«Для чего нужно развивать художественные способности детей»
консультация на тему

Дарьян Марина Николаевна

«Для чего нужно развивать

художественные способности детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_odarennyy_rebenok.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Одаренный ребенок, какой он?»

Содержание термина «одаренный» для обозначения детей с развитыми способностями принадлежит американскому психологу Г. Уипплу. Современное понимание одаренности заключается в доминирующей познавательной и творческой активности, в ярко выраженной креативности при решении проблем и повышенной мотивации на достижение высокого результата.

Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

 В более старшем возрасте признаками одаренности считаются: потребность в коллекционировании, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления,  оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию предстоящей деятельности, самостоятельность, гибкость, общительность, энергичность, настойчивость, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях.

 Таким образом,  признаками таланта считают:

  • Наличие активной познавательной деятельности;
  • Быстрое и точное выполнение заданий;
  • Устойчивая концентрация внимания на деле;
  • Навыки логического мышления;
  • Оригинальность и креативность при решении задач;
  • Творческий подход к выполнению заданий;
  • Развитость воображения и фантазии;
  • Самостоятельность в выборе техники, методов, приемов;
  • Инициативность, альтернативность;
  • Планирование, предвидение этапов деятельности;
  • Целенаправленность, пробы (опора на опыт);
  • Доведение начатого дела до конца, стремление к гармонии.

Ученые считают, что одаренность имеет как врожденные предпосылки к той или иной деятельности, передаваемые генетически, так и социальные, формируемые социальной средой, воспитанием, обучением. С.Л. Рубинштейн говорил, что любая одаренность нуждается в поддержке педагога, для раскрытия внутреннего ресурса и полноценного, разностороннего формирования личности. «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

Ещё один немаловажный фактор – это воспитание и обучение одарённого ребёнка, как целостной, многосторонней личности. Человек, рассматривается как самостоятельная, развивающаяся  открытая система. А основными составляющими этой системы являются семь уровней развития:

  1. Генетическо-физический уровень. Задатки, заложенные природой, часто передаваемые по наследству, «дар Божий», который есть у каждого, но не каждый его использует. Сформированность таких компонентов как сила воли, трудолюбие, усидчивость, способность выполнять задания по - образцу (зрительно-моторная координация), функциональность моторики, к этому же уровню можно отнести и такие навыки, как чистоплотность, соблюдение правил гигиены и привычки самообслуживания.
  2. Эмоционально-сенсорный уровень. Умение устанавливать дружеские, доброжелательные межличностные взаимоотношения. Стремление к пониманию переживаний другого человека, пониманию чувств, заложенных в произведения литературы, живописи, музыки (синестезия). Эмпатия, толерантность. На этом уровне находится и способность к половой самоидентификации, и понимание межполовых взаимоотношений, мораль и нравственность. Взаимоотношения с родными и друзьями.
  3. Интеллектуально-когнитивный уровень. Способности и особенности мышления (речевого, понятийно-логического, интуитивного, формально - и структурно-визуального, абстрактного, ассоциативного, образного, аналитического и синкретического). Способности к обучению, запоминанию и воспроизведению по памяти. Объём памяти кратковременной и долговременной. Вид репрезентативной системы личности (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Активность отделов головного мозга (коры больших полушарий, левого и правого полушария).
  4. Социально-адаптивный уровень. Этот уровень характеризует степень приспособленности человека к окружающей его среде. Любовь к людям, животным, природе. Интерес к космосу, природным явлениям, стремление найти и понять причинно-следственные связи всего, что происходит в мире. Понимание сути жизни и стремление её сберечь (экологический комплекс). Скорость адаптации к новым условиям, принятие перемен. Стремление устранить несовершенство, пусть даже через конфликт (гармония через конфликт). Способность к инсайту (открытиям и озарениям).
  5. Коллективно-креативный уровень. Принятие коллектива, коммуникативные способности, выполнение роли лидера (но не диктатора и манипулятора). Отстаивание чести и достоинства коллектива, его имиджа. Активное участие в коллективных делах и мероприятиях. Принятие на себя ответственности за психологический климат и гармоничные отношения. Стремление внести свой вклад в улучшение коллектива, группы.
  6. Культурно-духовный уровень. Воспитанность патриотических  и высоконравственных чувств. Любовь к своей Родине, её культуре, духовному наследию. Сохранение традиций (семейных, национальных, общечеловеческих). Понимание «духа» творчества, его предназначения и ценности. Стремление создавать, творить (но не разрушать). Отвращение к войне, к вандализму. Толерантное отношение ко всем нациям и расам. Поиск духовного развития и самосовершенствования. Стремление к познанию мира, как надсистеме.
  7. Системно-целевой уровень. Характеризуется степенью осознания своей миссии, предназначения. Понимание цели жизни, своей и человечества, в целом. Поиск своего места и возможности полной реализации своих способностей («дара»). Умение поэтапно планировать свою жизнь, отвечать за свои действия и поступки. Способность ставить цели и поэтапно достигать их, прилагая волевые усилия. Доведение начатого дела до конца. Самооценка. Предвидение действий и результатов. Умение создавать альтернативные планы и выбирать наиболее напряжённый путь, не боясь трудностей, ибо в этом заключена возможность наискорейшего роста и развития личности.

Вследствие  вышеизложенного, если мы хотим получить портрет одарённого ребёнка, то исследование следует проводить по всем семи уровням системы личности, а не только на эмоциональном и интеллектуальном, как это бывает в большинстве случаев тестирования. 

Семь уровней развития системы являются компетенциями, поэтапно формирующимися и развивающимися. Естественно, что в дошкольном возрасте рано говорить о полноценной, сформированной личности. Поэтому целесообразно разделить уровни компетентности по возрастам. Если учесть семилетние циклы развития, предложенные Л.С.Выготским, то система приобретёт смысл. Каждые семь лет формируется  возрастная компетентность (система). А семиуровневые компетенции являются  её составными частями, детерминантами системы. Каждые семь лет система трансформируется и усложняется, развивается. Меняются, в соответствии с возрастом и компетенции. Причём, следует учитывать, что человек развивается и меняется всю свою жизнь, а значит, является открытой системой, способной к трансформации. Ибо как только он становится закрытым к обучению и развитию, система закрывается и начинается разрушение, ведущее сначала к утрате ранее накопленного опыта, здоровья, а потом и к смерти. Поэтому психологи и геронтологи считают, что творчество способно продлить жизнь и поддержать здоровье человека.

 

Формирование группы одаренных детей осуществляется по анализу их деятельности, по достижениям, поведению, а также по результатам тестирования.

 Процесс становления творческой личности в онтогенезе включает несколько этапов:

  1. Пробуждение – накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно богатое пространство и импульсы пробуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.
  2. Подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. Главное на этом этапе – технологический опыт ребенка в эстетическом полноценном, полихудожественном пространстве.
  3. Преобразования – применение освоенных эталонов  и их трансформация в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
  4. Альтернативы – индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.

 «Для чего нужно развивать

художественные способности детей»

Я – педагог: творец и многогранник, с истоками добра, теплом души.

И за руку со мной в страну познаний шагают без сомненья малыши.

И каждый час, и каждую минуту осознаю ответственность свою,

Из детских душ таинственных и хрупких шедевр неповторимый создаю…

       Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

       У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление – все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть жалетельным».

       Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.

         Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.

         Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:

1.       В детской изодеятельности реализуются важные сторонывозрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.

2.       Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого, отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.

Поэтому необходимо поддерживать детскую художественную одаренность, создавать условия для развития таланта у ребенка.

Детские рисунки можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но они и есть, по сути, отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости.

И.А. Лыкова, автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно-творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественно-образной выразительности.И.А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру.При формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование. В художественном образовании детей центральное место отводится способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, отличающегося оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Консультация для родителей. В которой можно узнать для чего развивать мелкую моторику и что для этого нужно делать....

Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»

Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...

Для чего нужно развивать гибкость у дошкольников?

Что такое гибкость? Для чего нужна растяжка....

Протокол родительского всеобуча на тему " для чего необходимо развивать познаватеные способности детей"

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку активность я...

памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»

памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...

Для чего нужно развивать музыкальные способности у ребёнка

Материал будет полезен музыкальным руководителям и родителям. В последнее время многие родители не видят смысла в обучении детей музыкой и развитии их музыкальных способностей. В статье говорится о ро...

Консультация "Для чего нужно развивать художественные способности детей"

Творческие способности – это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы....