Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
консультация


Предварительный просмотр:

Малые формы фольклора

как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка-дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в воспитании детей.

И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердиться поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).

Формы работы

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Дидактические игры и упражнения
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Работа с родителями
  • Малые формы фольклора

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора, являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

 Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках с большой любовью отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Виды малых жанров фольклора

Прибаутка

— малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок

 Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся

.Пословицы и поговорки

Пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок – метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

Кто зарядкой занимается, тот силы набирается.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки!

Где аккуратность, там и опрятность

Аккуратность человека красит

Кто аккуратен, тот и людям приятен

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорка

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез. Не забуду и про нос. (носовой платок)

Махровое, душистое, мягкое, пушистое.

Любит воду промокать, где что влажно вытирать. (полотенце)

Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

1 этап – Предварительная работа - знакомство  с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)

- рассматривание картинок, игрушек, животных,

- обследование предмета,

- игры с ними,

- наблюдения (за дождиком, кошечкой…),

- дидактические игры («Кто что ест?»),

- пропевание песенок «Колобок».

На этом этапе необходимо вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)

- рассказывание и чтение сказки, потешки,

- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,

- беседа по содержанию,

- выборочное чтение отрывков, песенок,

- обыгрывание (с куклой  «Водичка, водичка…»),

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3   этап - Повторение потешек, сказок. Это помогает закрепить и расширить знания детей, закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

-рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа,        настольного театра, театра картинок, ноутбука,

- рассматривание иллюстраций,

- чтение без показа иллюстраций,

- приём договаривания стихотворных слов и фраз  (катится колобок, а навстречу ему…),

- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),

- проигрывание диалогов героев.

4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности, что  помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

 - использование в режимных процессах,

 - элементы и игры драматизации

 - чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,

 - использование героев сказок на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста. (консультация для родителей)

Дети наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его красиво, стараются нагуля...

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.

Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста....

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...