Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение
консультация по коррекционной педагогике на тему

Качарава Мария Александровна

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение? Не только для их социализации и успешного перехода к школьному обучению, но и для развития эмоциональной сферы, познавательной активности, способности находить друзей и реализовывать себя в жизни.

Целенаправленное развитие у детей 2-7 лет общения, в том числе невербального, стало составной частью программ социально-эмоционального-и творческого развития дошкольников («Психогимнастика», «Я, ты, мы», «Выразительное движение»").

Наши исследования показали: развивать невербальное общение лучше в процессе образно-пластического творчества на основе обучения языку движений. Творческий характер заданий, активизирующий самостоятельное и осмысленное использование детьми языка движений, а также система упражнений, заданий,этюдов, спектаклей оказались продуктивными для решения этой задачи.

Общаясь с людьми, важно не только владеть способами общения, принятыми в социуме, но и уметь понимать других людей. Рассмотрим подробнее методы, которые позволят развить эти способности у дошкольников.

Развиваем умение общаться с использованием невербальных средств.

Важная составляющая эффективного общения - уметь пользоваться соответствующими средствами этой деятельности, в частности невербальными, телесно-двигательными способами передачи сообщений собеседнику (жесты, мимика, пространственное поведение относительно партнера по общению и др.).

Умение использовать невербальные средства общения включает:

-представление о том, какими жестами (движениями, телоположениями) можно выразить то или иное содержание;

-понимание общего контекста ситуации, чтобы определить, какие именно средства (жесты, движения) могут быть использованы в качестве сообщения;

-умение использовать жесты, движения как единицы языка в обращении к партнеру по общению, в качестве адресных посланий и ответов на послания партнера;

-умение передавать индивидуально-личностный смысл (переживание в конкретной ситуации, отношение к конкретному партнеру) при использовании невербальных средств общения.

Эффективное развитие такого комплексного умения проходит

в условиях развития образно-пластического творчества' благодаря особенностям методики:

-с самого начала обучения способу выполнения жеста или движения внимание детей обращается на отдельные его элементы, их последовательность, сочетание в общей структуре движения;

-упражнения и этюды имеют сюжетную основу (предполагают взаимодействие разнохарактерных персонажей) - этим задается конкретный контекст изображаемой ситуации общения;

-в системе упражнений, этюдов изучаемые средства используются как единицы языка для обмена репликами в невербальном диалоге; по сути, эти задания содержат модели общения. В упражнениях задаются наиболее простые из них, на основе которых идет первичное освоение способов жестового общения и парного взаимодействия. В этюдах - более сложные модели общения. В спектаклях - развернутые: здесь возможны переходы от одной модели к другой, в зависимости от изменения позиции персонажа и соотношения сил участников в воображаемой ситуации;

-с первых же проб освоения движения или жеста развивается выразительность их исполнения - умение выражать личностный смысл, отношение через невербальные средства в контексте игрового взаимодействия двух персонажей;

-творческий характер заданий позволяет активизировать способность детей осознанно пользоваться языком движений в зависимости от условий заданной воображаемой ситуации;

-задаваемый взрослым образец движений должен быть выразительным, с тонким проживанием образного содержания - это помогает формировать у детей точные представления о возможностях передачи смыслов.

Методика развития жестового общения

у детей 2-3 лет

Самые простые задания на жестовое общение можно пред-
лагать уже
детям 2-3 лет: они учатся использовать жесты в об-
ращении к условному игровому партнеру (кукле, управляемой
взрослым), Лучше всего использовать перчаточные куклы (живот-
ных и птиц). Управляя такой куклой, можно показать простейшие
двигательные реакции в ответ на невербальные обращения к ней
детей.

Ситуация общения задается тем, что персонаж приходит в го-
сти к детям, чтобы поиграть. Но сам он - очень робкий, поэтому
у детей задача - показать, что они ему рады и приглашают его
к себе. Такая характеристика гостя, а также малые размеры ставят
его заведомо в более слабую позицию по отношению к детям -
при таких условиях малышам 2-3 лет легче почувствовать себя
увереннее и проявить инициативу по отношению к гостю.

Чтобы достичь выразительности в исполнении жеста, детям
не только задается образец движения (в исполнении взрослого),
но и используется такой методический прием, как проговари-
вание слова или короткой фразы, передающей значение жеста.
Например, махи рукой к себе, приглашающие гостя приблизиться,

сопровождаются фразой «Иди сюда». При этом внимание

обращается на то, что интонация должна быть выразительной - мягкой, ласковой. Как только ребенок придает нужное звучание своему голосу, пластика его тела, жест, мимика тоже приобретают мягкость, приветливость.

Очень важно сочетать обращенный к гостю жест и направленный на него взгляд - как знак, что именно ему ребенок посылает сообщение. При этом внимание детей обращается на мимику: ее словесная характеристика дается взрослым обобщенно («доброе лицо, ласковое») или с акцентом на выражение взгляда («глазки приветливые, ласковые») и обязательно подкрепляется образцом исполнения.

Если ребенку удается исполнить жест выразительно или хотя бы заметно улучшить исполнение, чтобы прочитывалось его положительное отношение к гостю, тогда тот отвечает - приближается к ребенку и тем самым показывает, что его сообщение воспринято, понято и принято. Следовательно, общение может продолжиться. Этим положительным ответом поддерживается и развивается диалог, дается положительное подкрепление успешного общения ребенка, мотивирующее его стараться быть выразительным в своих невербальных репликах, чтобы его правильно поняли и диалог состоялся.

Если ребенок выполняет жесты формально, невыразительно, не смотрит на гостя, отвлекается на соседей, то гость не подходит. Взрослый поясняет, почему это происходит: непонятно, кого ребенок приглашает, или создается впечатление, что ребенок не очень хочет общаться с гостем. Отсутствие диалога показывает ребенку, что его не поняли, потому что он недостаточно понятно выразил свое отношение. Это отрицательное подкрепление также побуждает ребенка стараться выполнять жесты так, чтобы они были понятными.

Таким образом, последовательность освоения жестов следующая:

1.Задается образец исполнения движения (жеста) - последовательно по фазам, в замедленном темпе, удобном для восприятия - с краткими пояснениями.

2.Дети повторяют жест по образцу (3-4 раза) для первичного

3.Жест повторяется в обращении к партнеру (первоначально - к кукле) с одновременным проговариванием слова или короткой фразы, передающей значение жеста, и первичными попытками выразительного интонирования слов.

4.Внимание детей обращается на то, что жест и взгляд должны быть направлены на партнера: «К кому обращаюсь жестом, на того и смотрю».

5.Сочетание обращенного к партнеру жеста, направления взгляда на него и интонационной выразительности проговари- вания, передающее отношение ребенка к партнеру с учетом контекста ситуации, помогает достигать органичной выразительности в пластике жеста и всего выразительного комплекса (мимики, особенностей позы).

6.Ответная реакция партнера по общению (подкрепляет развитие выразительности исполнения жестов).

7.Освоенный жест - в обращении к партнеру по общению - выполняется без озвученного,проговаривания слов (сначала с проговариванием про себя, затем без проговаривания), но с сохранением выразительности исполнения, чтобы по движениям было все понятно без слов.

Указанная последовательность в методике обучения проводится на первом же занятии. На последующих жест повторяется и закрепляется - на материале аналогичных игровых ситуаций с другими персонажами-гостями


где оба партнера изображают разнохарактерных персонажей.
В этих упражнениях жестовое общение сочетается с пространственным перемеще-
нием партнеров относительно друг друга,
благодаря чему дети осваивают целостные
модели общения (а не только их элементы,
как было у детей 2-3 лет). Основу такого
обучения составляет поэтапное знакомство с разновидностями пространственного рисунка образнопластического взаимодействия*.

Сначала осваиваются самые простые способы парного взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при изображении починки игрушки). Дальнейшее освоение способов взаимодействия - при усложнении рисунка перемещений по принципу «приближение-удаление»: 1) один партнер стоит на месте, другой приближается к нему (например, изображая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изображая потерю интереса); 2) партнеры одновременно приближаются друг к другу («встреча») и затем взаимно удаляются («прощание»); 3) один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дистанцию («кошка преследует птичку»).

На последнем этапе дети осваивают способы взаимодействия, которые передают сотрудничество персонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («тянем-потянем»), во втором - в противоположные стороны («лиса похищает петушка, а тот сопротивляется»), В обоих случаях парное взаимодействие строится как условносценическое изображение действий сотрудничества и противоборства. Например, исполнитель роли петушка, изображая, что он сопротивляется лисе, которая его похищает, в действительности поддается усилиям партнера, чтобы совместно им удалось выразительно воплотить сцену похищения.

Обучать моделям общения следует так, чтобы дети не воспроизводили их как формальные схемы. Дошкольники присваивают эти модели и переносят их в активный опыт, если в упражнениях придумывают детали ситуативного поведения и выразительно исполняют их, наполняя схему той или иной модели подробностями образного содержания и эмоциональным его проживанием. Все это - база для освоения более сложных способов невербального взаимодействия.

В старшей группе дети, используя выразительные движения, учатся передавать взаимоотношения трех персонажей в единой игровой ситуации. Появление в сюжетной ситуации третьего персонажа может изменить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим («кошка крадется к птичке»), сам подвергается угрозе нападения с появлением более сильного персонажа (например, волка), а избежав опасности («кошка забирается на дерево»), остается сторонним, но активным наблюдателем дальнейших событий.

Подобные перемены в поведении персонажа - богатый материал для расширения представлений дошкольников о вариантах поведения и общения в зависимости от состава участников и соотношения сил, которые необходимо учитывать. Когда дети меняются ролями, то получают возможность проиграть те же самые модели общения и увидеть происходящее с другой точки зрения.

Жесты общения в обращении к партнеру

Жесты общения' - это инициативные жесты: они адресованы
партнеру по общению (игре) и используются для начала, раз-
вития или завершения контакта с ним. Это простейшие приемы
невербального взаимодействия с собеседником. Особенность
таких жестов в том, что они, как правило,
сочетаются с направ-
лением взгляда на партнера
по об-

щению (будь то взгляд прямой, иско-
са или исподлобья - в зависимости
от контекста взаимодействия испол-
няемых персонажей).

Обучение будет эффективнее, ес-
ли ребенок начинает осваивать жест
в обращении к кукле, которой управ-
ляет взрослый. Затем этим же жестом
ребенок может обратиться к взрослому, который как партнер по игре исполняет роль какого-либо
персонажа. Позже (со средней группы) - к сверстнику

Среди жестов общения есть такие,которые выполняются с открытой или закрытой ладонью. Открытая ладонь - положение кисти руки, при котором пальцы выпрямлены, но не напряжены. Ладонь видна,открыта партнеру по общению. Жест сообщает, что человек открыт для своего собеседника, доверяет ему.

Обучение жестам с открытой ладонью развивает у детей, особенно замкнутых, большую расположенность к общению с окружающими людьми.

Закрытая ладонь - положение кисти, при котором ладонь
не видна собеседнику, например, кисть повернута ладонью вниз
или сжата в кулак. Так может выражаться недоверие к партнеру,
скрытность, желание защититься.

Кроме жестов с открытой и закрытой ладонью есть другие
жесты общения:

  • «иди сюда» (махи рукой к себе, приглашающие партнера приблизиться);
  • «до свидания», «уходи» (махи рукой «от себя» как знак прощания или выра-
    жение желания, чтобы партнер ушел);
  • жест ласки (мягкие поглаживания по плечу, предплечью партнера, выража-
    ющие доброжелательность или желание пожалеть) и др.

Упражнения с жестами общения

  • Лучше начинать обучать детей сразу двум противоположным же-
    стам в контрастном сопоставлении друг с другом (в одном упраж-
    нении или в двух, объединенных одним сюжетом) - сравнение по-
    может ребенку понять их значение и способы выполнения каждого.
    Приведем примеры упражнений.
  • «Покормим птичку». С 2-3 лет. В гости к детям приходит птич-
    ка (кукла в руках взрослого). Педагог, управляя куклой, показыва-
  • ет, как птичка летает, поворачивает го-
  • ловку. Поясняет, что она хочет поиграть
    с детьми, но робеет. Предлагает детям:
    «Давайте угостим птичку вкусными
    зернышками».
     Не исключено - кто-
    то из детей возразит, сказав, что у него
  • нет зернышек. Тогда педагог подсказы-
  • вает: «А ты понарошку, как будто они у тебя есть - насыпь их себе
  • на ладошку». (Так он помогает детям войти в воображаемую ситу-
    ацию.) 8 случае затруднения предлагает:
    «Давай, я тебе насыплю
    зернышек, подставляй ладошку».
     Если ребенок не понимает или
    робеет, педагог берет ласково его ручку, поворачивает ладошкой
  • вверх и поглаживающим движением распрямляет пальчики: «Дер-

жи ладошку так, чтобы зернышки не просыпались, но и не сгибай сильно пальцы, иначе птичке неудобно будет клевать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Консультация для родителей. В которой можно узнать для чего развивать мелкую моторику и что для этого нужно делать....

Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»

Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...

Для чего нужно развивать гибкость у дошкольников?

Что такое гибкость? Для чего нужна растяжка....

«Для чего нужно развивать художественные способности детей»

laquo;Для чего нужно развиватьхудожественные способности детей»...

памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»

памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...

Для чего нужно развивать музыкальные способности у ребёнка

Материал будет полезен музыкальным руководителям и родителям. В последнее время многие родители не видят смысла в обучении детей музыкой и развитии их музыкальных способностей. В статье говорится о ро...

Памятка для родителей "Для чего нужно развивать связную речь у дошкольников"

Памятка для родителей "Для чего нужно развивать связную речь у дошкольников"...