Развитие связной речи у дошкольников.
статья по коррекционной педагогике по теме

Резкова Ирина Валерьевна

Основные функции связной речи,  онтогенез развития связной речи,  последовательность работы над связной речью.   Диалог и монолог.  Основные виды монологической речи  (применительно к дошкольникам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov-_statya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников.

Связная речь – это развернутое высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между собою предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Связная речь – вершина овладения любым языком. Она вбирает в себя все языковые умения и навыки – владение звуковым строем речи, достаточный словарный запас, умение грамматически правильно согласовывать все слова в предложении и т.д.

Основные функции связной речи:

1.Коммуникативная (установление связей в социуме, общение).

2.Регулирующая (регулирует нормы поведения в обществе, словами мы договариваемся, что хорошо, а что плохо; что можно, а что- нельзя).

3.Планирующая (словами мы ставим себе и другим какие-то задачи, цели и намечаем основные этапы их выполнения).

4.Познавательная (книги, ТВ, лекции, Интернет – мы познаем мир с помощью речи, приобретаем новые знания).

Связная речь – не природный дар (дар рассказчика), а сознательно сформированный навык, формирование которого лучше начинать в детском саду.

Онтогенез развития связной речи:

Как происходит развитие речи в норме?

Связная речь существует в двух видах – диалог и монолог.

 Первоначальный вид связной речи – диалогический. Ребенку нужно устанавливать связи в быту, в игре, диалог нужен ему для живого общения. Нехватку словарного запаса  активно заменяют внеязыковые средства: жесты, мимика, интонация. Понимание речи часто происходит по ситуации, по контексту.  До 3,5 лет ребенок говорит преимущественно отдельными предложениями. Связная речь начинает активно развиваться с 3,5-4 лет. Ответы на вопросы взрослого становятся  более развернутыми и могут состоять уже из 1-2 предложений. У ребенка появляется потребность не только спрашивать, но  и чем-то поделиться, рассказать. Постепенно на основе диалогической  начинает формироваться монологическая речь.

Монологическая речь – самый сложный вид связной речи. Монолог – это речь  одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Это непрерывное, довольно длинное логически построенное высказывание. Монолог служит для целенаправленной передачи информации.

Особенно важным развитие монологической речи становится в школе, т.к. весь процесс школьного обучения по сути строится на основе монолога. Это и объяснение учителя, и ответ ученика по любому устному предмету.  Параграфы школьных учебников, сочинения, изложения – тоже письменные монологи.

Монологической речью дети (особенно дети с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи)  овладевают только в процессе специального обучения!

Последовательность работы над связной речью.

Прежде чем появится собственная связная речь, ребенок должен научиться понимать связную речь других людей. Поэтому

  1. Воспитание понимания связной речи.  Беседы на самые разные темы (по прочитанному, по ситуации, по картине и т.д.)
  2. Воспитание диалогической речи (начинаем с ясельного и младшего возраста). Хотя  диалог и считается самым простым видом связной речи, умению вести диалог тоже надо учить. В диалоге    надо уметь слушать собеседника, не перебивать, понимать, о чем идет речь, удерживать тему, суть  разговора, быстро формулировать свои мысли.
  • Побуждаем детей к общению, развиваем потребность в общении, формируем элементарные коммуникативные навыки;
  •  Учим задавать вопросы, отвечать на них, составлять предложения по демонстрации действия, по картинке. Сначала это будут предложения из 2 слов – Вася одевается. Зайка прыгает. Затем  мы будем учить детей распространять предложения: Катя кормит куклу. Катя кормит куклу Наташу. Катя кормит куклу Наташу кашей.  Катя кормит куклу Наташу пшенной кашей и т.д.
  • В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем  с конкретных вопросов, на которые можно дать конкретный однозначный ответ, постепенно усложняем вопросы и требуем более развернутый ответ.
  1. Начало обучения монологической речи (со среднего возраста).

Основные виды монологической речи

(применительно к дошкольникам):

-  пересказ                                                   -  рассказ.

Пересказы могут быть подробные и краткие, выборочные (когда пересказывается только определенный фрагмент текста), творческие (нужно дополнить текст чем-то новым, придумать начало или конец истории), с опорой на наглядность и без нее.

Рассказы бывают повествовательные и описательные. Описательные –самые простые из рассказов, т.к. в них не происходит никаких событий, а есть простое описание характерных признаков какого-либо предмета. Например: «Это яблоко. Оно большое, круглое, красное, сладкое». Повествовательные рассказы более сложные -  в них есть сюжет, герои, действия, динамика событий, время, место действия. В таком рассказе надо правильно понять и передать причинно-следственные связи. Мы учим детей составлять план рассказа и придерживаться его, учим чувствовать структуру монолога – начало (или завязка сюжета), середина (развитие действия), конец (развязка). Дети должны понимать, что части в таком рассказе нельзя поменять местами.

Каков порядок работы над рассказом?

  • Рассказ-описание
  • Рассказ по серии сюжетных картинок
  • Рассказ по одной сюжетной картинке
  • Рассказ по картине, по фотографии
  • Самостоятельные рассказы  из личного опыта, по представлению, по литературному произведению. Первые самостоятельные рассказы обязательно должны быть связаны с наглядной конкретной ситуацией – день в детском саду, рассказ о празднике или  прогулке в детском саду, о посещении зоопарка с семьей и т.д.
  • Самые сложные рассказы – творческие, с элементами фантазии.

     В старшем дошкольном возрасте  (5 – 7 лет) дети должны  уже быть знакомы   с разными видами рассказов и пересказов и упражняться в них.

Человек – существо социальное. Если мы научим детей общаться, правильно вести диалог, красиво, грамотно, понятно излагать свои мысли – мы поможем им стать успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....