ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Косенкова Виктория Викторовна

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области

 

Муниципальное казенное учреждение

«Организационно-методический центр учреждений образования

Балаковского муниципального района Саратовской области»

(МКУ «ОМЦ»)

Методическое

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО  ДОШКОЛЬНОГО   УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»

 

 

 

Предоставил:

Косенкова Виктория Викторовна

Воспитатель МАДОУ –детский сад № 3

 

 

 

 

 

 

 2016-2017 учебный год

Введение

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

 живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметный мир детства — среда развития всех специфических видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться  на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.

 Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения. Перед образовательными учреждениями поставлены задачи создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Развитие здорового ребёнка всегда являлось приоритетной задачей психолого-педагогических наук и практики. Сегодня актуальность проблемы воспитания дошкольника, как субъекта детских видов деятельности и поведения, возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребёнка субъективных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребёнком, оценить качество достигнутого результата. Выраженная субъектность малышей требует изменения позиции взрослого в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и обучения детей.

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.   Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.

Вот здесь и встаёт вопрос о месте педагога в организации образовательного процесса. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит и уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Дело в том, что только поистине преданный своему делу воспитатель является автором всего образовательного процесса, так как он, зная особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует и создаёт окружение, определяя своё место в нём относительно каждого ребёнка.

Актуальность проблемы организации предметно- пространственной развивающей среды.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения, аквариумы и террариумы, мини-теплицы), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).

Психологи отмечают влияние цветовой гаммы окружающих предметов на эмоциональное состояние детей. Так как каждый цвет оказывает определённое воздействие на психоэмоциональный фон ребёнка (успокаивает, возбуждает, притягивает, отталкивает, утомляет), то необходимо учитывать назначение каждой зоны при её оформлении. Не следует оформлять спальную комнату в ярко-красных тонах, а игровую зону можно, наоборот, сделать солнечной.

Немаловажным фактором в развитии положительных эмоций является общение детей с природой даже в закрытом помещении. Именно поэтому, создавая уголки природы, очень важно подбирать растения, радующие глаз, то есть, несущие положительный эмоциональный заряд.

Следует учитывать, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает взгляд и побуждает ребёнка следить за своим внешним видом. В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики).

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из наших задач - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей.

Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.

Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:

·        автосалон,

·        морская тема (корабль),

·        мастерская,

·        военная база,

·        либо уголок космоса в детском саду.

Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. В нашем детском саду проблема пространства была решена нашими педагогами с помощью замены больших автомобильных модулей на чехлы. Благодаря чему предметно-развивающая среда в группах сохранила мобильность, вариативность, многофункциональность.

Заключительная часть

 

Базовое содержание компонентов развивающей предметной среды нашего детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребности  актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе обогащения предметной  базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогически процесса и преемственность этапов развития деятельности в дошкольном возрасте обеспечиваются также и системой развивающей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе нашего детского сада.

Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком, отличает от обычной  бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей  имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам.

Базисная характеристика развивающей предметной среды — ее дизайнерское, в том числе стилевое решение. Предметная среда нашего учреждения загружена обилием разностильных вещей, она призвана открыть ребенку пространство для ориентировки и действия.

Пространство групп не позволяет использовать транспорт, в том виде, в котором делали раньше, это должно быть всё мобильно, мы вышли из этой ситуации так, мы сшили маркеры, это может быть любой транспорт: скорая, полиция, пожарная, корабль. Детям очень нравится, и играют с удовольствием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markery.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства» Предоставил : Косенкова Виктория Викторовна Воспитатель МАДОУ –детский сад № 3

Слайд 2

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А .

Слайд 3

Скорая помощь

Слайд 4

Пожарная служба

Слайд 5

МЧС и полиция

Слайд 7

Гараж

Слайд 8

Корабль

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицкой Зои Владимировны на 2013-2014 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицко...