Протокол родительского всеобуча на тему " для чего необходимо развивать познаватеные способности детей"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Мерзликина Наталья Викторовна

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности  и активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол родительского всеобуча

Тема «Для чего необходимо развивать познавательные способности детей»

Цель: раскрыть важность развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Способствовать приобретению родителями знаний и навыков по развитию познавательной активности детей.

2.Дать представление о роли родителей в развитии познавательной активности детей.

3.Познакомить родителей с практическими заданиями для развития познавательной активности у дошкольников.

Ход собрания:

По первому вопросу выступила воспитатель группы общеразвивающей направленности  для детей 5 – 6 лет № 2 Мерзликина Н.В.

-Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности  и активности.

Формирование познавательных способностей необходимо начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностей ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также является необходимым условием готовности детей к школе. Развитие познавательных способностей детей, становление образных форм – это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи: Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому нужно максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Самый эффективный способ ускорить развитие личности – это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности, желании постоянно и с удовольствием чему – то учиться.

Каждый малыш появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за счёт неё,  у ребёнка получается адаптироваться в незнакомых условиях внешнего мира. По мере роста и развития ребёнка познавательная направленность перерождается в познавательную активность и ребёнок внутренне готовиться к ведению активной познавательной деятельности. Чем старше становиться ребёнок, тем активнее становится его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.

Ранний дошкольный возраст.

На этом этапе жизни дети уже имеют определённый жизненный опыт, часто основанный на не связанных между собой представлениях и знаниях. Именно в этот период малыш учится эстетическому восприятию окружающей среды, у него совершенствуется развитие основных познавательных способностей, среди которых восприятие и ощущения.

Середина дошкольного возраста.

В этом возрасте развитие познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, отчасти благодаря совершенствованию речевых навыков. Дети не только лучше доносят информацию, они её лучше понимают, усваивают и анализируют.

Старший дошкольный возраст.

На этом этапе жизни развитие познавательных интересов дошкольника связано с познанием мира взрослых. Дети начинают проявлять такие качества, как заботливость, сочувствие, доброта. Также проявляются способности классифицировать информацию, делать сложные логические заключения, сравнивать, анализировать, обобщать.

Чтобы поддерживать интерес у детей дошкольного возраста на стабильно высоком уровне, необходимо:

1.Создавать положительное отношение к деятельности на базе положительных эмоций к процессу, объекту, а также с помощью поощрения, одобрения, веры в силы ребёнка. Чем больше новая деятельность будет перекликаться с уже устоявшимися интересами, тем проще будет положительно настроить дошкольника по отношению к ней.

2.Создать положительное отношение к деятельности того или иного рода за счёт формирования понимания её значимости, как в личном плане, так и в общественном. Рассказы взрослых о том насколько важной является та или иная деятельность, с демонстрацией её результатов помогут ребёнку заинтересоваться ей по  настоящему.

По второму вопросу выступила воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет № 2 Иванько О.А.

- Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребёнка. Кто как не родители, бабушки, дедушки наблюдают ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить к чему у ребёнка интерес, к какому виду деятельности ребёнок проявляет склонность. В семьях уделяющих большое внимание развитию познавательных способностей детей, дети всегда заняты любимым делом. Это вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление сделать, что то хорошее и приятное своим родным. Для того, чтобы дети не останавливались на каком то уровне и двигались дальше, необходима помощь родителей в поддержании и  дальнейшем развитии ребёнка. В семьях где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, как правило предоставлены сами себе. Они не совершенствуют свои знания, навыки и умения, полученные в дошкольном учреждении, поэтому умственные и познавательные способности ребёнка угасают. Такой ребёнок вырастает не уверенный в своих силах, не способный творчески подходить к решению той или иной задачи, соответственно итогом может быть неуспеваемость в обучении в школе.

Воспитание познавательного интереса в отрыве от воспитания всей личности невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребёнка необходима «почва», которую должны подготовить в первую очередь родители с раннего детства у своих детей.

Во первых -  родители должны организовать жизнь ребёнка;

Во вторых – создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребёнка, создать своего рода режим дня.

Познавательный интерес нужно постоянно воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.

Важно понимать, что на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста влияет постоянное желание контактировать с окружающей средой, получать новые впечатления, решать интересные задачи. Развитию ребёнка в этой сфере будет способствовать предоставление ему возможности активного изучения окружающего мира с воздействием на него.

Показателями познавательной деятельности являются:

-особое внимание к тому или иному предмету;

-эмоциональное к нему отношение;

-направленные на изучение предмета действия, которые помогают понимать особенности предмета;

-стремление к предмету даже в его отсутствие.

Для того, чтобы познавательные способности детей развивались систематизировано и имели прочную платформу для дальнейшего развития позвольте дать вам несколько советов.

1.Учить детей самостоятельной работе без подсказок и памяток.

2.Поощрять инициативу ребёнка.

3.Не пытаться делать за детей их работу, которая им под силу.

4.Не судить строго и поспешно.

5.Стимулировать желание детей решать проблемы без помощи взрослых.

6.Помогать детям выявлять связи между явлениями, предметами и событиями.

7.Учить детей управлять информацией, анализируя, классифицируя, синтезируя и обобщая данные.

По третьему вопросу выступила воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет №2 Мерзликина Н.В.

- И в завершении нашей встречи разрешите предложить вам несколько заданий для развития познавательного интереса у детей, которые вы можете провести с ребёнком дома.

1.Пусть ребёнок посмотрит на картинку с животными, изображёнными в паре с детёнышами. Задание – найти животное, у которого не будет детёныша, дорисовать его после выяснения информации об изображённых на картинке животных.

2.На картинке изображены объекты, которые ребёнку нужно будет рассмотреть и сравнить с геометрическими фигурами, на которые они больше всего похожи. Так например озеро- круг, гора – треугольник и т. д.

3.Для развития фантазии ребёнку предлагают из рисунков с предметами и животными выбрать один, после чего представить себя предметом или животным с этого рисунка и описать один день из жизни этого объекта в подробностях.

4.На рисунке изображены объекты: насекомые, птицы, рыбы, предметы, растения. Задание – выделить все живые и неживые объекты, после чего разбить их на подгруппы.

В заключении отметим, что на развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте сильно влияет поддержка и похвала взрослых. Адекватная похвала подкрепит мотивацию ребёнка. В последующей жизни такой ребёнок будет смело использовать полученные знания, получая удовольствие от процесса.

Протокол родительского всеобуча

на тему

«Для чего необходимо развивать познавательные способности детей»

Подготовили воспитатели:

Мерзликина Н.В.

Иванько О.А.

г. Оренбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»

Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...

«Для чего нужно развивать художественные способности детей»

laquo;Для чего нужно развиватьхудожественные способности детей»...

памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»

памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...

Родительское собрание на тему: «Игровые приемы в развитии коммуникативных способностей детей старшего возраста».

Многие из детей испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, за...

Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в нетрадиционной форме Тема: «Сенсорика – как с...

Родительский клуб на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положен...

Консультация "Для чего нужно развивать художественные способности детей"

Творческие способности – это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы....