Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. Существующие формы речи, их характеристика: - Диалогическая речь. - Монологическая речь. 3. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. 4. Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. 5. Основные виды рассказывания: - Рассказы – описания; - Рассказы по картине и серии сюжетных картин; - Пересказ художественных текстов. Актуальность. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли – необходимое условие полноценного развития личности ребёнка. Формы речи • Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи • Монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Свойства монолога • Односторонний и непрерывный характер высказывания • Произвольность • Развернутость • Логическая последовательность изложения • Обусловленность содержания ориентацией на слушателя • Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием • 3-4 года – овладевают простым распространенным предложением, начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений. • 4-5 лет – пересказывают небольшие рассказы и сказки, составляют небольшие рассказы о предмете и по сюжетной картине. Совершенствуется диалогическая речь • 5-6 лет – совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Развивается умение правильно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по набору картинок, по плану, творческого характера и т.д. • 6-7 лет – Формируется культура речевого общения. Ребёнок самостоятельно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дети довольно охотно сами придумывают рассказы и сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи • I уровень речевого развития – дети практически не владеют фразовой речью. Только у некоторых, находящихся на самом высоком уровне наблюдаются попытки объясниться с помощью звукоподражаний, лепета, и слов, имеющихся в активном словаре, что сопровождается обилием жестов. • II уровень речевого развития – начатки общеупотребительной речи, появляется возможность более менее развернуто рассказать о хорошо знакомых ситуациях, ребёнок начинает пользоваться постоянным набором речевых средств, хотя и искаженных фонетически и грамматически, отмечается бедность словаря. • III уровень речевого развития – в основном характерна простая нераспространенная фраза. Характерной особенностью связной речи является нарушение последовательности слов в предложении, чаще это происходит при построении предложений с пространственно – временными и причинно – следственными отношениями. Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3-4 года - Воспитывать потребность в речевом общении; - Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослыми слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях; - Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам; - Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий; - Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью педагога; - Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки; - Развивать эмоционально – выразительные жесты и мимику. 4-5 лет - Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание; - Формировать умение оречевлять игровую ситуацию; - развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца; - Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого; - Формировать навыки пересказа, обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой. 5-6 лет - Воспитывать активное, произвольное внимание к речи, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи; - Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца; - Учить составлять рассказы – описания, загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; - Связно рассказывать о содержании серии картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. - Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; - Совершенствовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. 6-7 лет: - Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; - Совершенствовать навык ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко; - Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки – описания о предметах о объектах по заданному и самостоятельно составленному плану; - Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов; - Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика; - Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующим за изображенным событием. Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. • Рассказы – описания. • Рассказывание по картине и серии сюжетных картин. • Разучивание стихотворений. • Работа с загадками. • Пересказ художественных текстов. • Рассказы – описания Процессу обучения детей различным видам рассказов – описаний предшествует работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к описанию сходных признаков. Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности. Рассказы по серии сюжетных картинок Некоторые конкретные приемы работы с сюжетными картинками: 1. На столе раскладывается серия сюжетных картинок и предлагается детям рассмотреть их. Педагог читает рассказ, после чего каждому ребёнка дает по 1 картинке – эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети показывают соответствующие картинки. 2. Педагог раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок. 3. Педагог читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ, помогая наводящими вопросами. 4. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Педагог начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам. Составление рассказов по картине 1 этап – внесение картины с целью самостоятельного рассматривания. 2 этап – составление рассказов по картине. Приемы обучения: 1. Рассматривание. 2. Вопросы воспитателя. 3. Образец рассказа. 4. План рассказа. Разучивание стихотворений Подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам. Методические рекомендации к разучиванию стихотворений детьми с общим недоразвитием речи 1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано педагогом наизусть (без установки на запоминание). 2. Повторное прочтение стихотворения с установкой на запоминание. 3. Вопросы по содержанию стихотворения. 4. Объяснение значения непонятных детям слов. 5. Прочтение стихотворения построчно. Дети проговаривают каждую строчку хором, а потом индивидуально. 6. Для автоматизации нужного звука детей просят назвать все слова стихотворения, в которых встречается этот звук. 7. Полезно просить детей отхлопывать или отстукивать ритм. Работа с загадками Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучивать наизусть. Пересказ художественных текстов Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Требования к произведениям для пересказа • Высокая художественная ценность • Идейная направленность • Динамичность • Лаконичность и образность изложения • Четкость и последовательность развертывания действия • Занимательность содержания • Доступность содержания литературного произведения и его объём План занятия по пересказу: • Первичное чтение произведения • Беседа по вопросам • Повторное чтение • Пересказ Методы и приемы: • Вопросы воспитателя • План пересказа • Указания педагога • Организация кукольного и теневого театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра и фланелеграфа, участие в спектаклях • Индивидуальная работа • Совместный пересказ воспитателя и ребенка • Пересказ по вопросам • Оценка детского пересказа Младший возраст. Задачи • Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребёнка • Подвести к воспроизведению текста Средний возраст. Задачи • Рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы • Выразительно передавать разговор действующих лиц • Слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту Старший дошкольный возраст. Задачи • Пересказ по готовому плану, составленному или одним воспитателем или совместно с детьми • Пересказ по выбору детей • Пересказ в лицах или драматизация произведений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...