Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Ефремова Наталья Анатольевна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает:

§   Восприятие и понимание

§   Реакцию на речь окружающих

§   Умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.

В тех случаях, когда врожденный порок затрудняет ребенку возможность овладения навыками общения, родителям и педагогам приходится особенно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Им необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки…» (Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. - стр. 2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *

* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 6: Восприятие речи).

План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.

Авт. – авторское название игры

ПЕРИОД

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

СПОСОБЫ

ДОСТИЖЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТА

РЕЗУЛЬТАТ

ОБОРУДОВАНИЕ И

МАТЕРИАЛЫ

Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО: 8 недель

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

1-я неделя

Игры «Оркестр» (авт.), «Стучат. Открой дверь!» (Громова, МФНДЛ, с. 15,16)

Реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

1. Колокольчики, издающие громкий звук.

2. Любая знакомая игрушка.

1-я неделя

Игра «Кто так говорит?» (Громова, МФНДЛ, с. 17)

Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

1. Различные игрушки (кошка, собака, корова).

2-я неделя

В естественных ситуациях

На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего.

-

2-я неделя

Чтение коротких стихотворений

Поддерживает контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот).

1. Хрестоматия для самых маленьких.

3-я неделя

Игра «Мячики и кубики» (Громова, МФНДЛ, с. 49)

Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

1. Несколько разноцветных мячей.

2. Несколько разноцветных кубиков.

3. Машинка.

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

4-я неделя

Игра «Кубик настроения» (авт.)

Меняет выражение лица в ответ на изменение выражения лица взрослого.

1. «Кубик настроения»

4-я неделя

В естественных ситуациях

Выполняет простую просьбу, сопровождающуюся жестами.

-

5-я неделя

Игра «Отзовись!» (авт.)

Оборачивается, услышав свое имя.

-

5-я неделя

В естественных условиях

Услышав строгое замечание, прерывает свое занятие.

-

6-я неделя

Игра «Ладушки». Подвижная игра «Мишки» (Мы хлопаем, как мишки…) (авт.)

В ответ на словесную просьбу машет рукой или хлопает в ладоши.

-

7-я неделя

Игры «Играем в мячик», «Прятки» (Громова, МФНДЛ, с. 25, 30)

Находит знакомые предметы, о которых его спрашивают.

1. Мячи разного размера и цвета.

2. Машинка.

3. Кукла.

8-я неделя

Рассматривание семейных фотографий

Находит членов семьи, о которых его спрашивают.

1. Семейные фотографии.

Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

1-я неделя

Игра «Малышка-погремушка» (авт.)

Ищет глазами, откуда исходит звук.

1. Колокольчик, издающий громкий звук.

1-я неделя

Игра «Найди колокольчик» (Громова, МФНДЛ, с. 15)

Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову).

1. 2-3 колокольчика.

2. Любая игрушка.

3 Несколько помощников.

1-2 неделя

В естественных ситуациях

Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову)

-

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

3-я неделя

Игра «Разговор молоточка и колокольчика» (авт.)

Дает предмет говорящему, в ответ на его просьбу.

1. Молоточек.

2. Колокольчик.

4-я неделя

Игра «Ты внимательно смотри и игрушку покажи» (авт.)

Указывает на предмет, о котором его спрашивают.

1. Знакомые игрушки  название которых ребенку хорошо известны (мишка, кукла, машинка, колокольчик, молоточек).

Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.

5-6 неделя

Игра «Ты  игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.)

Из двух предметов выбирает тот, который ему называют.

1. Любые 2 знакомые ребенку игрушки.

6-7 неделя

В естественных ситуациях

Указывает на отдаленный предмет, видный из отворенной двери.

-

8-9 неделя

Игра «Ты  игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.)

Из трех предметов выбирает тот, которые ему называют.

1. Любые 3 знакомые ребенку игрушки.

10-11 неделя

В естественных ситуациях

Указывает на одну часть тела, которую ему называют.

-

Третий период (март, апрель, май) ВСЕГО: 12 недель

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

1-я неделя

Игра «Наши гости» (авт.)

Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или на предмет.

1. Различные игрушки.

2. Предметные картинки.

1-я неделя

Игра «В гостях у сказки» (авт.)

Вместе  со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы.

1. Книга с цветными картинками или несколько цветных игрушек.

1-я неделя

В естественных ситуациях.

В ответ на тон говорящего, (дружелюбный или сердитый), меняет выражение лица.

-

2-я неделя

Чтение коротких стихотворений с последующим рассматриванием иллюстраций к ним

В шумной обстановке слушает одного человека.

1. Книжка с цветными картинками и короткими стихотворениями.

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

2-я неделя

В естественных ситуациях

Выполняет простую просьбу, выраженную 2-3 словами.

-

3-я неделя

В естественных ситуациях

Выполняет три простые просьбы, выраженные 2-3 словами.

-

4-я неделя

«Помощник» (авт.)

По просьбе говорящего приносит знакомый предмет из другой комнаты.

1. Различные знакомые ребенку игрушки.

Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.

5-я неделя

В естественных ситуациях

Указывает на 4 части тела, которые ему называют.

.1. Зеркало.

6-я неделя

Игра «Ты  игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.)

Из 4 предметов выбирает тот, который ему называют.

1. Любые 4 знакомые ребенку игрушки.

7-я неделя

В естественных ситуациях.

Выбирает три предмета одежды, которые ему называют.

1. Минимум 4 предмета детской одежды

8-я неделя

Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.)

Из двух картинок выбирает ту, которую ему называю.

1. Две картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы.

9-я неделя

Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.)

Из 4 картинок выбирает ту, которую ему называют.

1. Несколько картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

10-11 неделя

В естественных ситуациях

Указывает на 7 частей тела, которые ему называют.

1. Зеркало.

2. Кукла.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

12 неделя

Игра «Повторяй-ка!» (авт.)

Выполняет одно из 2 разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу.

1. Кукла или мягкая игрушка.

12 неделя

Сочетание нескольких, пройденных ранее игр (итоговое занятие)

Выполняет 3 разных действия с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу.

1. Кукла.

2. Кроватка.

3. Стульчик.


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *

* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 3: Навыки общения).

План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.

Авт. – авторское название игры.

ПЕРИОД

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ОБОРУДОВАНИЕ

И МАТЕРИАЛЫ

Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО:8 недель

Умение концентриро-вать внимание и реагировать на обращенную речь.

1-я неделя

«Игрушки. Мяч»

1. Научить ребенка внимательно слушать, смотреть, реагировать на слова и действия взрослого.

2. Расширять пассивный словарь по данным темам.

3. Обучать действиям с различными предметами.

4. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие).

5. Развивать инициативность детей.

1. Мяч.

2. Соответствующая предметная картинка.

2-я неделя

«Игрушки. Пирамидка»

1. Пирамидка.

2. Соответствующая предметная картинка.

3-я неделя

«Игрушки. Машинка»

1. Машинка.

2. Соответствующая предметная картинка.

4-я неделя

«Игрушки. Юла»

1. Юла.

2. Соответствующая предметная картинка.

5-я неделя

«Овощи: помидор и огурец»

1. Помидор, огурец.

2. Соответствующие предметные картинки.

6-я неделя

«Фрукты: яблоко и банан»

1. Яблоко, банан.

2. Соответствующие предметные картинки.

7-я неделя

«Одежда: платье и куртка»

1. Платье, куртка.

2. Соответствующие предметные картинки.

8-я неделя

«Обувь. Тапочки»

1. Тапочки.

2. Соответствующая предметная картинка.

Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель

  1. Умение подражать действиям.

1-я неделя

«Тук-тук»

1. Учить детей подражать действиям взрослых.

2. Развивать речевую активность (звукоподражание).

3. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие)

4. Развивать инициативность детей.

5. Развивать моторику.

6. Воспитывать усидчивость.

1. Различные игрушечные молоточки.

2-я неделя

«Бом-бом»

1. Барабаны.

3-я неделя

«Динь-динь»

1. Колокольчики.

4-я неделя

«Хлоп-хлоп»

-

5-я неделя

«Топ-топ»

-

6-я неделя

«Ку-ку»

-

Умение соблюдать очередность.

7-я неделя

«Телефонный разговор (алло!)»

1. Учить детей соблюдать очередность действий.

2. Развивать речевую активность (звукоподражание).

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление)

4. Развивать моторику.

5. Воспитывать работоспособность.

1. Телефон.

8-я неделя

«Чаепитие (ах!)»

1. Чашки.

2. Стаканы.

9-я неделя

«Помощники (ап!)»

1. Кубики.

10 неделя

«Полная коробочка (бух!)»

1. Бумажная коробка.

2. Фасоль.

11 неделя

«Раз шажок, два шажок…(топ!)»

-

Третий период  (март, апрель, май)  ВСЕГО: 12 недель

Игровые навыки.

1-я неделя

«Ладушки»

1. Побуждать детей к игровым действиям с предметами и без игровых атрибутов.

2. Побуждать детей совершать действия по подражанию и по очереди.

3. Развивать речевую активность (звукоподражание)

4. Развивать моторику.

5. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление)

6. Воспитывать работоспособность.

-

2-я неделя

«Прятки (ку-ку)»

1. Платочки.

3-я неделя

«Сорока – белобока»

-

4-я неделя

«Водичка, водичка…»

-

5-я неделя

«Мы топаем как мишки…»

1. Мишка.

6-я неделя

«Идет коза рогатая…»

1. Маска козы.

7-я неделя

«Теремок»

1. Пальчиковые игрушки по содержанию сказки.

8-я неделя

«Корова»

1. Маска коровы.

Умение применять навыки общения в повседневной жизни

*Умение здороваться.

*Умение прощаться.

9-10 неделя

1. «Здравствуйте, я ваша Даша».

2. «Здравствуйте! Давайте играть»

 

1. Учить детей пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

2. Развивать речевую активность (звукоподражание слов «Привет!», «Пока!» и повторение слова «Пока!»)

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление)

4. Продолжать учить соблюдать очередность действий.

5. Развивать инициативность детей.

6. Развивать моторику.

1. Кукла Даша.

2. Мяч.

3. Чайный набор посуды.

4. Одежда для куклы.

11-12 неделя

1. «Здравствуйте! Давайте пить чай. До свидания! (Пока!)»

2. «Здравствуйте! Пойдемте гулять. До свидания! (Пока!)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна

В данной статье представлено небольшое количество материала, который поможет работать вдальнейшем с детьми раннего возраста с синдромом Дауна....

Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна

Как преодолеть трудности, которые испытывает ребенок с синдромом Дауна, когда начинает осваивать основные движения...

Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.

laquo;Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:Реализ...

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...

Сообщение на тему : «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной....