Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха".
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Аникеева Ольга Геннадьевна

В консультации предлагается материал с помощью которого родители в домашних условиях могут помочь своим детям развить фонематический слух

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры для развития фонематического слуха». 
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. 
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и Щ, Ш и Ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. 
                                                         Выдели слово 
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 
                                              Какой звук есть во всех словах? 
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. 
                                                 Подумай, не торопись. 
Предложите ребенку несколько 
заданий на сообразительность
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. 
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) 
Подбери слово, чтобы первый звук был Б а последний – А (банка, бумага, бутылка, булка...)
Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например : Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. 
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 
                                                     Шутки - минутки. 
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок  находит ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: 

Хвост с узорами, 
сапоги со шторами. 

Тили-бом! Тили-бом! 
Загорелся кошкин том. 

За окошком зимний сад, 
Там листочки в бочках спят. 

Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет мёд. 

Кот плывет по океану, 
Кит из блюдца ест сметану. 

Куклу выронив из рук, 
Маша мчится к маме: 
Там ползёт зелёный лук 
С длинными усами. 

Божья коробка, полети на небо, 
Принеси мне хлеба. 

                                                                   Эхо 
Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Взрослый называет по очереди несколько простых слогов (ау-уа; то-ту…), а потом предлагает ребенку повторить их. Далее вариант усложняется: вместо слогов взрослый говорит слова. 
                                                          Живая азбука 
Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч- С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук. 
                                                         Перевозим грузы 
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
                                                   
                                                        Путаница 
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например: 

Русская красавица своей козою славится. 

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. 

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. 

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование игр для развития фонематического слуха"

Консультация логопеда для родителей "Использование игр для развития фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста"...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Консультация для родителей по развитию фонематического слуха.

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....