Статья "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

Шахматова Наталья Алексеевна

"Мы не поможем людям , делая за них то, что они могли бы сделать сами" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование навыков самообслуживания»

Шахматова Наталья Алексеевна

Воспитатель ГБДОУ № 1

Невского района Санкт-Петербурга

Аннотация: данная статья посвящена роли семьи воспитанников дошкольных образовательный учреждений в формировании здорового образа жизни детей и навыков самообслуживания.

Ключевые слова: ребёнок, воспитанник, дошкольник, ЗОЖ, детский сад, семья, воспитание, родители.

«Мы не поможем людям, делая за них то,

что они могли бы сделать сами».

Авраам Линкольн

Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте  3 - 4 лет. Что такое вообще эти навыки самообслуживания?  Это умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, вытереть попу, самостоятельно есть, прибирать игрушки и другое.

Иногда, кажется, что все эти действия ребенок не может выполнять в столь раннем возрасте.  К счастью, Ваш малыш может!  Кризис трех лет, когда ребенок на любое Ваше предложение помочь отвечает: «Я сам», помогает вызвать желание к этим действиям.  Возможности мышц в этом возрасте еще не у всех детей одинаковы, но частые упражнения помогут  быстрее выработать умелые действия.

Чему должен научиться ребенок 3-4 лет? К концу года он должен сам: снимать и одевать нижнее белье (майки, футболки, шорты, трусы), выворачивать их с изнаночной стороны на лицевую. Научиться  одевать и снимать  верхнюю одежду (взрослые помогают застегивать – расстегивать, заправлять кофты в штаны и др.), складывать ее на  место в шкафу, определять сухая, или мокрая одежда, выворачивать с помощью взрослого.  Научиться обувать и снимать обувь (как групповую, так и уличную). Помогает застегнуть ее взрослый.

В туалете ребенок приучается вытирать попу сам, или с помощью взрослого.

Ребенок  3-4 лет должен научиться прибирать за собой игрушки, помогать товарищу при просьбе взрослого.

В детском саду процессы приема пищи, одевания-раздевания, сон чаще сопровождаются плачем, так как раньше все эти функции выполняла мама. Поэтому в общении с детьми очень важно использование элементов устного народного творчества. Сказки, потешки, загадки, уговорушки являются незаменимым средством установления контакта с ребенком. Ласковый говорок потешек и прибауток вызывает у него радость. Именно через элементы фольклора легко донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Использование элементов устного народного творчества способствует развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и приобщает к красоте речи. 

Учимся умываться

  • Завернуть  рукава  одежды
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки
  • Смыть  мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Учимся пользоваться полотенцем

Предложить   ребенку:

  • Снять  полотенце  с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
  • Поменять руки местами.

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

Учимся пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду)
  • Подводить малыша  к зеркалу, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица.

Потешки при умывании

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

А водичка булькает

А водичка пениться

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

Хлюп-хлюп  ручками,

Полон  мыла таз

Ты не трогай, Катенька

Мыльной ручкой глаз.

 

Водичка  серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через  луга росистые

Я в детский сад  бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг  сверкало».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Из колодца принесла

Курица  водицы.

И цыплята всей  гурьбой

Побежали мыться.

 

В ручейке вода струиться

В речке плещется вода.

Мы под краном будем  мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Потешки при одевании

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

 

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

 

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли мы про туфельки.

Обуем  туфельки на ножки.

Эту на правую ножку,

Эту на левую ножку.

Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

 

Завяжи потуже  шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу.

Гулять хочу.

 

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

Потешки «на сон грядущий»

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

 

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему  миру спать

велят.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших  деток усыплять.

 

 

 

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька,  не  лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

«Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» во второй младшей группе

Цель: формирование самостоятельной личности. Формировать у детей навыки самообслуживания;научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;(мыть руки, наводить порядок, одеваться и р...