Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"
методическая разработка на тему

Попова Елена Анатольевна

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.odt17.33 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 187»

Консультация на тему:

«Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста»

Воспитатель: Попова Елена Анатольевна

                         Группа № 2

г. Воронеж 2015г. 

    Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

    Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными.  То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но вы не опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня).

     Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебе, труде, игре, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

      В возрасте 1.5 - 3-х лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника, а также чутко отзываются на любое действие сверстника. Именно с этого момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

       В целях развития общения детей взрослый помогает ребенку увидеть в сверстнике человека: организует совместные игры детей; учит доброжелательному общению, поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени ласковые слова.

      Для достижения положительных результатов по данному направлению   используют приёмы :
        -Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация)    

         -Здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики,   подвижные игры и др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.

          Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

          Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.

На занятиях психогимнастики дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения.

      Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья и развития ребенка. Так например, любимые игры детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка и иголка» развивают внимание, наблюдательность, снижают эмоциональное напряжение. ( Игра «Все кого зовут....»)

       Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.    Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

       Важное средство развития навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Очень важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает детям организовать сюжет. Так, например, воспитатель, подойдя к группе детей, может спросить: «Ребята, во что будете играть?» Получив ответ, предлагает: «Давайте вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому».

      Отталкиваясь от темы, заданной детьми, воспитатель сам предлагает дополнительный вариант (А если вот так.....А может быть, по-другому...А как ее можно?) В играх детей, наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки, эмоции. Мама проявляет заботу о дочке, не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Необходимо научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. 

      Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей младшего возраста:

«Ой, лады» Цель воспитывать добрые отношения друг к другу. Воспитатель и малыши поизносят слова и выполняют действия Лады-лады-ладушки, (Хлопают в ладоши.) Мы пекли оладушки, (Имитируют действие) Маслом поливали (Указательным пальцем водят по ладошке,) Деток угощали...(Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками) Тане два, Ване два и.. (воспитатель называет свое имя) тоже два) Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья! (Все дружно хлопают в ладоши.)

«Паровозик» Цели: учить отзываться на свое имя. запоминать имена сверстников: действовать по показу и словесной инструкции Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее. «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс - вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Передай мяч» Цель учить взаимодействовать со сверстниками. Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Ласковое имя» Цель учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга .

«Дотронься ласково» Цель - учить детей включаться в разные формы коммуникации. Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» Затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им. Игра предполагает несколько вариантов - можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия - не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

«Спаси птенца» Цель воспитывать заботливое отношение к окружающим Детям раздают ватные комочки это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

«Ласковый ребенок» Цель продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться; «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму - вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

«Цветные коврики» Цель учить передавать эмоции в соответствии с цветом Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик». Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев. Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой - слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты веселая кошка. Встань на коврик желтого цвета и покажи ее».

«Кто лучше разбудит?» Цель - способствовать формированию у детей умения любить окружающих Один ребенок превращается в кошечку и засыпает - ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» Цель способствовать уменьшению обидчивости у детей Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться: не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

«Вместе играем» Цель учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики. Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно- игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры педагог фиксирует( кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей - катали шарик. Дима играл с Васей возили паровозик, Петя играл с Леной нагружали в машину и увозили кубики.»

«Кто пришел к нам в гости?» «Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...») Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

«Листочек падает» Цель развивав умение сотрудничать. Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол. Игру можно повторить несколько раз. Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

«Колокольчик» Цель учить проявлять симпатию к сверстникам Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик С колокольчиком играю динь-динь-динь. (2 раза.} С колокольчиком гуляю динь-динь-динь. (2 раза.} Позвеню и покружусь, всем ребяткам покажусь. Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой? Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

«Солнечный лучик» Цели: развивать тактильные ощущения; учить выполнять нежные прикосновения Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки: Солнечный лучик коснулся руки Я попрошу его: «Ты не беги! Ты посиди на ладошке моей. Вместе нам будет с тобой веселей»

«Подарим фрукты» Цель учить проявлять добрые отношения к сверстникам Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя. Ты яблоко бери и Тане дари. Ты грушу бери и Маше дари. Ты банан бери и Пете дари.

«У кого какая игрушка?» Цель учить делиться игрушками. Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше Встали дети в круг, в круг Кулачками стук-стук Мы идем вперед, вперед, Ножками топ-топ. Мы идем назад, назад, Вот так, вот так! Побежали, побежали И к игрушкам прибежали!

«Флажок» Цель: учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам Для игры понадобится флажок Дети встали в кружок: Дети становятся в круг. Увидали флажок: Флажок держит воспитатель. «Кому дать, кому дать, кому флаг передать?» Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок. Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними! Ваня берет флажок, поднимает его. Вот наш Ваня идет и флажок свой несет «Кому дать, кому дать, кому флаг передать!» Ваня выбирает ребенка, которому передает флажок, -- игра повторяется.

«Покажу, как я люблю» Цель способствовать формированию любви к окружающим. Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей «превращается в маму» другой в ее «сыночка», и показывают как они любят друг друга. Следующие пары «мама и дочка», «бабушка и внук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

Консультация для родителей "Воспитание навыков общения у детей раннего возраста"

Воспитание навыков общения у детей раннего возраста ....

Консультация для родителей: "ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.     Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении семьи (родителей, старших дете...

Консультация для родителей. ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    Задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения. С рождения мама должна разговаривать со своим малышом, эмоционально откликаться на все его живые проя...

Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.

laquo;Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:Реализ...

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...

Сообщение на тему : «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной....