«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Пермякова Нина Николаевна

Перед нами,  специалистами, работающими с такими детьми,  встала проблема – создать оптимальные условия одновременно  для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных  качеств личности наряду с коррекцией речевых нарушений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекция речевых нарушений

у дошкольников  с ЗПР средствами логопедической ритмики»

                        За последнее время своей работы учителем - логопедом мне все чаще приходится сталкиваться с тем, что количество «особых» детей постоянно увеличивается год от  года. В компенсирующую группу поступает все больше детей, имеющих более отягощенные формы задержки развития. Все чаще приходят дети,  у которых прослеживается  наряду  с общей соматической  ослабленностью  и замедленностью развития  локомоторных функций,  некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движения. Дети испытывают трудности ориентирования в пространстве. Почти у всех детей, поступающих в группу, недостаточная координация пальцев кисти рук, недоразвитие  мелкой моторики. Кроме того, все чаще можно наблюдать детей с общей вялостью  артикуляции,  что, как правило, обусловлено  проявлением невралгической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц. Отсюда, как следствие, проявляются и нарушения в звукопроизношении, бедность и недостаточность словаря. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти. Кроме того, все чаще поступают дети с ярко выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, её незрелостью. У таких детей наблюдаются еще и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Поэтому перед нами,  специалистами, работающими с такими детьми,  встала проблема – создать оптимальные условия одновременно  для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных  качеств личности наряду с коррекцией речевых нарушений. Эту проблему можно решить,  осуществляя системный подход в коррекции  развития этих «особых» детей. И одним  из условий, или можно сказать средством системного подхода в коррекции выше указанных недостатков у «особых» детей наряду с недостатками речи, мы считаем,  может являться логоритмическая гимнастика.

Из истории становления  логопедической ритмики как науки

По мнению многих педагогов-исследователей, занимающихся этой проблемой, в частности Е.П.Фуреева – кандидат педагогических наук утверждает,  что логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления различных речевых нарушений и задержки психического развития. Музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с лечебной целью.

В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка. Впервые система музыкально-ритмических  движений была разработана в Европе швейцарским педагогом и композитором  Э.Жаком-Далькрозом и получила широкое применение во многих странах в области дошкольного и младшего школьного образования. Ритмика по системе Жака-Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, широко используется в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации. Всем известно, что у детей с ЗПР нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики. Движения моторики плохо скоординированы, носят неловкий, нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствует ритмичность и плавность. Поэтому логопедическая ритмика для дошкольников ЗПР совершенно необходима.

В России для нервно-психических больных с 30-ых годов 19 века в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. В.А. Гиляровский  первый в России ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, впоследствии стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

Большой вклад в исследование данного вопроса внесли В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская. Они подметили разницу между логопедической ритмикой и методикой ритмического воспитания, подчеркивая важность уделения особого внимания слову в упражнениях логопедической ритмики. Ю.А.Флоренская, применяя логоритмику в комплексном воздействии на больных с афазией, отмечала в своих работах её значимость: «Ритмотерапия дает стойкий положительный эффект в коррекции музыкальной стороны речи: мелодии, ритма, логического ударения, пауз. Смысловое содержание речи передается словами, но эмоциональность, субъективную значимость высказываний отражает музыкальный остов. Голосовые реакции тесно связаны с мимическими и пантомимическими жестами. Таким образом,  музическая речь (просодические компоненты речи) и пантомимика, подчиняясь интеллектуальной и социальной функциям, также используется для выражения смыслового содержания и взаимного общения».

Благодаря существенному вкладу Г.А.Волковой в 80 – ых годах 20 века логопедическая ритмика выделилась как наука.  Г.А.Волкова  расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушение голоса. Образовавшееся направление лечебной ритмики – логопедическая  ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики.

Современная модель логопедической ритмики, её средства

Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе,  как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией, посредством системы движений в сочетании с музыкой, словом. Г.А. Волкова рекомендует использовать в логопедической работе с детьми по коррекции речевых и неречевых функций следующие средства логопедической ритмики:

- вводные упражнения;

- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- игру на музыкальных инструментах;

- музыкальную самостоятельную деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

- заключительные упражнения.

Автор подчеркивает, что необходимо подходить к средствам логопедической форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта и обращает внимание на обязательное соблюдение при организации логопедической работы с детьми с ЗПР определенных  условий.

Условия для логопедической работы с дошкольниками с ЗПР. Задачи коррекционно-развивающего обучения.

Осуществляя коррекцию речевых нарушений у детей с ЗПР,  следует создавать  следующие условия:

- взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

- соответствие   с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с занятиями по ритмике, музыке;

- проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом - фонетико-фонематической, лексической, грамматической;

- максимальное  использование при  коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов - слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического;

- учитывать межанализаторные связи, свойственные этим детям, а также их психомоторики  - артикуляционной, ручной, общей моторики.

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:

1.Развитие и совершенствование общей моторики

2.Развитие и совершенствование ручной моторики

3.Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключение движений, объема, тонуса, темпа, точности координации)

4.Развитие слухового восприятия, внимания.

5.Развитие зрительного восприятия, памяти.

6.Развитие ритма

7.Формирование произносительных умений и навыков (коррекция нарушений изолированных звуков,  автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, дифференциация звуков, коррекция нарушений звукослоговой структуры)

8.Совершенствование лексических и грамматических средств языка

9.Развитие навыков связной речи

10.Обогащение коммуникативного опыта.

Методологические основы опыта работы

Изучив и проанализировав соответствующую педагогическую литературу, особенности развития детей с ЗПР, условия и задачи коррекционно-логопедического обучения таких детей, мы пришли к выводу, что для  логопедической  и коррекционной работы с детьми  с ЗПР будет вполне применима  модель логопедической  ритмики, рекомендованная авторами для детей с ОНР.  Так как известно, что у значительной части детей, страдающих ЗПР,  имеются нарушения такого же характера,  как и у детей с ОНР – слухового восприятия, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы и т.д. Предполагаемая нами модель логопедической ритмики подразумевает всестороннее воздействие на личность и развитие таких детей в целом. В процессе практической педагогической деятельности нами были выделены приоритетные направления в работе с детьми, страдающими ЗПР – это коррекция речевых недостатков наряду с развитием эмоционально-волевой сферы, психомоторных функций, интеллектуальных и творческих способностей посредством  логоритмических  занятий.  

     Таким образом,  направлением и целью нашей работы  стала:   Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР средствами логопедической ритмики.

       На первом этапе работы была проведена диагностика и полное обследование речи  детей компенсирующей группы, которая проводилась на начало обучения и коррекционной работы.

У детей при обследовании и диагностике выявлялись:

- чистота  звукопроизношения;  

- уровень развития эмоционально-волевой сферы;

- уровень развития психомоторных функций;

- уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

                Исходя из полученных результатов диагностики и обследования детей, наметили задачи предстоящей работы с детьми:

1.Развитие фонематического слуха

2. Развитие артикуляционного аппарата

3. Формирование правильного звукопроизношения

4. Развитие умения регулировать силу голоса

5.Развитие интонационной выразительности речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра). Развитие   дикции.

                Для решения указанных задач, на следующем этапе работы,  нами была определена система логоритмических игр и упражнений,  с учетом полученных результатов при обследовании произносительной стороны речи детей. Были разработаны перспективные планы логоритмических занятий.

                Проведены консультации для педагогов:

- «Коррекционная помощь детям в ДОУ»;

- «Роль речи взрослого в становлении правильного звукопроизношения у дошкольников».

                Были определены требования к проведению логоритмических занятий, выработаны методические рекомендации воспитателям и специалистам, в частности музыкальному руководителю.

                Логоритмика, как средство коррекции,    рассчитана  на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или сходным уровнем речевого развития. Однако,  следует отметить, что в условиях компенсирующей  группы для детей с ЗПР при дошкольных учреждениях комбинированного вида часто обучаются дети с различными диагнозами и уровнем развития речи, что предполагает несколько иной подход к построению  логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.

                Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Поэтому при необходимости перед занятием проводилась подготовительная работа: разучивались упражнения на координацию движений с речью, пальчиковые гимнастики, использовались при этом динамические паузы и др. Занятия часто строили по форме единой сюжетной линии. Вовлечение детей в сюжет было для них эмоционально-значимым, помогало раскрыть их личностные качества, воспитывало чувство коллективизма.

       С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей данного возраста, и в частности дошкольников с нарушением речи, с практической точки зрения оптимальным представляется гибкое, равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия. В нашем случае равномерность достигалась путем чередования различных видов деятельности. Это позволяло нам поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивало концентрацию внимания детей, снижало утомляемость, а дозирование заданий способствовало прочности усвоения материала. Логоритмические занятия, благодаря применяемым на них заданиям игрового характера, отражающих воспроизведение каких-то движений детьми за педагогом явились актуальными для эффективности логопедической коррекции средством.  Доступность применяемого материала позволяла освоить его за 1 – 2 занятия, сократить временные затраты на его разучивание, способствовало динамичному непрерывному проведению занятия, создавало определенный положительный эмоциональный настрой на процесс обучения.

                В содержание логоритмических занятий включали, рекомендуемые Г.А. Волковой, следующие виды упражнений, которые в комплексе решали  все поставленные  раннее нами задачи:

- ритмическая разминка (общеразвивающие упражнения);

- развитие различных сторон внимания и памяти;

- упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

- развитие чувства ритма;

- упражнения на координацию движений с речью и музыкой;

- пальчиковые и артикуляционные гимнастики;

- слушание и пение;

- дыхательные и голосовые упражнения;

- различные игры;

- релаксация.

                Комплекс развивающих упражнений, которые мы проводили, (ритмическая разминка) состоял из 5 – 7 упражнений на различные виды ходьбы и бега под музыку, простые перестроения, имитацию движений животных, цветов и т. д. Такие упражнения давали детям установку на различный темп и ритм движения, поэтому внимание детей здесь акцентировалось на музыке. Чаще такие ритмические разминки проводились вначале занятий.

                Упражнения на развитие основных видов внимания и памяти также имели место в структуре логоритмических занятий. Эти упражнения способствовали выработке быстрой и точной реакции на слуховые и зрительные раздражители, развивали  слуховую и двигательную память. Целесообразно включать, по нашему мнению в занятие, от 3 таких упражнений – «стимулов», увеличивая их количество до 6 к концу старшего дошкольного возраста.  

                Упражнения на регуляцию мышечного тонуса помогали ребятам  овладевать своими  мышцами тела. Дети усваивали понятия «сильно» и «слабо»,  как понятия относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. На одних занятиях эти упражнения выделяли в отдельный этап, на других включали  составным элементом какого-либо другого вида работы, релаксационным компонентом.

                Упражнения на развитие чувства темпа, ритма, музыкального размера выполнялись детьми, как в коллективной форме, так и по индивидуальной инструкции. Например, для детей с выраженными сенсорными трудностями давали для воспроизведения простой ритмический рисунок, сильный метрический акцент и др.

                Упражнения на развитие координации движений с речью проводили как с музыкальным сопровождением, так и без него. Предусматривали при проведении логоритмических занятий различные варианты выполнения упражнений:

- пропевание или проговаривание хором с одновременным выполнением движений;

- произнесение слов частью детей или одним ребенком, а выполнение упражнений всеми вместе. Причем следует отметить, что от детей с низким уровнем и с грубыми нарушениями произносительной стороны речи не требовали, на первых порах, точного воспроизведения речевого материала.       Основной упор делали на включение детей в выполнение движений, на развитие умения сохранять ритмический контур слова, предложений, развивая тем самым слуховое восприятие, память.

                Для развития мелкой моторики применяли упражнения, способствующие тренировке дифференцированных и точных движений пальцев рук, но не представляющие особой сложности для выполнения – это облегчало процесс контроля и оказание помощи со стороны педагога при коллективном выполнении пальчиковой гимнастики.

                Артикуляционно-мимическая гимнастика  занимала особое место в занятии. Использовали  на занятиях упражнения, тренирующие движения: языка, щек, губ, нижней челюсти и т.д. Практиковали задания для создания базы свистящих, шипящих, соноров. Задания подбирали и практиковали их выполнение с детьми,  как по подгруппам, так и в индивидуальном порядке.

                В ходе дыхательных упражнений отрабатывали диафрагмальный тип дыхания, продолжительный и направленный речевой выдох, а также другие виды вдохов и выдохов в их соотношении. Мимические упражнения проводились как отдельный вид работы, так и  включались в психогимнастические  этюды.

                Пение, как этап занятия, включало в себя использование попевок,  разученных на музыкальных занятиях, песен, 2-3 куплетов новой песни параллельно со слушанием, которые дети подпевали. Для слушания музыкальным руководителем подбирались разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия. Детей учили слышать и различать музыку по характеру, темпу, жанру, узнавать звучание отдельных музыкальных инструментов, сольного и группового пения. Также, для прослушивания использовали записи со звуками живой природы, голосами животных, птиц и т.д.

                Игры-диалоги и другие речевые игры также имели место в структуре занятий. Причем речевая нагрузка увеличивалась постепенно по мере роста детей, динамики исправления их речи.

                Завершающим этапом  каждого занятия были релаксационные упражнения.Целью этих упражнений было:

- сосредоточение внимания детей на физические ощущения в состоянии расслабления. В процессе релаксационных упражнений дети чаще лежали на ковре или сидели на стульях. Наша роль при выполнении этих упражнений детьми сводилась к контролю:  за правильным диафрагмальным дыханием, расслаблением мышц  рук, ног, шеи детей.

                Игра на музыкальных инструментах являлась составным компонентом различных видов работ с детьми, но нами она иногда включалась и в логоритмические занятия. Включение игры на музыкальных инструментах в логоритмические занятия было не так часто, так как такие интегрированные виды работ требуют достаточного уровня волевой регуляции и самоорганизации, что изначально не характерно для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. Но все же использование музицирования  на детских музыкальных инструментах развивало у детей мелкую моторику, формировало чувство  ритма, метра, темпа, улучшало память, внимание, а также другие психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

                Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, так как прежде чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия у детей  строилась на развитии слухового внимания. Упражнения были направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциацию на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

                Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводилась работа по исправлению неправильного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе детям давались упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики.  Затем звуки автоматизировались и дифференцировались. Детям предлагали игры  на основе звукоподражания.

                Все перечисленные упражнения подразделяли на две большие группы:

1.Упражнения, развивающие неречевые процессы (общую и мелкую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, регуляцию мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов).

2.Речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха). Те или иные задания подбирались для детей в зависимости от их речевого дефекта.

Занятия по логоритмике для данной категории детей способствовали:

 - коррекции звукопроизношения

- формированию слоговой структуры слова.

- коррекции грамматического строя речи. От детей требовали ответов на вопросы в определенной грамматической форме;

- развитию просодической стороны речи

- формированию связной речи, коммуникативных возможностей

В процессе нашей работы с  детьми  ЗПР в данном направлении были:

- выработаны методические рекомендации для проведения логоритмических занятий;                                                                                    

- разработана определенная схема построения логоритмических занятий.

                Целью нашей работы стало доказательство эффективности логоритмических занятий  для использования профилактической и коррекционной  работы по формированию правильной произносительной стороны речи. На момент окончания работы была проведена диагностика и контрольное обследование речи детей. В результате обследования выявились следующие моменты: дети, с которыми занимались профилактической и коррекционной работой по формированию правильной произносительной стороны речи с помощью логоритмики,  достигли к концу завершения нашего обучения хороших показателей.

                Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в качестве средства профилактики и коррекции речевых нарушений очень показательна.

Правильная,  хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению. Воспитание чистой речи у детей задача большой значимости и серьезность её должны осознавать все: воспитатели, родители, учителя. Работая учителем – логопедом,  и осуществляя ежегодно обследование детей младшего дошкольного возраста в группах общеразвивающего вида, мы наблюдаем, что уровень произносительной стороны речи детей снижается с каждым годом. По-нашему мнению, логоритмические занятия могли бы занять достойное место в системе профилактических мер по преодолению  нарушений речи и начинать это делать нужно как можно раньше, а не только в группах компенсирующего вида, как это обстоит в настоящее время.  

Вывод и методические рекомендации.

 И так,  логопедическая ритмика:

- Является неотъемлемой частью логопедической методики;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

- Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств от фонетико-фонематических нарушений до тяжелых речевых дефектов;

- Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, в ходе музыкально – дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

- Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

- Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти – слуховую, двигательную, зрительную.

- Логоритмика  содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки.  Учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает  художественный вкус у детей.

Перспективы.

В будущем   думаем организовать работу логопедического кружка в ДОУ в виде системы логоритмических занятий с детьми из групп общеразвивающего вида, начиная с младшего дошкольного возраста. Считаем, что непринужденность такой формы коррекционной работы  может стать эффективным средством профилактики неправильного произношения  у воспитанников и снизит  количество детей с речевыми нарушениями в группах компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

Средства логопедической ритмики.

Упражнения, формирующие чувство музыкального  размера и метра...

Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.

Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией.     Пособие предназначено для у...

Развитие творческого потенциала детей средствами логопедической ритмики

В материале обозначены:*приоритетные направления развития*средства логоритмики*модель логоритмикикоторые приводят у успешному развитию психических процессов и творческих способностей детей....

«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики»

Поэтому перед нами,  специалистами, работающими с такими детьми,  встала проблема – создать оптимальные условия одновременно  для развития эмоционально-волевой, познавательной, дв...