Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Попова Галина Андреевна
Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в нетрадиционной форме Тема: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2 - 3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива. Форма проведения: игровой практикум. Участники: родители, воспитатель. Место проведения: первая младшая группа. Ход мероприятия: - Добрый день, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко. Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня я хочу с Вами поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые я советую играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие. Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. - Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе «Истоки»? - Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»? Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни. - Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей) - При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов. - Сегодня я Вам предлагаю пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. - Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику! Итак первая станция….А как она называется мы с вами должны отгадать, разгадав 4 загадки: Он в яйце есть и в цыпленке, В масле, что лежит в масленке, В каждом спелом колоске, В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет) *** Он с лягушкой может квакать, Вместе с крокодилом плакать, Из земли с травой расти, Но не может он цвести (зелёный цвет) *** Всех быков он возмущает, Ехать дальше запрещает, Вместе с кровью в нас течет, Щеки всем врунам печет (красный цвет) *** Им треть флага занята, Он в название кита, И в букете васильковом, И на ящике почтовом (синий цвет) - Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И игр на этой станции очень много, я хочу предложить вам одну в из них попробовать поиграть сейчас. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать. Пальчиковая игра «Пальчики работают» (Выполнять одновременно двумя руками) Палец толстый и большой в сад за сливами пошел. (Поднять большой палец, пошевелить им.) Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки. (Выполнять щелчки большим и средним пальцами) Безымянный поедает (Поднести безымянный палец ко рту) А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает (Постучать мизинцем по столу) Проводится дидактическая игра «Цвета» -Вам понравилась эта игра?(ответы родителей) Ну а мы с вами отправляемся дальше… 2. Как же называется эта станция, давайте угадаем? Ни угла, ни стороны, А родня – одни блины (круг) *** Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник) *** Злая рыба хвост-лопата Откусила полквадрата – Целый угол, верь не верь! Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник) *** Кубик в краску окуни, Приложи и подними. Вася десять раз так сделал – Отпечатались они (квадраты) *** Треугольник с полукругом Круг дразнили «толстым другом». Круг, расстроившись до слез, Уже стал и вверх подрос. Кто же угадает тут, Как теперь его зовут (овал) - Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами. Динамическая пауза «Дом» Я хочу построить дом (руки сложить домиком и поднять над головой), Чтоб окошко было в нём (пальчики обеих рук соединить в кружочек), Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вместе вертикально), Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики). Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой), Солнце было, дождик шел (сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены; затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения), И тюльпан в саду расцвёл (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»). - А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Продолжим наше путешествие…. 3.Название этой станции вы тоже должны сейчас отгадать: Ночью спрячется оно – Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце Бьётся радостное … (солнце)! - Правильно, это солнышко. Наша станция называется «Солнечная» Посмотрите у нас нарисовано на нашем ватмане? (тоже солнышко). - Посмотрите на него. Какого оно цвета? (Желтого). - А что напоминает по форме? (Круг, солнце круглое). - А что же у нас не хватает? (Лучей) Для того, чтобы солнышко нам ярко светило, нам нужно приклеить лучики. А лучики у нас будут не простыми, они будут в виде наших ладошек. Но для того, что бы у вас получилось красивые и аккуратные лучики нужно размять пальчики. Пальчиковая гимнастика Солнышко, солнышко Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук). Солнышко, солнышко, Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки). Мы колечки соберем, Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью). Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь). И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы). - Молодцы, а теперь пора спасать солнышко, садитесь на свои места. Звучит спокойная мелодия. Родители начинают выполнять задания. - Возьмём жёлтый лист бумаги , кладём нашу руку ладошкой вниз. Берём простой карандаш и обводим нашу руку. Давайте возьмём ножницы и аккуратно будем вырезать наши «лучики». На получившиеся лучи наносим клей карандаш и по очереди приклеиваем к нашему солнышку. Вы посмотрите, какое получилось красивое и яркое солнце. Давайте нашу совместную аппликацию закрепим на мольберте и пусть в нашей группе всегда будет тепло и светло! А мы с вами отправляемся на конечную станцию… 4. Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми). Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивости, самостоятельности. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Подведение итогов собрания. - Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы). Решения родительского собрания. 1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце мая 2017 года подведём его итоги и вручим призы победителям.3. Принимать активное участие в жизни детского сада. Заключительное слово. Уважаемые родители! Закончена игра! Она у нас Рассчитана на один час, Но, в сенсорную игру, народ, Играйте дома круглый год! А сейчас Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Наша группа» Разное: Благодарим за благотворительную помощь! На Ваши средства были куплены в группу: ковёр, 3 кровати, игрушки. В прошлом году были приобретены – столы, стулья. Также были потрачены средства на косметический ремонт детского сада, шитьё костюмов на праздники, была куплена швейная машинка. Летом были куплены семена цветов, саженцы. На новый год были куплены украшения для детского сада. «ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМу ВИДу МАЛЫША» Как одеть ребенка в детский сад? Сколько комплектов одежды необходимо? Какие требования к одежде малыша есть у воспитателя? Это одни из немногих вопросов, которыми задаются родители при выборе гардероба для детского сада. Только вы решаете, в чем будет одет ваш ребенок, все сугубо индивидуально. Однако, существуют общие рекомендации. Выбор одежды для детского сада зависит, в основном, от четырех факторов: 1. Возраст ребенка. Как правило, малышам младших групп требуется больше сменной одежды, т.к. они чаще пачкаются, могут описаться. Поэтому у детей такого возраста в шкафчике должен быть как минимум один запасной комплект одежды.2. Температура в помещении группы детского сада. Здесь все очевидно: если в детском саду жарко подбирается легкий комплект одежды (например, футболка, шортики, юбочка, гольфы), если холодно – более теплый (кофта, свитер, колготы, брюки).3. Вид деятельности ребенка в детском саду. Понадобятся несколько комплектов одежды и обуви – для простого нахождения в группе, для сна, для занятий физкультурой, для прогулок, для праздников и утренников. Прогулка Одежда для прогулки должна быть, прежде всего, подобрана по сезону. Так как основное время посещения детского сада приходится на осенний-весенний-зимний период, то в качестве верхней одежды используют комбинезоны или курточки с теплыми штанами. Выбор между комбинезоном и раздельным комплектом зависит от вас. Кому-то удобней одевать малыша в комбинезон, потому что ребенок его может сам застегнуть одним движением, а также его спина всегда остается закрытой. Другие, наоборот, предпочитают куртку, считая ее более удобной. Варежки удобны для малышей младшего возраста, перчатки для более взрослых детей. Для того, чтобы варежки или перчатки не потерялись, их сшивают резинкой. Шапка должна быть удобной, из мягкой ткани и плотно прилегать к голове ребенка. Шарфы в детских садах не приветствуются, особенно «на выпуск». Прежде всего, это обусловлено требованиями безопасности – торчащий край шарфа может зацепиться, если, например, ребенок будет съезжать с горки. Поэтому сейчас наиболее популярны пелеринки или капоры, которые полностью закрывают шею малыша и удобны при надевании. Сон Для «тихого часа» хорошо подойдет одежда, в которой ребенок обычно спит дома: майка и трусики, пижама, ночная рубашка. Главное, чтоб малышу было комфортно отдыхать. Общие рекомендации по выбору одежды и обуви для посещения детского сада: 1. Одежда малыша должна быть удобной, сшита из натуральных тканей.2. Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания).3. Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.4. Одежда должна быть как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности5. Обувь необходимо подбирать точно по размеру (она должна четко фиксировать стопу), избегать «сложных» застежек (лучше отдать предпочтение застежкам-липучкам). Наиболее популярны в детском саду – сандалии, также в качестве сменной обуви для группы можно использовать тапочки с закрытой пяткой. Требования к внешнему виду детей Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь; Умытое лицо; Чистые нос, руки, подстриженные ногти; Подстриженные и тщательно расчесанные волосы; Чистое нижнее белье; Наличие достаточного количества носовых платков. Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо: Не менее 2-х комплектов сменного белья: мальчикам - шорты, трусики, колготки; девочкам - колготки, трусики. В теплое время - носки, гольфы. Не менее 2-х комплектов сменного белья для сна (пижама, пеленка, клеенка). Два пакета для хранения чистого и использованного белья. Белье, одежда и прочие вещи должны быть промаркированы У каждого ребёнка должны быть: расчёска, носовой латок в группу и носовой платок на улицу, влажные салфетки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средство развития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средстворазвития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»

Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...

Родительский клуб на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положен...

Конспект родительского собрания по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....

Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»...