Главные вкладки

    Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
    консультация (младшая группа) по теме

    Раскрывается актуальность формирования навыков самообслуживания у детей четвертого года жизни и необходимые для этого условия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx21.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков самообслуживания

    у детей младшего дошкольного возраста

    «Самообслуживание – обслуживание самого себя,

     удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей

    собственными силами.»

                                                                       Словарь русского языка. Евгеньева А.П.

    Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает ребенка к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семьи и детского коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает  известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

    Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Дети, которые приходят из яслей в группу постарше, сами надевают колготы, носки, кофту. Однако все они не знают, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, приходящих из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.
    Из этого следует, что родители чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, утрачено. 

     У малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность. Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду. Труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

    Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Итак, на формирование каких навыков самообслуживания у детей четвертого года жизни необходимо обратить внимание:

    • Самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережевывая  пищу с закрытым ртом;
    • Пользоваться ложкой, вилкой;
    • Без напоминания пользоваться салфеткой;
    • Самостоятельно мыть руки с мылом, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду;
    • Насухо вытираться полотенцем, вешать его на отведенное место, пользоваться личным полотенцем;
    • Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
    • Аккуратно складывать и вешать свою одежду;
    • Замечать неполадки в своем внешнем виде и исправлять их самостоятельно или обратившись за помощью к взрослому или сверстнику;
    • Убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

    Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия: приспособлена по росту ребенка вешалка для одежды, выделена индивидуальная полка для повседневной одежды, сделана устойчивая подставка под ноги для умывания, дается удобная для одевания одежда (легко застегиваются пуговицы, кнопки, на обуви – липучки).

    Конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладение детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями ребенка со стороны взрослых членов семьи.

    Трехлетние дети еще недостаточно умелы, ловки, и многие мамы стремятся избавить ребенка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребенку колготки, обувают. Кажется, все хорошо: ребенок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у своего ребенка его дело, его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернешь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то, что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно все: ведь он только познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь – она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается – и вдруг пролезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем! Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребенка – это занимательный, интересный труд.

    Пусть малыш повозится со своими колготками, сапожками – надо ему предоставить по возможности на это время. А родителям, занимаясь своим делом, незаметно оказывать помощь, поощрять, помогать довести начатое до конца. В результате сформируется привычка делать все самому.

    Формирование навыков самообслуживания можно проводить и в игровой форме с использованием потешек, стихотворных строк («Водичка, водичка, умой мое личико…»), игровых сюжетов («Завтра вместе будем ремонтировать машины, поэтому их надо сегодня аккуратно поставить в гараж» или «Завтра к кукле придут гости, поэтому все нужно очень хорошо убрать, чтобы ей не было стыдно» и т.п.).

    Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни ребенка твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов. А так же необходимо помнить о том, что, предъявляя требования к ребенку, родители в то же время должны предъявлять требования и к себе, т.к. деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер, он берет пример прежде всего с родителей.

    Подготовлено воспитателем ВКК Педько Е.Т.

    с использованием литературы:

    Детский сад и семья. Под ред.Т.А. Марковой,

    Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду.

    Под ред. Логинова В.И., Бабаева Т.П., Ноткина Н.А.,

    Эльконин Д.Б. «Детская психология».

                                                                                                                                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

    Консультация для родителей.Среди приемов  по формированию навыков  самообслуживания  на первом месте стоит   прямое обучение - показ, напоминание, совместная  деятельность ...

    Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

    Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"...

    Статья "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

    "Мы не поможем людям , делая за них то, что они могли бы сделать сами"...

    «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

    Игровые приемы для формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста....

    «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

    Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение нав...