и отвлечься.

         На прогулке зарисовки  во время двигательной расторможенности, для разрешения конфликтных ситуаций.

        Игры для облегчения прохождения адаптации:

         - Игра «Разговор наедине», или «Мне хорошо рядом с тобой!», или «Посекретничаем»  (для детей, которые трудно идут на контакт со взрослыми).

         Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

         Материал: листочек бумаги, маркер.

         Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может игра-рисование с воспитателем наедине. Используя графические образы, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.

            - Игра «Расскажи, что случилось-получилось»

          Материал: листочки бумаги, маркеры.

         Цель: снятие эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, формирование потребности в дружеском общении, облегчение детям задачи начать и продолжать межличностные отношения.

         При возникновении вспышек агрессии, при возбуждении ребенка, раздражении, воспитатель уединяет ребенка с предложением, просьбой или заданием (в зависимости от настроения ребенка) разрисовать  готовые шаблоны или создать свои, абстрактные.

         В зависимости от ситуации можно оставить ребенка одного или побыть с ним наедине. Если у ребенка возникнет желание поговорить, воспитатель выслушивает. Но чаще всего ребенок, успокоившись, уже не хочет вспоминать о конфликте.

         - Игра «Придумай свой дизайн подарка для нового друга»

         Материал: листочек бумаги, маркер.

         Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование потребности в общении, облегчение детям начала межличностных отношений.

         Предложить ребенку нарисовать подарок для нового друга на волшебном листочке. Попросить заполнить секторы рисунками с мыслями о том, во что будут играть, о чем разговаривать и т.д. Если ребенок готов подарить свой подарок товарищу, пусть подарит, если пока не готов, отложить на потом.

        - Игра в паре «Давай посидим вместе» для детей, трудно сближающихся с другими»

         Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения, налаживание межличностных контактов.

         Материал: листочек бумаги, маркер.

         Детей уединяют вдвоем, сажают рядом,  соприкасаясь спиной друг к другу. Воспитатель рекомендует нарисовать на листочке какие-нибудь интересные или смешные узоры. Так ненавязчиво происходит сближение. Дети вроде бы и рядом, но и не сразу оставлены наедине глаза в глаза. Чаще всего дети в конце рисования начинают оборачиваться, заглядывать друг к другу и начинается диалог.

         - Игра «Посмеемся вместе»

         Материал: листочки бумаги, маркеры.

         Цель: снятие эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, чувства страха или тревоги, настрой детей на позитивное дружеское общение. Игра не исключена, для легко возбудимых детей, но необходимо постараться вовремя остановить, если поведение ребенка выходит из-под контроля, и показана заторможенным детям с целью раскрепостить, научить показывать свои эмоции.

          Воспитатель предлагает заполнить секторы изображениями смешных человечков (можно упростить: закорючки, колобочки, крючочки, все, что может рассмешить  детей). Обязательное последующее обсуждение.

         - Игра «Уничтожим монстрика»

         Материал: листочки бумаги, маркеры.

         Цель: снятие эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, чувства страха или тревоги.

         Воспитатель рассказывает историю (возможно даже про себя, якобы он уже делал такое много раз) как можно заточить в листочек монстрика (или того, что или кого боится ребенок). Рассказать, что раз листочки волшебные, то он оттуда уже никогда не выберется. А если взять лист бумаги, разорвать его намного мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.

    Пик выхода из периода адаптации

         - Игра «Собирание сокровищ»

         Цель: сплочение коллектива, обучение способу выражения своего эмоционального состояния, формирование умения работать в коллективе, составлять коллективную работу, развитие навыков речевого общения, обогащение словаря словами-синонимами.

         Материал: один лист бумаги большого размера.

         Воспитатель изображает контур сундука или мешка, делит его на секторы. Каждый ребенок заполняет свой сектор узорами и рассказывает, что же он туда сложит.

    Можно «складывать» материальные сокровища, но можно подвести детей к тому, что в работу можно «сложить и такие «сокровища»: как добро, ласку, дружбу, взаимовыручку, тепло. Интересно понаблюдать, какие ассоциации вызывают эти понятия, как дети выражают их в рисунке (например, тепло-солнышко, ласка-кошечки…)

         Видимый нами результат:

    1. Повышается самооценка, особенно при адаптации в новом коллективе.

    2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности, демонстративности, конфликтности (дети учатся отвлекаться на другом занятии, переключаться).

    3. Снижается проявление обидчивости, эмоциональной неустойчивости, скованности.

    4. Дети умеют контролировать свои эмоции, умеют увлекать себя интересным делом

    5.Снижается проявление страхов и тревоги (по опросу родителей и наблюдений психолога).

    6. Повышается работоспособность и умение заканчивать начатое дело.

    7. Формируется понимание и умение дать словесные инструкции, умение вести диалог (при работе в паре), развивается связная речь.

    8. Развивается твердость руки,  мелкая моторика, глазомер, логическое мышление (умение построения паттернов и логических цепочек в рисунках).

    9. Улучшается сон и настроение.

    10. Дети делаются более уравновешенными.

    11. Проявляют творческие способности.

    12. Повышается внимательность,

                13. Происходит развитие коммуникативных способностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4 лет»

    Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 3 1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………………………………32. План работы………………………………………………………………………………7 Заключение…………………...

    Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

    Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3    2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...

    методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

    Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

    Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в период адаптации к детскому саду.

    Описана технология применения арт терапии для детей в период адаптации к детскому саду. Фотографии, демонстрирующие работу, опубликованы в альбоме. Технология разработана и описана в соавторстве...

    Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду

    Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывае у детей положительные эмоции....

    Конспект ОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию c использованием нетрадиционного рисования. "Кубань - казачий край". (проводится занятие в форме викторины)

    Конспект ОДв старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию c использованием нетрадиционного рисования."Кубань - казачий край".(проводится  занятие в ф...

    Конспект ОД в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию c использованием нетрадиционного рисования. "Символика Ленинградского района".

    Конспект ОДв подготовительной группе детского садапо нравственно-патриотическому воспитаниюc использованием нетрадиционного рисования."Символика Ленинградского района".Программное содержание...