Главные вкладки

    Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
    консультация (младшая группа) на тему

    Улько Екатерина Александровна

    Формирование навыков самообслуживания младших дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon yarmarka_or_2014_god.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста  с нарушениями зрения

               Наше учреждение посещают дети с нарушениями зрения. Анализируя программу под редакцией Л.И. Плаксиной, другие литературные источники мы пришли к выводу, что для младших дошкольников очень мало литературы по формированию навыков самообслуживания.

     Анализ методических разработок по данной теме позволил сделать вывод о  том, что родители и педагоги должны четко знать, какими навыками должны овладеть дети. В самообслуживании перед ребенком ставится всегда конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Мы решили  проанализировать и систематизировать всю работу по формированию навыков самообслуживания в нашем дошкольном учреждении и разработать программу по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения.

                В нашем образовательном учреждении работа по формированию навыков самообслуживания носит игровой характер, имеет определенные цели и задачи, средства их осуществления. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, осваивают навыки самообслуживания. Как показало наблюдение, дидактические игры дают положительные результаты только при соблюдении дидактических принципов.

              Основной принцип - принцип активности и посильной самостоятельности учитывается при возникновении поисковой ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Отметим, что педагог выполняет по формированию навыков самообслуживания только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

    Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность педагога, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей овладению навыков самообслуживания, способствует стабильности действий детей.

    Принцип наглядности. Он заключается в том, что педагог использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на всех этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому они подкрепляются показом наглядного дидактического материала по овладению навыками самообслуживания.

    Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей в работе по формированию навыков самообслуживания обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это подводит ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

    Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения.  Наблюдение показало, что наибольшая активность в течение одного времени проявляется ребенком при повторных показах (в третий – четвертый раз).

    Принцип вариативности осуществляется педагогом при повторении материала на другой непосредственно образовательной деятельности. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Каждую повторную непосредственно образовательную деятельность педагог обогащает несколько иным содержанием, частично усложняя данный ранее материал.

    Все дидактические игры, проводимые в группе, можно разделить на три основных вида:

    - игры с предметами;

    - настольно-печатные игры;

    - словесные игры.

    Наблюдение показало, что педагог, например, чтобы научить детей мыть руки, предварительно рассматривает с ними сюжетные картинки, где изображены: как девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

    Педагог  использует игры с водой, мыльными пузырями, проводит дидактические игры с игровым персонажем, который появляется, например, с грязными руками. Педагог предлагает детям помочь герою-грязнуле в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.), а затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».

    При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку педагог целенаправленно направляет детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять сандалики, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Затем проводятся дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».  

               Важное место при обучении детей с нарушениями зрения занимают родители, без их заинтересованности, их желания мы не получим хороших результатов. Особое значение приобретает взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка.

               Сначала мы провели анкетирование родителей по вопросу самообслуживания (Анкета в приложении). Результат анкетирования выявил, что обрывочные, несистематизированные знания родителей не дают хорошего уровня сформированности навыков самообслуживания. Все родители также отметили, что специалисты ДОУ не рекомендуют родителям упражнения и задания по формированию навыков самообслуживания в домашних условиях. Но все родители высказались, что совместная работа родителей и педагогов принесла бы ощутимый положительный результат в деле формирования навыков самообслуживания. Все это говорит о том, что необходима программа формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения, которая позволила бы педагогу и родителям работать взаимосвязано  для эффективного формирования и закрепления навыков самообслуживания.

              Родители стали активными участниками образовательного процесса, а непросто сторонними наблюдателями.  Родители четко знали, каким навыкам должны овладеть дети и как правильно  помочь ребенку.

             Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях.

             Воспитание ребенка с нарушением зрения должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих. На данном этапе мы помогли понять родителям свое отношение к ребенку.

            Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными.

            Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.

              Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет, привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни. У такого ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы.

              Мы дали  семьям индивидуальные рекомендации, как подбирать игры, проводить игровые упражнения с ребенком, направленные на формирование навыков самообслуживания.

             Совместная работа родителей и их детей помогает сформировать в дальнейшем у малышей важные личностные качества: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение, целеустремленность.

           Мы  объяснили  родителям, что главным методическим приемом  формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Объяснили  родителям, что ознакомление детей со способами выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение  при этом имело активное поведение родителя, т. е. его заинтересованность.

          Мы объяснили родителям,  что не нужно бояться еще и еще раз показывать и объяснять детям, что и как делать. Задача родителей – заинтересовать ребёнка, не напугать и подать положительный пример. Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу, для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Одним детям нужно для этого меньше времени, другим – больше. В качестве примера был проведён мастер-класс для родителей «Учим ребёнка правильно умываться», где педагог показывает родителям правила умывания.

           Маленькие дети часто хотят проявить свою самостоятельность даже в вопросах умывания. Родителям стоит поддержать эту инициативу и дать возможность ребенку сделать все так же, как и взрослые. Можно подставить скамейку к умывальнику, чтобы малыш смог дотянуться до крана, повесить собственное яркое полотенце, положить в мыльницу специальное детское мыло.

            Приучать малыша умываться самостоятельно надо постепенно. Педагог показывает родителям мытье рук, начиная с самых простых действий (смочить водой, потереть ладошки), рассказывая, как это делать. Педагог выполняет роль взрослого, один родитель выполняет роль ребенка. Выполняется и проговаривается алгоритм всех действий. Затем предлагается

    малышу  повторить, как правильно брать мыло, намыливать руки и смывать пену под краном. Последний этап обучения — умывание лица. Главная задача родителей при этом - научить малыша вовремя закрывать глаза и не бояться мыла.

            Обязательно хвалите ребенка и никогда не ругайте. Даже если он облился водой или уронил мыло. Позвольте маленькому чистюле все делать самостоятельно. Пусть поначалу это будет медленно, неуклюже, но ведь все мы были маленькими. После умывания обратите внимание детей на их внешний вид, скажите, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. Объясните малышу, что умываться нужно не только утром, но и после прогулок, перед сном, чтобы кожа ночью могла отдохнуть, как и сам малыш.

    При проведении мастер-класса «Учим ребёнка правильно одеваться» родителям также были даны определённые рекомендации. Например, чтобы добиться от малыша взаимодействия при одевании, доброжелательно смотрите на него, шутите, напевайте и всегда проговаривайте совершаемые действия. Пример простейшей игры: «Мы идем гулять, будем топать ножками, поэтому ножки нужно обуть. Обуваем правую ножку. Обуваем левую ножку. Теперь давай потопаем ножками». Родителям были показаны специальные развивающие  игры на шнуровках, липучках, молнии, пуговицах, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками.

            Также рассказали родителям, что по мере формирования навыков нужно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их  вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.

     Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной среды. В удобном месте должны располагаться  предметы, необходимые ребенку для самостоятельного использования: вешалка для  верхней одежды, полотенце и туалетные принадлежности, место для игры и игрушек, стульчик и столик  и др. должны быть расположены так, чтобы ребенок мог сам всем этим пользоваться.    

    Преодолеть трудности в данном вопросе родителям помогли памятки:

              -    терпение, т. к. это дело хлопотное и трудное;

    • не стремитесь научить ребёнка всему сразу. Добивайтесь поочерёдного и прочного усвоения каждого действия;
    • помогать ребёнку надо разумно, давая ему самостоятельно справиться с некоторыми действиями, которыми он овладел;
    • когда ребёнок здоров и никуда не торопится;
    • оживляйте занятия игрой, прибаутками, потешками;
    • высказывайте своё отношение по поводу успехов и неудач ребёнка.

                                                                                                             

    Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

    во-первых, работа педагога с родителями требует организации содержательного общения и повышения культуры общения. Такое понимание общения поможет педагогам детского сада в организации эффективной работы с родителями для достижения общего результата — возможно более высокого уровня воспитания ребенка, в частности при формировании навыков самообслуживания. Этому будет способствовать установление отношений между родителями и педагогами — людьми, формирующими личность ребенка, заботящимися о нем, отношений, развивающихся на основе взаимопонимания между взрослыми и направленных на познание жизни ребенка в семье и детском саду;

    во-вторых, обязательна связь  детского сада с семьей — это овладение педагогами навыками общения: устанавливая контакты, взаимопонимание, педагоги должны сознательно строить коммуникативный процесс, эффективность которого состоит в том, насколько воспитателю удается воздействовать на мнения, взгляды, поведение родителей. Надо не просто ставить родителей в известность о тех или иных фактах, касающихся их ребенка, а мотивировать и анализировать их, выражать заинтересованное отношение, высказывать свои соображения, давать педагогические советы. Деловое общение (по поводу воспитания, обучения ребенка) в сочетании с общением межличностным (педагог-родитель) — это залог установления между педагогами детского сада и взрослыми членами семьи взаимопонимания, доверия и уважения.

                                                                                                                 Приложение 1

    Анкета для родителей по выявлению уровня сформированности навыков самообслуживания у младших дошкольников с нарушениями зрения

    Фамилия и имя ребенка________________________________________

    Возраст ребенка______________________________________________

    Уважаемые родители, оцените по 5-балльной системе (5 баллов – очень хорошо, 4 балла – хорошо, 3 балла - посредственно, 2 балла – плохо, 1 балл – очень плохо, 0 баллов – не умеет вообще) как дома происходит процесс кормления, одевания, раздевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.

    Навык приема пищи

    Ребенок приобщен к культуре поведения за столом

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок пьет из разных чашек и стаканов совершенно самостоятельно

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок самостоятельно ест вилкой разную пищу (и мягкую и твердую)

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок может положить джем на хлеб и размазать его

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок может разрезать ножом пищу от начала до конца с помощью взрослого

    5 4 3 2 1 0

    Навыки  одевания и раздевания

    Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит на место обувь

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок моет и чистит обувь

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок подсказывает товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогает устранять их

    5 4 3 2 1 0

    Навыки опрятности

    Ребенок самостоятельно умывается

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок моет руки с мылом перед едой и по мере загрязнения, после пользования туалетом

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок завертывает рукава самостоятельно или с помощью товарища

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок сам чистит зубы

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок умеет пользоваться расческой, носовым платком.

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок умеет пользоваться носовым платком

    5 4 3 2 1 0

    Ребенок умеет пользоваться туалетом

    5 4 3 2 1 0

    1. Привлекают ли специалисты ДОУ родителей специальными заданиями к работе с детьми дома по формированию навыков самообслуживания?

    - да

    - нет

    2. Хотели бы Вы сотрудничать со специалистами ДОУ в работе по формированию у вашего ребенка навыков самообслуживания?

    - да

    - нет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

    Консультация для родителей.Среди приемов  по формированию навыков  самообслуживания  на первом месте стоит   прямое обучение - показ, напоминание, совместная  деятельность ...

    Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

    Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"...

    Статья "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

    "Мы не поможем людям , делая за них то, что они могли бы сделать сами"...

    Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

    Раскрывается актуальность формирования навыков самообслуживания у детей четвертого года жизни и необходимые для этого условия....

    «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

    Игровые приемы для формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста....

    Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

     Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается актив...