План-конспект занятия - эксперимента с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Сравнение природного и искусственного песка».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

В данном занятии по экспериментированию предоставлены эксперименты по ознакомлению детей с миром неживой природы(песок), способствующие развитию познавательной и речевой активности детей подготовительной группы компенсирующей направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия - эксперимента

с детьми подготовительной группы

«Сравнение природного и искусственного песка».

Программное содержание: познакомить детей со составом и  свойствами природного  и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта. Расширять представления о песке, его качествах и особенностях. Стимулировать желание для самостоятельного исследования  предметов и объектов живой и не живой природы.

Предварительная работа: рассматривание различных  различных объектов  под лупой, наблюдения за сухой и влажной погодой Рассматривание карты, особо уделяя внимание пустыням. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий.

Словарная работа: искусственный песок,  кроссворд, пустыня «Сахара».

Материалы: образцы песка, 2 стаканчика с водой, поднос,  ложечка, лупа, влажные салфетки - на одного ребёнка.  камень, песочные часы, карта, декоративная свеча, гимнастические  коврики, мешочки с песком, картинки с изображение медуз и морских звёзд.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, дети, мы будем проводить опыты и эксперименты с песком и тема нашей работы «Особенности песка». Сегодня старший лаборант Арианна будет мне помогать. (ребёнок подходит в воспитателю) и рассказывает небольшой доклад «Что такое песок?»

-Песок – кусочки породы. Песок получается когда распадается камень (показывает камень), под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка – это пустыни и морские берега,

( показывает на карте.) где обычно расположены пляжи. Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой,  вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым и даже чёрным. Также  песок используют на производстве, изготовляют песочные часы ( показ часов).

ВЫВОД: песок создан природой.

Ещё существует искусственный песок, то есть песок созданный человеком. Он бывает разноцветный и в основном используется для украшений( показ поделок из искусственного песка) и сегодня на занятии мы будем сравнивать свойства природного и искусственного песка.

1 Опыт на происхождение

(На подносе кучка искусственного и природного песка, лупа, стаканчики с водой, салфетка).

Воспитатель: кажите дети, что у нас лежит на подносах? (дети отвечают). А теперь давайте более внимательно рассмотрим наш песок. Возьмем в руку лупу и  посмотрим на природный песок. А теперь скажите мне,  из чего он состоит?

Дети: из песчинок, они маленькие и круглые.

Воспитатель: правильно из песчинок. А теперь давайте рассмотрим под лупой искусственный песок и что мы наблюдаем?

Дети: маленькие камушки.

Воспитатель: а давайте попробуем взять немного песчинок природного песка, что мы ощущаем между пальцами? (дети отвечают), а теперь искусственного. Что мы чувствуем? (ответы детей.)

ВЫВОД: природный песок состоит из маленьких песчинок, а искусственный песок из маленьких камушек.

2 ОПЫТ на осадок.

Воспитатель: Надо выяснить есть ли осадок у природного и искусственного песка? Возьмем ложечкой немного природного  песка и положим в стаканчик с водой и перемешаем. Что происходит? Правильно,  вода стала мутной, не прозрачной. А теперь давайте добавим в стаканчик с водой  искусственный песок и размешаем. Что происходит? ( ответы детей). Вода осталась прозрачна, не поменяла цвет.

ВЫВОД: воспитатель делает вывод совместно с детьми. И так, в природном песке есть осадок, а в искусственном осадка нет.

Релаксация

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём и я вас приглашаю на лазурный берег, подышать свежим воздухом и послушать шум волны.

Дети лежат на ковриках на спине образуя  круг и   подражая лучам  солнца звучит спокойная музыка. Воспитатель произносит слова:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, вдох-выдох, вдох выдох.

Мы слышим шум моря, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.

Волны беседуют с вами, они говорят:

Расслабитесь, успокойтесь и отдохните. Послушайте шум волны. Вдохните чистый воздух моря. Тело расслабляется, грудь руки и ноги отдыхают. Послушайте тишину, вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошо нам отдыхать, но пара уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться.

Дети встают и ходят по гимнастическим  коврикам, обходя медуз и морских звёзд из пенопласта.

Ну вот немного отдохнули, а теперь нам пора возвращаться в лабораторию.

3 ОПЫТ.  НА КЛЕЙКОСТЬ.

Воспитатель: А теперь давайте проведём ещё один опыт. В поднос в природным песком ложечкой немного добавим воды и перемешаем. Что происходит?( ответ детей)

Дети: песок стал влажным, мокрым.

Воспитатель: а что произошло с водой?

Дети: она впиталась в песок.

Воспитатель: Тоже самое проделаем с искусственным песком.

Дети: вода не впитывается.

Воспитатель: правильно потому,  что вода проходя через природный песок обволакивает песчинки и они между собой склеиваются. А у искусственного песка такого свойства нет.

ВЫВОД: природный песок обладает клейкостью, а искусственный таким свойством не обладает.

Воспитатель: А теперь давайте подведём итог нашего экспериментирования  в необычной форме. Уважаемые лаборанты, я предлагаю вам отгадать кроссворд. Участники экспериментирования подготовили для вас вопросы – загадки, которые мы должны отгадать.

1.Это слово не простое,

помогает оно нам

делать опыты и вывод

и знакомить с чудом нас.( эксперимент)

2 Знаешь ты, знаю я

 Знают все на свете.

 Без неё нам жизни нет

 На родной планете. ( вода)

3.С виду стёклышко простое

а глядишь через него

ручеёк стал речкой долгой,

а точка – целое пятно (лупа)

4. Сухой, сыпучий везде ползучий

А промокнет, вот беда

Не пролезет никуда.(песок)

5.И не тик и не так

И не слышно вовсе

А сколько времени прошло

Мы узнаем точно. (песочные часы)

(В конце занятия подведение итогов)

Чем занимались?

Что узнали нового?

Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Транспорт".

Перед вами комплексное занятие, которое обогащает знания детей о транспорте, закрепляет названия профессий людей работающих на транспорте. Развивает связную и диалогическую рячь детей. Развивает...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Теремок»

Конспект логопедического занятия с использованием игровых, здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий...

конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности...

План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.

План - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в подготовительной  группе компенсирующей  направленности для детей с ТНР ДОУ.Тема занятия: Изготовление малышек - «з...