Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)

«Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»

Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:

Реализация субъектных отношений во взаимодействии с детьми раннего возраста с целью формирования навыков общения;

Использование игр и специальных организационных ситуаций, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста (игры в парах, совместные игры с несколькими партнёрами, пальчиковые игры, хороводные игры, игры с правилами, совместные игры с предметами);

Реализация индивидуального подхода к детям в ходе формирования у них навыков общения.

Л. Н. Павлова отмечает, что воспитатель это взрослый, который всегда открыт и доступен ребенку, откликается на его инициативу, стремление получить поддержку. Особенно часто малыши обращаются за поддержкой, когда испытывают дискомфорт. Также поддержка нужна маленькому ребенку и при положительных переживаниях, когда малыш радуется или удивляется чему-либо, взрослый радуется и удивляется вместе с ним. Важнейшей потребностью ребенка в раннем возрасте является потребность в сотрудничестве со взрослым. Воспитатель выступает как равноправный партнёр в играх и занятиях детей. Взрослый не диктует малышам, что они должны делать, а предлагает выбор игр и занятий, ведет себя, как их равноправный участник. При этом он может присесть рядом с детьми на маленький стульчик или на ковер, выбирая позицию «глаза на одном уровне». Принимая участие в совместной деятельности с детьми, воспитатель хвалит их за успехи, старание и настойчивость. Воспитатель должен постараться расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми.

Чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к самому себе воспитатель должен создавать условия, чтобы малыш чувствовал, что его любят и всегда готовы придти на помощь. Воспитатель может использовать имя ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помещении можно разместить фотографии детей, так чтобы каждый малыш мог увидеть, узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребенка со сверстниками. Однако, по словам Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой «Для полноценного общения детей раннего возраста, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек».

Для возникновения общения детей раннего возраста друг с другом необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей раннего возраста со сверстниками, предполагает решение следующих задач: привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организацию предметного взаимодействия между детьми. Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение всего дня, помогает детям лучше узнать друг друга, способствует доброжелательному отношению между ними. В течение дня можно использовать чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого ребёнка. Организовывать совместное рассматривание детьми семейных фотографий, беседы о родителях, празднование детских дней рождений.

Хорошим приёмом, сближающим детей, является просмотр детских работ (рисунков, поделок из пластилина, построек из кубиков и пр.). Воспитатель собирает вокруг себя детей, хвалит каждого, побуждает их хвалить сверстников.

Необходимо привлекать внимание к эмоциональному состоянию друг друга. Побуждать детей радоваться вместе со сверстником. Проявлять сочувствие.

Сближению детей служит совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Это может быть наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке, как чистит пёрышки птичка на дереве, как идёт дождь, как гуляют дети и пр. Таким образом, для возникновения общения детей раннего возраста друг с другом необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам, организовать игровую деятельность. Организованная совместная игра детей может способствовать развитию их содержательного общения.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

Педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

цель:теоретическое обоснование и практическая реализация системы психолого-педагогической помощи по организации условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множествен...

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...