Инклюзивное образование или ответ на вызовы времени
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Тихомирова Наталья Михайловна

Вопросы инклюзивного образования – актуальная тема для нашей страны. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и трудностей, которые еще предстоит преодолеть.

Инклюзивное образование, или как еще его называют, включающее образование  – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование или ответ на вызовы времени

Вопросы инклюзивного образования – актуальная тема для нашей страны. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и трудностей, которые еще предстоит преодолеть.

Инклюзивное образование, или как еще его называют, включающее образование  – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дает такое определение: «Включающее образование — это шаг на пути достижения конечной цели — создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».

Государство и общество диктуют новые социальные требования российскому образованию — обеспечение равного доступа всех людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.                                               Вместе с тем, увеличивается количество воспитанников с проблемами здоровья, характеризующихся неоднородностью по уровню физического, психического и социального развития.                                                                   Изменение отношения общества к таким детям, признание права личности на уважение, уникальность, вариативность и многообразие ее проявлений в различных сферах деятельности, определение целей, задач, приоритетных направлений в области специального образования и интеграции вызывает необходимость определения оптимальных условий образования, способствующих наиболее полной самореализации дошкольника, раскрытию его природных задатков на основе учета его интересов и способностей.  

Так канадский профессор Ричард Зиглер  на лекции «Международный опыт инклюзии», которую организовал  Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования совместно с Центром лечебной педагогики, и прочитанной в 2010 году, рассказал об опыте инклюзивного образования в Канаде. Сам профессор много лет занимался инклюзивным образованием  у себя на родине, а выйдя на пенсию, стал продвигать и внедрять инклюзивный подход по всему миру. Учёный и практик он работает в настоящее время в Танзании, Перу и России.

Введение инклюзии в Канаде, по его словам, позволило сократить расходы канадского бюджета на каждого ребенка с особыми потребностями с  30-ти до 10-ти тысяч долларов в месяц. Профессор отметил, что благодаря инклюзивному подходу дети после окончания школы могут найти себе работу в социуме. К примеру, их берут на работу уборщиками или мойщиками посуды, бывшие одноклассники, достигшие успеха в бизнесе.

Р.Зиглер говорит о том, что инклюзия - общее отношение ко всем в чем-то недостаточным детям в школе – детям с расстройствами психики, или колясочникам, или детям из очень бедных семей, или детям другой культуры и т.д. и т.п. и обучение всех столь разных по состоянию здоровья, и по уровню общей первичной подготовки в одном классе.

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX в. образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений в систему специализированных государственных школ. С 1908 г. благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.

Такое инклюзивное образование, это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. 

Начинать инклюзивное образование рекомендуется с раннего детства, с детсадовских групп, сформированных по принципу включения в них детей с ОВЗ, чтобы затем, уже в школе, процесс шёл более гладко.

Говоря об инклюзивном образовании, можно предложить детям с ограниченными возможностями просмотр самых разнообразных виртуальных экскурсий, как один из важнейших, а главное интересных, способов обучения, который будет помогать ребенку с ограниченными возможностями познавать окружающий мир, развивать речь, расширять кругозор, формировать нравственные качества и многое другое.

Мир меняется, и в настоящее время возникают новые ценностные ориентации, обусловленные глобальными процессами, происходящими в нем: информатизацией, технологизацией, прагматизацией нашей жизни. Все это, естественно, сказывается на становлении личностных компетенций у детей-дошкольников. Поэтому очень важно в современных условиях не забывать знакомить детей с народными сказками, сказочными персонажами, чтобы сохранить гуманистическую и гуманитарную составляющие воспитания. Ведь именно эти стороны педагогического процесса позволяют обеспечить воспитание таких качеств личности, как духовность, любознательность, пытливость, потребность в более глубоком и активном познании явлений жизни, интереса к окружающей действительности.

Говоря об инклюзивном образовании можно выделить несколько его принципов:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  1. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  1. Все люди нуждаются друг в друге;
  1. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  1. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  1. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  1. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. И основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки. Тем более, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями.

 «Все мы родом из детства» - этот известный афоризм объединяет в себе и прошлое, и настоящее. И будущее нашей жизни. Действительно, то, что заложено в нас в детстве, мы несем через всю жизнь. И даже когда становимся взрослыми. Все наши мысли, поступки, решения определяются системой воспитания, обучения и развития, которая непрерывно воздействовала на нас, питая пытливый детский ум и формируя душу.

Включение в учебно-воспитательный процесс детей с ограниченными возможностями напрямую связан с технологиями. Роль виртуальных экскурсий в данном процессе – создание системы поддержки, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, виртуальные экскурсии будут помогать ребенку познавать культуру, адаптироваться.

Просмотр виртуальной экскурсии может выступить как некий помощник в снятии нервно-психического напряжения; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. Виртуальная экскурсия может пробудить у ребенка вкус к жизни, расширить границы своих возможностей, найти новых друзей, сделать свою жизнь и жизнь своих близких интересной и насыщенной.

В виртуальной экскурсии возможно использовать разнообразные методы психологической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями: беседы (с ним может поговорить любимый герой сказки), разнообразные игры, тренинговые упражнения, можно включить в экскурсию различные мелодии.

Зажечь искорку в глазах ребенка, сделать учение радостным и посильным – та задача, с которой должен справится педагог, а с помощью виртуальных экскурсий она становится легче и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога. Вызовы времени и ключевые компетенции.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. В  не...

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...

Цифровизация и вызовы времени: ПиктоМир у нас в детском саду.

    Учитывая возрастающие темпы информатизации общества, цифровизации промышленности, образования и науки, в рамках перехода к цифровой экономике, специалисты ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН разраб...

"Цифровизация и вызовы времени"

В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, нужных для осуществления преподавательской работы по продажи программ дошкольного образования, представляет собой влад...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...