Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Педагогические приемы
формирования навыков самообслуживания
у детей раннего дошкольного возраста
Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети дошкольного возраста, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя комфортно в коллективе, у них больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по-разному усваивают различные действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Воспитание и формирование самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
Дошкольный возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У ребенка появляется стремление к самостоятельности. Необходимо в этот момент поддержать, развить у него определённые навыки самообслуживания, тогда впоследствии ребёнок приобретёт такие качества как трудолюбие, аккуратность и бережное отношение к вещам.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Именно с этого возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, желание добиться успеха, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
С точки зрения психологов, самообслуживание-это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей личной одеждой.
По мнению отечественного ученого педагогики К.Д. Ушинского, «формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания одно из важнейших направлений в работе с детьми».
Самообслуживание-это постоянная забота о чистоте тела, опрятности в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует выделить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Навык самообслуживания это-понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды. В педагогическом отношении навыки самообслуживания это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности.
Исходя из этих положений, можно сказать, что самообслуживание является основным видом труда ребенка дошкольного возраста. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий должно приучать детей к систематическому труду. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт важность заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о себе и окружающих его людях.
В современных условиях остро стоит вопрос формирования у детей навыков самообслуживания в обществе и в домашних условиях. При этом общество в разные периоды развития к ребенку предъявляет разные требования, обусловленные сформировавшимися установками. Поэтому формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста столь же важно для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать.
Формирование умений и навыков самообслуживания отождествлены с культурно-гигиеническими и санитарно-гигиеническими навыками, так как напрямую связаны с соблюдением чистоты и порядка. Самообслуживание также является видом детского труда, которое направленно на обслуживание самого себя, а именно: одевание, раздевание, прием пищи, санитарно- гигиенические процедуры. На сегодняшний день задачи развития навыков самообслуживания остаются актуальными на всех возрастных этапах развития личности дошкольников.
Следует обратить внимание на то, что взрослые, окружающие ребенка, должны оказывать помощь в развитии умений и навыков самообслуживания, тем самым вызывать у детей желание и потребность в приобретении собственного опыта, в получении определенных умений, способствующих успешной социализации. В теории и практике воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций, самообслуживание включено в содержание труда детей.
Формирование навыков по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок обнаруживает важность заботы о себе и стремится быть полезным, не затрудняя окружающих. И как, правило, приобретает умение действенно заботиться о своих близких.
В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель и её исход: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки-можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенное физическое и умственное усилие он осознаёт, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями.
Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе, оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В дошкольных образовательных учреждениях обучение самообслуживанию дошкольников составляет целое направление работы.
Чтобы научить ребенка одеваться, надо указать ему, что сначала следует надеть нижнее белье, майку, колготы, а потом платье и обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой именно последовательности, у него вскоре закрепится навык самообслуживания.
Самообслуживание обладает воспитательными возможностями. В процессе самообслуживания у ребенка воспитывается стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.
Деятельность детей по самообслуживанию различна, но само содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе воспитывать самостоятельность, деловитость, культуру деятельности, культуру поведения в окружении сверстников, дисциплинированность.
Самообслуживание пополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом деле, всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее
выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет
навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка.
Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера
как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели,
активность и упорство в её достижении и это происходит именно с привития
навыков самообслуживания.
Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при
определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения,
слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки
самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в социуме.
Формирование навыков самообслуживания имеет
первостепенное
значение для психического развития ребенка в целом. Усвоение навыками
самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.)
напрямую влияет на личную самооценку ребенка, и является важным шагом
на пути к его независимости.
Дошкольный возраст в отличие от других периодов детского развития
имеет определенные физиологические и психологические особенности,
которые во многом способствуют формированию элементарных навыков
самообслуживания таких как: высокий темп и взаимозависимости
физического и психического развития, проявлении повышенной активности в
освоении окружающего мира, потребность в общении со взрослыми. Все
перечисленные особенности необходимо учитывать при воспитании детей
дошкольного возраста для создания условий для успешного и полноценного
развития ребенка .
Раскроем психологические особенности формирования навыков самообслуживания на всех возрастных этапах:
В младшем дошкольном возрасте-3-4 года у ребёнка начинает
складываться сознательное руководство своим поведением. Во много раз
повышается активность, а стремление к самостоятельности становится
основной характеристикой возраста («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду»).
Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но
его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро
отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям,
выполняющим какую-либо работу.
В средней группе (дети четвёртого и пятого года жизни), помимо
закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию
у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы
могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти
задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.
Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками
одевания, раздевания, не могут иногда применить освоенный способ
действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют
себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю.
Это объясняется тем, что ребят не научили переносу своих навыков в
другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое
время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть,
показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность
в свои силы, убеждает в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель
все чаще ограничивается общими напоминаниями: «Сделай все так, как ты
делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво».
При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все
чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные
обязанности в этом виде труда, объясняет, почему надо их выполнять,
показывает их значимость для окружающих .
Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к
формированию навыков по самообслуживанию. Это вызывается простотой и
однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание,
уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у
ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и
чистоты. Поэтому воспитателям детского сада необходимо больше уделять
внимания и времени по упражнению детей в самообслуживании;
заинтересовывать их разнообразием этого труда, создавать определенную
эмоциональную атмосферу.
За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более
сложных обязанностей по самообслуживанию. В практике воспитания детей
старшего дошкольного возраста большое значение придается длительным
обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это
очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство
ответственности, которые дают возможность ребятам ощутить значение
своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в
школе, в жизни привычку к трудовому усилию .
Качество и правильная последовательность действий находится вне
внимания взрослого. При этом считается немаловажным следить за тем,
перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже
у детей шестилетнего возраста попадается необходимость выполнять навыки
самообслуживания исходя только из требований взрослого. Это может
привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в
дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной,
чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия
выполнения культурно–гигиенических навыков, а так же их необходимость.
Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого
необходима специально организованная деятельность ребенка под
руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность
требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.).
Организация самообслуживания в детском учреждении и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.
Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём
принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые
задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание
самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из
средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей,
необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в
практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет
обслуживать себя сам.
Одной из значимых особенностей детей раннего возраста является
легкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем
потом заново переучивать. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью самостоятельно,
хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость .
Особое значение в формировании навыков самообслуживания в
дошкольном возрасте имеет режим дня. Режим отвечает биологическим и
социальным моментам, который способствует регулированию самих
потребностей. Так правильно организованная самостоятельная и учебная
деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в
рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение
устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и
воспитывает у детей привычку и потребность трудится, усидчивость,
стремление к знаниям, любознательность. Выполнение режимных моментов
при совместной деятельности воспитателя и воспитанника позволяет
осуществлять процесс формирование навыков самообслуживания, элементов
человеческой психики и т. д. Для правильного выполнения режима, четкого и
последовательного осуществления всех его процессов ,необходимо
своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать
самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания
зависит от разных причин: состояние здоровья, особенности высшей нервной
деятельности, общего развития. Но главное-это целенаправленное
воспитание, использование единых педагогических приемов в дошкольном
учреждении . Таким образом, главной особенностью формирования навыков
является поддержание интереса к навыку самообслуживания. Этому
содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок
при раздевании, одевании и других навыках. А также решающее значение
имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении
данного действия. Самообслуживание тесно связано с простыми операциями,
что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Важное значение в организации самообслуживания имеет соблюдение
в жизни детей твёрдо установленного режима. Чёткий, размеренный
распорядок жизни это одна из тех культурных привычек, которую нужно
воспитывать с самого раннего возраста.
для формирования навыков самообслуживания необходимо развивать мышцы рук и пальцев, так как это является необходимой предпосылкой в освоении
движений, развития умений урегулировать все мышечные усилия в процессе необходимых предметных действий .
- формирование и развитие координации в системе, под названием
«глаз - рука»;
- развитие способностей подражательных, так как они необходимы для
подражания показываемых действий, ввиду того, что у дошкольников
усвоение движений происходит за счет подражания действиям окружающих;
активизации развития умений сравнение, дифференцирования движений, оценки их качества.
формирование и совершенствования умений устанавливать
взаимосвязи между характером движения и его регулятором .
И.М. Сеченов предлагал также активно пользоваться средствами
наглядности в обучении ребенка самообслуживанию, например: показывать
карточки с нарисованными комплексами одежды и обуви, то есть
иллюстрировать весь процесс одевания; карточки с изображающими
различные моменты приема пищи, которые позволяют объединить их в
определенные адекватные подчиненные словесным объяснениям действия.
Все это поспособствует успешному формированию представлений о
действиях, и усилит регулирующую роль речи в формировании предметно-
практической деятельности. На первичных этапах развития навыков
самообслуживания непременно выделяется главная роль с показом этих
этапов действий, которые составляют изучаемый навык, таким образом, что
организуется конкретная возможность для подражания взрослому. Важным
оказывается при этом отсутствие переусердствования словесными
инструкциями, так как каждое слово необходимо соотносить с тем или иным
признаком либо действием признака .
Воспитателю необходимо своевременно оказывать помощь
детям, в зависимости от того этапа на котором они сейчас находятся.
Как указывает Л.И. Плаксина процесс обучения должен быть
организован на комплексном применении алгоритмических предписаний,
адекватном познавательным возможностям детей раннего возраста. Сам
процесс алгоритмизации выполнения предметных действий учит детей
планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать. Например,
алгоритм одевания на улицу в зимний период времени: колготки, носки,
футболка, штаны, кофта, шапка, куртка, шарф, обувь, варежки .
Пошаговое выполнение действий создает условия для осознания
ребенком всего хода выполнения комплекса взаимосвязанных,
последовательных движений. Так, каждый навык самообслуживания
включает в себя последовательно-осуществляемые действия, которые
необходимо произносить вслух на начальных этапах .
Развитие самообслуживания в детском саду проводится в двух формах:
индивидуальной (отрабатываются отдельные операции) и групповой
(создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка:
поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при
этом работает механизм подражания).
В дошкольном учреждении самообслуживание у детей раннего
возраста можно формировать различными методами: словесный, наглядный,
практический. Далее раскроем эти методы.
Словесный метод, прием общего напоминания,Необходимо применять
для выполнения какой-либо задачи, в то время когда определенные навыки самообслуживания уже сформированы. Данный метод требует особенного контроля за деятельностью детей и каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям будет служить угасание интереса детей к
изучаемым процессам самообслуживания: одеванию, умыванию и пр. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений способствует
проявлению активности, самостоятельности. Важно не только тренировать детей раннего дошкольного возраста в выполнении действий по самообслуживанию, но и проверять качество выполненного действия. Важно также приучать детей к
взаимопомощи: чтобы в дошкольном учреждении они трудились не только
для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и
охотно помогали друг другу.
Еще один словесный метод это использование художественной
литературы, которая стимулирует активность детей в овладении навыками
самообслуживания. Для того чтобы вызвать у детей желание проявить
самостоятельность в одевании и умывании, необходимо использовать
детские песенки, стихи, потешки. Для ознакомления детей с необходимыми
культурно-гигиеническими навыками необходимо использовать специальные
занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных
произведений, фольклора. Положительное воздействие на детей в
формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на
место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой
«Маша-растеряша», потешки: «Водичка, водичка…» и т.д.
Существенную роль в формировании навыков самообслуживания
играют потешки. Для того чтобы у детей раннего возраста появилось
желание самостоятельно умываться, а также для того, чтобы этот процесс
стал для них легким и приятным, мы разучиваем потешки, в соответствии с
выполняемыми действиями, называя имя ребенка: «Ладушки, ладушки, с
мылом моем лапушки у Маши. Чистые Машины ладошки, вот вам хлеб да
ложки!».
При применении наглядного метода используется пошаговый показ и
подробное разъяснение правильного выполнения того или иного действия.
Он способствует результативности обучения навыкам самообслуживания, так
как учит детей точности и исполнительности в выполнении определенных
действий. При обучении одеванию, умыванию, важно неукоснительно
соблюдать определенный способ и алгоритм целенаправленных действий.
Особенно действенным приемом является показ инсценировок с
помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как Зайчик
умывается», «Ежик учит белочку, есть красиво и правильно», а так же
игровые приемы с куклами. Так, например, при обучении самостоятельному
раздеванию, раздеваем куклу Олю, которая ходила на прогулку вместе с
детьми, и сопровождаем свои действия подробным описанием
последовательности выполняемых действий (сначала расстегнуть пуговицы,
молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для
закрепления навыка также можно эффективно применить алгоритм процесса
одевания и раздевания картинками последовательности (одевания,
раздевания, которые вывешены в приемной). Вместе с этим дети повторяют и
запоминают названия частей одежды. Данный прием всегда вызывает
положительные эмоции у малышей . Это позволяет предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию,
а также способствует быстрому формированию прочного навыка.
Для того чтобы обучить малышей правильному и
качественному умыванию, одеванию и т.д., важно, чтобы они усвоили, как
это необходимо делать. С целью закрепления изученного способа действий
нужно постоянно тренировать воспитанников, предлагая им различные
варианты его использования. Через некоторое время необходимый навык
будет успешно образован.
Игровой прием, который тоже относится к практическому методу
способствует повышению интереса детей к самостоятельности в
использовании игрушек, организации игр с ними (куклу одеть, раздеть,
уложить спать, накормить).
Практические методы обучения позволяют воспитателю сделать
деятельность детей познавательной. Способствуют успешному усвоению
новых знаний, умений, которые придают им практический характер.
Следовательно,деятельность по самообслуживанию направляется на
реальное преобразование вещей, в ходе которого дети осваивают такие их
свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. К
главным педагогическим приемам обучения относятся: приучение,
упражнение, опыты .
–это организация регулярного выполнения воспитанниками с целью их превращения в привычные формы поведения.
Приучение особенно эффективно на ранних стадиях развития. В методику
организации приучения входят: объяснение, для чего нужно это делать;
показ, как выполняется действие (убрать за собой игрушки); закрепление
правильных действий по непосредственным наблюдениям взрослых .
Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или
практических действий заданного содержания. Многие упражнения носят
предметный характер, так как для их выполнения необходимо использование
предметов, игрушек, дидактического материала. При обучении детей раннего
дошкольного возраста применяют упражнения разного типа. В одних случаях
дети выполняют упражнения, подражая взрослому (подражательные
упражнения). Например, это упражнения на развитие артикуляционного
аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с
дидактическими игрушками и другие. Упражнения другого типа называются
конструктивными, так как ребенок переносит ранее усвоенные способы
действий на новое содержание .
Опыты, используемые в обучении малышей, имеют своей целью
оказать помощь ребенку в освоении новых знаний о том или ином предмете.
В результате проведения опытов ребенок воздействует на объект, познавая
его свойства, связи и т.д. Опыты способствуют более глубокому осмыслению
явлений, происходящих в окружающем мире, выяснению связей между
ними. Благодаря опытам у детей развиваются наблюдательность,
способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать
выводы. Например, ребенку демонстрируют носовой платок и задают
вопросы: «Вот платок. Что им делают?; можно ли вытирать платком руки?
Почему можно? Почему нельзя?; Можно ли вытирать платком туфельки?
Почему можно? Почему нельзя?»
Игровые приёмы способствуют повышению интереса детей, стимулируют
проявление положительных эмоций, содействуют концентрации внимания на выполняемой задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры связано с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые приёмы позволяют направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная
активность содействует формированию богатых ассоциативных связей,
которые делают усвоение знаний, умений более доступным и понятным. В
ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более
быстро и точно. Игровые приёмы достаточно вариативны. Наиболее
распространенным является дидактическая игра. Ее главная функция-
совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто
воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а
трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать или в зависимости
от игровой ситуации. Значение второй функции дидактической игры
заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного
содержания. В качестве игрового приёма используется воображаемая
ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями,
соответствующим игровым оборудованием. Большое значение для
стимулирования активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы,
как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение взрослым
различных игровых действий. К игровым приёмам относится введение
элементов соревнования (соревнуются ребенок и взрослый, один из
родителей кто быстрее и аккуратнее оденет свою куклу на прогулку, а потом,
после одевания куклы, соревнуются уже сам взрослый и ребенок). Игровой
приём заключается в таких принципах как:
рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», « Дети
обедают» и т.д.).
использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла
Катя испачкалась, что делать?»)
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при
умелом сочетании различных форм сотрудничества, при активном
включении в эту работу всех членов семьи .
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей это
длительный процесс, требующий большого терпения и времени не только от
воспитателей, но и от родителей. В последние годы многие родители не
придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и,
считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие,
понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же
проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться
сам. Это происходит в такие моменты: утром родители спешат на работу, а
вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых
семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же
учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию .
Формируя навыки самообслуживания, не надо забывать о таком
эффективном приеме, как поощрение. Поощрение способствует появлению у
ребенка положительных эмоций, придаёт уверенность в том, что он может,
умеет сам что-то делать, способствует проявлению усилий, к совершению
самостоятельных действий. Главное, необходимо понимать, что похвала-дело
очень аккуратное, и ее можно использовать только дозировано, иначе все это
в конечном итоге может отрицательно отразиться на развитии личностных
качеств и черт характера .
Способствуя формированию навыков самообслуживания, важно
воспитывать аккуратное и внимательное отношение к вещам. Важно учить
самостоятельности детей и в процессе приема пищи, используя такие
приёмы, как показ с пояснением. Принимая пищу вместе с ребенком, важно
показывать пример, как надо правильно кушать, пользоваться столовыми
приборами, предложить подражать поведению взрослого. Использовать
игровые приемы .
На сегодняшний день актуальным является ряд проблем и трудностей,
связанных с обучением детей раннего возраста самообслуживанию:
- недостаточная мотивация родителей, гиперопека, сложившийся
определенный стереотип отношений в семье. Очень часто родителям удобнее
все сделать самим, вместо ребенка, и они не видят особого смысла в
обучении детей самообслуживанию;
- недостаточная мотивация самого ребенка. Здесь мы имеем дело с
проблемами поведения, которые связаны с нежеланием ребёнка выполнять
общепринятые требования (пора уходить домой, все одеваются, а ребёнок
уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение или с определенными стереотипами поведения (ребёнок умеет есть сам, но хочет,
чтобы его кормили взрослые);
- отсутствие в семье единых требований к ребенку в вопросе обучения
навыкам самообслуживания;
- нарушение двигательной сферы ребенка (проблемы удержания позы,
координации, нарушений мелкой моторики и т.д.)
Необходимо создать пространственную среду, способствующую
успешному формированию навыков самообслуживания у детей раннего
возраста, которая включает в себя правильную организацию пространства,
рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:
развитие умения самостоятельно одеваться и раздеваться: детский
шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте
сиденья банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по
сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды,
иллюстрированный план одевания;
формированиеумения самостоятельно кушать: большие
непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на
ручку; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно),
кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка
под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору);
карточки с изображением отдельных видов еды;
развитие умения пользования туалетом: ручки, прикрепленные к
боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под
ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза;
обучение умению умываться и ухаживать за собой: набор
умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало
на высоте, соответствующей росту ребенка .
Родители и педагоги постоянно должны уделять внимание воспитанию
культурных привычек. Конечно, дети неодинаково быстро усваивают
правила и действия, которым учат их взрослые, но у каждого ребенка при
правильном воспитании вырабатывается стремление все делать
самостоятельно. В раннем возрасте обучение самообслуживание вызывает
большие трудности у детей. У них недостаточно мелкая моторика, им сложно
усвоить необходимую последовательность выполнения действий, они не
умеют их планировать, легко отвлекаются. Все это осложняет процесс
формирования навыков, приводит к потере интереса, а впоследствии и
желания выполнять необходимые действия. Тем не менее, именно этих детей необходимо обучить обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности
выполнения необходимых действий,самостоятельности, формируя привычку к чистоте и опрятности.
Все выше перечисленное требует от воспитателей и родителей огромного
терпения, времени, настойчивости и доброжелательности, поддержки маленьких детей в их стремлении стать самостоятельными. Руководство
самообслуживанием детей, предполагает индивидуальное
общение с каждым ребёнком, установление контактов с ним, поддержку его
положительного эмоционального состояния. Взрослый последовательно
называет предметы одежды и ее части, порядок действий, расширяя
словарный запас ребенка. Дети чувствуют, что о них заботятся и стараются
оправдать доверие тех, кого тоже любят и уважают .
Обязательным условием для формирования навыков самообслуживания является соблюдение детьми режима дня. Режим - это установленный,
педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка,
который способствует формированию самостоятельности, уверенности в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Самообслуживание включает в себя сформированности следующих
навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и
раздевания. Самообслуживание дополняет внутреннюю культуру ребенка: он
стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им
обходиться своими силами в большом и малом деле, всегда требует
определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее
выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет
навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным,
а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять навыки самообслуживания детей с раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей.Среди приемов по формированию навыков самообслуживания на первом месте стоит прямое обучение - показ, напоминание, совместная деятельность ...
Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания младших дошкольников...
Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"...
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста...
Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.
Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста....
Буклет "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста...
СЕМИНАР Тема: «Организация занятия: выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности по воспитанию КГН и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста в повседневной жизни
Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жиз...