Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа) на тему

Бушуева Елена Васильевна

Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobsluzhivaniyu.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Усогорский детский сад «Снежанка»

«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного  возраста»


Бушуева Е.В.

Цель проекта: Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи проекта:

Развивающие: 

  • Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  • Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Речевые:

- обогащать словарь детей по теме;

- учить отчетливо проговаривать слова, составлять предложения из 2 слов.

- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;

- Создавать необходимые условия развивающей среды и доброжелательную атмосферу для всестороннего развития ребенка. 

Коррекционные:

  • - Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Участники проекта: дети  2 младшей группы (3 - 4 года),  родители воспитанников, воспитатель группы,

Актуальность: Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Прогнозируемый результат: 

Дети от 3–4 лет должны:

Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.  Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.  Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

 Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепление связей между детским садом и семьёй. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Возможности проекта для воспитателей

 Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.  Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью. Улучшение отношений между детьми.  Укрепление связи с родителями.

Вид проекта: творческий

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016г.)

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие.

Масштаб проекта: групповой

Этапы проектной деятельности:

1 этап подготовительный:

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта;  изучение литературы

2 этап основной:

План работы для 2-ой младшей группы

по формированию навыков самообслуживания

Цели и задачи на осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения  во время еды, умывания.

Помочь ребёнку овладеть простейшими  микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, трусики, шапочку и т.д.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).

 Приучать детей к опрятности, аккуратности. Воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Перспективный план на сентябрь месяц

  • Учит детей пользоваться унитазом
  • Продолжать учит самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете
  • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться
  • Есть аккуратно
  • Уметь пользоваться салфеткой
  • Научить детей складывать одежду в шкафчик

Перспективный план на октябрь месяц

  •      Приучать детей мыть руки после туалета
  •      Продолжать учит детей пользоваться индивидуальным полотенцем
  •       Учить пользоваться ложкой
  •      Познакомить детей с алгоритмом одевания и раздевания
  •     Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой , а не рукой
  •      Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых

Перспективный план на ноябрь месяц

  • Учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания
  • Продолжать учить детей  насухо вытирать руки полотенцем
  • Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место
  • Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи)
  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его.
  1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
  2. Блок познавательных занятий «Одежда»
  3. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
  4. Блок познавательных занятий «Обувь»
  5. Оформление уголка (туалетной комнаты)
  6. Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »
  7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
  8. Наглядная информация для родителей на тему: «Как ухаживать за молочными зубами »
  9. Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».(приложение 2)
  10. Оформление дежурного уголка.
  11. Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
  12. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».
  13. Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
  14. Чтение художественной литературы: «Мойдодыр »
  15. Игровые  ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»
  16. Игровая ситуация «Обед для кукол».
  17. Занятие: «Наш зайчонок заболел».

Цели и задачи на зиму (декабрь, январь, февраль)

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Формирование привычки следит за своим внешним видом; умение пользоваться правильно мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться  после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Научить соблюдать   гигиенические правила поведения за столом во время еды.

Сформировать отчётливые представления  о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (оборудование туалетной комнаты, столовые приборы, шкафчики индивидуального пользования).

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Поддерживать и развивать чувство радости от  чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании. Формирование привычки соблюдать чистоту и порядок в помещении и на участке детского сада. Приучать детей к   вежливому общению  со взрослыми и сверстниками.

Перспективный план работы на декабрь месяц

  • Продолжать учить правильно пользоваться мылом
  • Продолжать учить детей вешать полотенце на место
  • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания
  • Продолжать прививать у детей привычку садиться за стол с чистыми руками
  • Продолжать учить есть ложкой  и не залезать в тарелку руками
  • Учить пользоваться салфеткой после еды
  • Учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду
  • Учить играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место

Перспективный план работы на январь месяц

  • Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды. Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания
  • Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком при мере необходимости
  • Продолжать учить правильно пользоваться унитазом. Учить самостоятельно, пользоваться туалетной бумагой
  •   Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой
  • Продолжать учить правильно пользоваться ложкой и правильно держать чашку
  • Продолжать прививать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем
  • Учить завязывать и развязывать шнурки, застёгивать и растёгивать пуговицы и молнии

Перспективный план на февраль месяц

  • Продолжать  учить последовательно по алгоритму  мыть руки и пользоваться краном и водой
  • Прививать у детей привычку мыть руки после туалета и по мере их загрязнения
  • Приучать детей к желанию всегда поддерживать порядок  в шкафчиках индивидуального пользования. Поощрять самых аккуратных детей.
  • Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно
  • Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой
  • Учить пользоваться индивидуальной расчёской
  • Продолжать учить бережно обращаться с игрушками, убирать их на место
  • Продолжать учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.
  1. Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
  2. Дидактические игры: «Водичка, водичка », «Вымой руки»
  3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
  4. Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску» (приложение 5)
  5. Занятия на тему: «Варвара краса – длинная коса»
  6. Заучивание потешки «Расти коса, до пола» (окружающий мир младшая группа)
  7. Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
  8. Занятия на тему: «Водичка, умой моё личико »
  9. Заучивание потешки «Водичка, водичка »
  10. Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».
  11. Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

  1. Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться»
  2. Дидактическое упражнение «Возьмём мишку на прогулку»
  3. Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.
  4. Занятие-развлечение: « Вот что мы умеем »
  5. Занятие: «Одежда весной»
  6. Советы врача при недомогании ребёнка.
  7. Сюжетно - ролевая игра «Больница».

Цели и задачи на весну (март, апрель, май)

Воспитывать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Продолжать формировать привычку к чистоте, опрятности и аккуратности, приобщать к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Формирование элементарных навыков  поведения за столом: правильно пользоваться  столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Поддерживать проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умением пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф; помочь одеть и раздеть кофту, куртку; застегнуть и расстегнуть пуговицы и молнию; развязать шапку и т.д.).

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Продолжать формировать привычку соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Формировать  желание участвовать в уходе  за растениями и животными в уголке

природы и на участке. Продолжать учить вежливому общению со взрослыми и сверстниками. Продолжать прививать привычку самостоятельно замечать непорядки в внешнем виде и устранять их самостоятельно или при помощи взрослого.

Перспективный план работы на март месяц

  • Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом
  • Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем и вешать его на место
  • Учить садиться за стол спокойно
  • Учить правильно нести стульчик
  • Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской
  • Учить выворачивать колготки, кофточку  и носочки
  • Учить бережно обращаться  игрушками и умению делиться ими
  • Учить пользоваться столовой и чайной ложками
  • Учить пользоваться вилкой

Перспективный план работы на апрель месяц

  • Продолжать уделять особое внимание формированию культурно-гигиенических навыков
  • Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом
  • Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь
  • Прививать привычку убирать за собой игрушки
  • Обращать внимание на свой внешний вид
  • Закреплять навыки вежливой культуры за столом
  • Закреплят умение самостоятельно одеваться и раздеваться
  • Продолжать учить складывать одежду по полочкам

Перспективный план работы на май месяц

  • Продолжать уделять особое внимание на формирование культурно-гигиенических навыков, культуре поведения за столом.
  1. Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»
  2. Дидактическое упражнение: «Что нужно кукле?», «Оденемся на прогулку»
  3. Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса»
  4. Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.
  5. Игровая ситуация «Кукла Катя заболела», Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)
  6. Игровая ситуация «Купание»
  7. Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

8. Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского.        

9. Игровая ситуация «Витамины в огороде»

10. Занятие:  «Таблетки растут на ветке». Умывание холодной водой.

11. Занятие«Мытьё кукольной посуды»

12. Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

13. Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»

14. Подвижная игра «Зайка белый умывался»

15. Занятие: «Как ухаживать за волосами»

16. Игровая ситуация «Котик простудился»

Заключительный этап

  1. Анкетирование родителей по теме:  «Чему научился Ваш ребёнок? »
  2.  Итоговое занятие: «Вот какие мы большие».
  3. Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков самообслуживания (приложение 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей.Среди приемов  по формированию навыков  самообслуживания  на первом месте стоит   прямое обучение - показ, напоминание, совместная  деятельность ...

проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

Проект "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии"

Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном во...

Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Способствовать формированию элементарных навыков самообслуживания, поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания....

Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Самообслуживание – это, прежде всего стремление и способность к самостоятельности. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими. Взрослые всецело обслуживают детей, а потом недоумевают – п...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Елена Васильевна! Мне Ваш проект очень понравился,спасибо!