Дидактическая игра как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Васильева Ольга Викторовна

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог Сухомлинский В.А. подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, защищающая огонёк пытливости и любознательности.

        При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей , вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.

        Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов воспитателя в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

        Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались многие специалисты : Сорокина А.И., Усова А.П., Удальцова Е.И., Менджерицкая  Д.В., Бондаренко А.К. и др.

        Теоретическое обоснование дидактической игры как средство коррекционно-логопедической работы

    Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые, сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

        Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

        Проблемой общего недоразвития речи занимались известные учёные Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева и др.

        Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи  было сформулировано Р.Е.Левиной. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются 3 уровня речевого развития (Р.Е. Левина) (14).Самый низкий уровень речевого развития у детей – 1-й. Самый высокий – 3-й.

        Основной контингент дошкольников шестого года жизни, направляемых в группы с ОНР, имеет второй-третий уровень речевого развития.

        На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни.

        Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный запас отстаёт от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела ( туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), животных (осёл, баран, овца, черепаха, жираф) и их детёнышей (поросёнок, жеребёнок и т.д.), название мебели (раскладушка, сервант, табуретка и т. д.), профессий (повар, певица, лётчик, капитан, портниха и т. д.).

        Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т. д.). Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу (спит – лежит). Навыками словообразования дети не владеют.

        Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями : часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме («нига идит то» - «книга лежит на столе»); возможна замена предлога и нарушение предложных форм.

        Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, реже 4 слов.

        Союзы и частицы в речи употребляются редко.

        Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих («пат нига» - «пять книг», «дука» - «рука»).

        Третий уровень речевого развития характеризуется развёрнутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

        Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. Плохо дети различают форму предметов: не могут найти овальные, квадратные, треугольные предметы.

        Выявляются своеобразные лексические ошибки, типа замены названий профессий названием действий («тётя продаёт яблоки» - вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» - «роза», «колокольчик» - «цветок»); замещение названий признаков («узкий» - «маленький», «широкий», «длинный» - «большой», «короткий» - «некороткий» и т. д.).

        Выявляются ошибки прилагательного с существительным в роде и падеже («я иглаю синей мятей» - «я играю синим мячом»); согласования числительного с существительным («два рути» - «две руки», «пять руках» - «пять рук»); смешение родовой принадлежности существительных («де веды» -«два ведра»).

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов по картинкам и т. д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко перечисляют лишь изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании.

        Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции («палаход» вместо пароход, «тяйник» вместо «чайник»; недифференцированное произнесение звуков (в основном это относится к свистящим, шипящим, сонорам), когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук «с» мягкий, недостаточно чётко произносимый, является заменителем звуков «с» («сяпоги» вместо «сапоги»), «ц» («сяпля» вместо «цапля»), «щ» («сётка» вместо «щётка»).

        Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

                - нарушены внимание и память;

                - нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

                - недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

У значительного большинства детей с ОНР пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.

        Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. (11,14)

        Описанные проблемы в развитии фонетики, лексики, грамматического строя речи у детей школьного возраста проявляется более отчётливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

 Понятие и значение игры в воспитательной и логопедической работе с

      детьми.

        В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности в дошкольный период – игре.

        По мнению Д.В. Менджерицкой, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

         В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.(6)

        Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания – это мнение таких учёных как А.К. Бондаренко и А.И. Матусик. (2)

        Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий от окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

        Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

        Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребёнка, психолог Д.Б. Эльконин совершенно определённо делает вывод: « Специальные экспериментальные исследования  показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов от самых элементарных до самых сложных».

        В « Программе воспитания в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребёнка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. В связи с этим воспитателям рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить, учитывать в них взаимоотношения детей.

        В логопедической группе с дошкольниками ведётся работа над звукопроизношением, над обогащением словаря и совершенствованием фразы. И всё идёт по замкнутому кругу: картинки предметные, лото, домино, картинки сюжетные, развёрнутые фразы, сказки, рассказы. Для всех детей путь одинаков, только одни на этом материале автоматизируют и дифференцируют звуки; другие учат новые слова, отвечают на вопросы и др. Работа воспитателей и логопедов нуждается в использовании игровых приёмов. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же , как у своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

        Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и пр.

        Особенности поведения таких детей отличаются в их играх . Они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняет включение в коллективную игру.

        Своебразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют замысла целенаправленные действия. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят её, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, и затем бесцельно бросают её, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

        У заикающихся детей наблюдается робость, затруднение включения в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями. В случаях тяжёлого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, не критичностью к своему поведению.

        Таким образом, в работе с дошкольниками, можно сформулировать две основные задачи :

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее и закрепляющее занятие, а также как отдых. (9)

Разновидность игр и особенности дидактических игр

        В дошкольной педагогике игры подразделяются на несколько групп: строительные игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

        Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как разновидность. У них один источник – окружающая жизнь . Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.

                 Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми для дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то. Что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит явно выраженный самодеятельный и творческий характер.

        Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роль (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

         В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех других лежит условное воспроизведение явлений, событий, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

        Подвижные игры или игры с правилами чрезвычайно разнообразны. Это прежде всего собственно  подвижные и спортивные игры. Среди первых выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.

        Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни. Одной из особенностей таких игр является возможность воздействия на детей через образы, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: («У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.д.).

        В бессюжетных играх действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета, они строятся на основе конкретных  двигательных заданий, условия которых определены правилами.

                Двигательные задания в играх-забавах и аттракционах выполняются в условиях соревнования. Они содержат элементы развлекательности, зрелищности. Самостоятельную группу составляют спортивные игры: городки, баскетбол, футбол и т.п. В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

        Дидактическая игра давно занимает значительное место в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Длительное время дидактические игры были  основной формой обучения детей. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем . «Он высоко ценил игру, считал  ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка» - писала Д.В.Менджерицкая.  (6)

Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались многие специалисты: А.И.Сорокина, А.П.Усова, Е.И.Удальцова, В.Н.Афанасьева и др. Сущность дидактической  игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определённые трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

        Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для дошкольников игровой форме: обучающая задача решается в ходе игры.

        Е.И.Удальцова выделила характерные особенности дидактических игр. Каждая дидактическая игра состоит из нескольких элементов: 1)содержания, 2) обучающей задачи, 3) правил игры, 4) игровых действий.

По мнению автора, основным элементом дидактической игры является обучающая задача: все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее. (13)

        Обучающая задача ставится перед детьми в разнообразном содержании, отражающем окружающую действительность (природу, людей, их быт, труд и т.д.) .

        Важное значение в дидактической игре имеют правила. По мнению Е.И.Удальцовой правила являются организующим элементом игры: они определяют, что и как надо делать по ходу той или иной игры, а также указывают путь к достижению цели, что очень важно. Правила выполняют ещё одну роль – обслуживают обучающую задачу: раскрывают содержание игры; устанавливают последовательность развертывания игрового действия; а также правила запрещающие, воспитывают у детей умение управлять своими действиями. (13)

        Следующим важным элементом дидактических игр, отмечает Е.И.Удальцова, является игровое  действие. Детей привлекает в игре больше всего игровое действие: оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Кроме того, дидактическая задача облекается в игровую форму; внимание у ребенка направляется на развертывание игрового действия и уже в процессе он выполняет обучающую задачу.

        Дети дошкольного возраста овладевают родным языком практически. Построению слов, сочетанию и изменению их в предложении они учатся в процессе общения с окружающими. Сталкиваясь с конкретными случаями изменения слов и их сочетаниями в предложении дети усваивают все это моторно .

        В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.п.), настольно-печатные игры и  словесные.

        Как отмечает Д.В.Менджерицкая, игры с предметами наиболее доступны детям, т.к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. (6)

        Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

        По мнению автора настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

        Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

        Наиболее сложные игры выделяет Д.В.Менджерицкая – это словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. «Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т.к. в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.  (6)

        Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы. Наиболее важны для умственного развития детей, Д.В.Менджерицкая выделяет следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

        В работе со старшими дошкольниками используют дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы.

        Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он - участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой. Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим.

        В старшем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь в небольшие группы (по два-четыре человека). В старшем дошкольном возрасте повышаются требования к точности выполнения правил. Дети учатся исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

        В старшем возрасте способ сравнения предметов усложняется: дети должны замечать незначительные различия между предметами и объединять их по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать логические связи и отношения между предметами и явлениями.

        В этом возрасте дети учатся составлять рассказы про игрушки, придумывать игры-загадки. Структура дидактической игры описана А.К.Бондаренко. (1)

        Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и  упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. По мнению А.И.Сорокиной, «игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

        Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

        Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, правила и игровые действия.

        Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, самостоятельность и др.)

        В каждой дидактической игре, отмечает А.К.Бондаренко, своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической         задачи следует избегать повторений в  её содержании. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления. Воспитатель или логопед должен заранее это хорошо знать и соответственно определить дидактическую задачу. (1)

        Основная цель игровых правил – организовать действия,  поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдения правил в игре требует от детей определённых условий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

        Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется заменить в стихотворении все небылицы. Но можно ввести игровое действие, например, тот кто заменит небылицу по ходу чтения стихотворения, кладёт перед собой фишку. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога.

 Возможности дидактических игр как средства коррекционно-логопедического воздействия.

        Известно, что игра- это эффективное средство логопедической работы с детьми.

        Дети дошкольного возраста овладеют родным языком практически и этому способствует  применение в логопедической работе дидактических игр.

        Дидактические игры используются в обучении звукопроизношению («Поезд», «Лошадки», «Угадай, кто так кричит» и т.д.), в  обогащении словаря детей («Чудесный мешочек», «Что вам нужно?», «Наоборот» и т.д., в формировании грамматического строя речи («Магазин», «Что я увидел на улице», «Кто за кем?» и т.д.). Дидактическая игра обеспечивает всестороннее развитие детей, которое особенно необходимо детям с нарушениями речи.

        Структура дидактической игры, её задачи, правила, игровые действия объективно содержат в себе возможность развития саморегуляции: в ней ребёнок может конструировать своё поведение и действия, что в дальнейшем облегчает работу в учебной деятельности. По меткому определению А.М.Горького, в играх со словом, дети учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

        Дидактическая игра учит ребёнка мыслить, воспитывает целеустремлённость, настойчивость, организованность.

        В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок, по мнению А.А.Катаевой и Е.А.Стребелевой, получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными  предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей.(4)

        Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребёнка, что она будет способствовать формированию у него умение решать не только практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даёт возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

        Коррекционно-воспитательная работа направлена на психологические и речевые особенности детей-логопатов и проведение игр на логопедических занятиях.

        Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определённым приёмом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.

        Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребёнку ориентироваться в окружающем его пространстве, а у проблемных детей это вызывает большие трудности. А игры по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с нарушением речи. Поэтому на 1 месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический или речевой. Подбор игр идёт в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение ребёнка различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам.                                                                              

Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребёнка различать голоса          людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова. Все эти игры относятся к подготовительным играм. Сюда также можно условно отнести игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

        На втором месте стоят игры для формирования правильного  звукопроизношения. Это игры на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребёнком подготовительных игр и упражнений, т.е. это игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности. Также в коррекционной работе можно использовать потешки, чистоговорки, считалки, которые могут служить целям автоматизации  и дифференциации определённых звуков в самостоятельной речи детей. Потекши, чистоговорки, как и загадки, могу быть использованы в разнообразной работе с ребёнком.

        При выборе игр воспитатели, руководствуясь с логопедической целью, должны всегда иметь в виду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несёт каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребёнка к коллективу и к своему в нём.  (9)

         

Методика организации дидактических игр.

Подготовка, проведение и анализ дидактических игр.

        Организация дидактических игр воспитателем осуществляется в трёх основных направлениях : подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

        В подготовку к проведению дидактической игры входят :

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время) ;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

        Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа , в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, воспитатель направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности ребят.

        В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

        Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Методы руководства дидактическими играми.

        Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

        С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, в начале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнять игровую задачу, стать победителем.

        Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли охотно раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить.

        Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

        Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснения правил, рассказ воспитателя о содержании игры должны быть предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности , краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

        Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в её ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

        В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов  - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывании фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят бодрое настроение. Игра не теряет принуждения, скуки.

Игры детей от 5 до 6 лет

        Воспитатель, руководя играми воспитанников старшей группы, должен учитывать их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5-6 лет выполняют это с большим увлечением.

        С расширением объёма знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

        При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли. Отбирая предметы, материал для игр, воспитатель также учитывает изменение в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их схожестью. И наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство.

        В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

        Как закончить игру? (Это важно для того, чтобы дети вновь захотели в неё играть). Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте игры, которая будет в следующий раз.

        В конце игры воспитатель обязательно должен оценить как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметить успехи, поддержать тех, у кого ещё что-то не получилось.

        Организация дидактических игр детей старшей группы требует, таким образом, от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их проведению: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор материала, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры (где будут сидеть и двигаться дети, где будут прятать предметы, куда положить материал для игр), и в процессе проведения самой игры, где нужно чётко определить свою роль от её начала и до конца.

        При подборе материала для игры детей старшей группы воспитатель предусматривает его использование в творческой, спортивной игре. Например, в игре «Магазин» продаются не просто игрушки, а спортивный инвентарь: ракетки, мячи, скакалки, воланчики, судейский свисток и пр. «Купив»  такие предметы, ребята берут их с собой на прогулку и там организуют спортивные развлечения.

        Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на чёткое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.

Игры с предметами

Найди игрушку

Цель. Развитие координации движений и слухового внимания.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши.

По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребёнок водит . Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдёшь её, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребёнок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Кто что услышит?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или крупой, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Будь внимателен.

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребёнок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. (аналогичную игру можно проводить и с др. звуками)

Настольно-печатные игры.

Лото

Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета

Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берёт педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит чётко. Ребёнок, у которого находится называемый предмет поднимает руку и говорит: «У меня…» - и называет предмет. Карточки, пропущенные ребятами, откладываются в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребёнка.

 Поймай рыбку

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображённый предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в конце, середине слова). За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Кто больше?

Цель. Нахождение звуков в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры. Воспитатель показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины воспитатель предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово  даётся фишка. Выигрывает тот , у кого больше фишек.

Словесные игры

Угадай, чей голосок.

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие слухового восприятия и координации движений.

Описание игры. Играющие сидят . Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя узнай!

Магазин игрушек

Цель. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Описание игры. Продавец продаёт игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель. Считалочкой выбирают продавца. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит:

- У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы их сможете купить . Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.

        Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:

- Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.

        Продавец подаёт покупателю мяч.

- Спасибо, какой красивый мяч! – говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

        Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки

Игру в магазин лучше проводить во второй половине дня, перед самостоятельными играми.

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове. Развитие речевого слуха.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка.

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.

        Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Воспитатель называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч.

Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Назови три предмета

Цель. Упражнять детей в классификации предметов.

Описание игры. Правила: называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся платит фант. Воспитатель называет одно слово, например мебель, а тот кому брошен мяч называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель (стол, стул, кровать).

- «Цветы»- произносит педагог и бросает мяч ребёнку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

        В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

        Эту игру рекомендуется проводить с небольшими группами играющих.

Телеграф

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будите по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трёхсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дитактические игры в детском саду. – М.,1991

2. Воспитание детей в игре. / Сост. Бондаренко А.К., Матусик Л.И. – М.,1983

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.И., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург,1999

4. Катаева А.А., Стребелёва Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.,2001

5. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением речи. / Редкол. Белякова Л.И. – М.,1987

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Марковой Т.А. – М.,1968

7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Волосовец Т.В. – М.,2002

8. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. Васильевой М.А. – М.,1986

9. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.,1979

10. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.,1994

11. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М.,2003

12. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей. / Дошкольное воспитание, 1988,№4,с.33

13. Удальцова Е.И. Дидактические игры для  детей дошкольного возраста. – М.,1958

14. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.,1991

15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. – М.,1999

16. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.,1981

17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,1983

                                                                                                                           

             

                                                                                                                               

                                                                                                                               

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

   В статье раскрывается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важность развития словесно-логического ...