Главные вкладки

    Образы живой природы в пальчиковых играх
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Ирина Евсюкова

    В материале отражается роль и значение пальчиковых игр и возможность использования их на специальных (коррекционных) занятиях. Говорится об использование образов живой природы в данных играх. в практической части приводится пример пальчиковой игры. Даются основные рекомендации по проведению пальчиковых игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Образы живой природы в пальчиковых играх»

    Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга.

    Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, дети лучше усваивают стихотворные тексты; их речь становится более выразительной.

    Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

    Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

    Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей.

    Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик понятны детям и потому очень им нравятся. Они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения, активизируя моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

    Вот пример пальчиковой игры «Путешествие в лесную сказку», которая была проведена в виде подгруппового занятия с детьми старшей логопедической группы в рамках проекта «Умелый карандаш»:

    Здравствуй, лес,

    дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы)

    Раз, два, три, четыре, пять.  ("Шагать" по столу средним и

    Дети в лес пошли гулять.       указательным пальцами обеих рук)

    Там живет лиса. (Рукой показать хвост за спиной)

    Там живет олень. (Пальцы рук разведены в стороны)

    Там живет барсук. (Кулачки прижать к подбородку)

    Там живет медведь. (Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя, шагают  

                                       двумя пальцами  – указательным и средним – каждой руки)

    Мы корзину в лес возьмем   (сложить ладошки лодочкой)

    Там грибов  соберем:

    Подосиновик, масленок,    (поочередно сгибают пальчики на обеих

    Подберезовик, опенок,        руках, начиная с мизинца правой руки)

    Боровик, лисичка, груздь -

    Не играют в прятки пусть!

    Рыжики, волнушки

    Найдем мы на опушке.

    Возвращаемся домой,         («Шагаем» по столу средним и

    Все грибы несем с собой.      указательным пальцем»)

    Я мухомор не понесу            (Большой палец левой руки отставляют, 

    Пусть останется в лесу!         грозят ему)

    Вот деревья:     (показывает ладони обеих рук с разжатыми пальцами)

    Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз,    (загибают пальцы на обеих руках)

    Ясень, тополь, елка, пихта,

    Мы в лесу встречаем вас  (Хлопают в ладоши)

     (Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены .

    Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

    Домик маленький на ёлке,

    Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)

    Надо в дом постучать, (Постучать кулачками  друг о друга.)

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Я стучу, стучу по ёлке,

    Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

    Стали пчелки вылетать:

    Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки

                                                    летают.)

    Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные  

                                        соединить)

    Под высокой сосной. (Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко    

                                          расставлены)

    Под другою сосной (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко  

                                       расставлены)

    Скачет зайка другой (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные  

                                         соединить)

    Две сороконожки

    Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг  

                                        другу)

    Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

    Обнялись, (Пожать одной рукой другую несколько раз)

                       (Ладошки разжались)

    Насилу расстались – (Разжать ладошки)

    И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

    Весёлая мышка

    Перчатку нашла, (Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

    Гнездо в ней устроив, (Сложить ладоши ковшом)

    Мышат позвала. (Поманить, сгибая и разгибая пальцы)

    Им корочку хлеба

    Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных  

                                пальчиков.)

    Погладила  всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)

    и отправила спать. (Сложенные ладони кладем под щечку)

    Для эффективной работы по проведению пальчиковых игр следует учитывать следующие рекомендации:

    ·  пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.

    ·  Играть в пальчиковые игры нужно систематически. И чтобы ребенок сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время можно вернуться к позабытым.

    ·  Не стоит перегружать ребенка сложными пальчиковыми играми и не проводить слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия лучше начинать с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.

    ·  Перед игрой можно обсудить с детьми ее содержание, при этом обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.

    ·  Ни в коем случае не надо принуждать к игре.

    ·  Важно использовать доступные и понятные детям образы, в том числе образы живой природы, которые детей увлекают и захватывают.

    Таким образом,  использование образов живой природы в пальчиковых играх оправдывает себя в полной мере, поскольку несет детям заряд хорошего настроения, развивает их речевые, интеллектуальные возможности и стимулирует их к активному речевому и всестороннему развитию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

    Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

    "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

    Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

    Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста

    Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я  считаю необходимо формировать основы экологического...

    Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры как средства ознакомления детей 4-5 лет с живой природой

    В той статье описана работа по использованию дидактической игры природоведческого характера: проведена диагностика знаний детей 4-5 лет, подобрана и опробирована  система дидактических игр по озн...

    Проект «Познавательная игра «Зоопарк» в системе развития интереса детей к миру живой природы»

    Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой, наблюдения....

    Конспект Деловой игры «Уроки живой природы»

    Совместная деятельность родителей и детей старшей группы...

    Игра по экологическому воспитанию «Путешествие в мир живой природы».

    Формировать у детей познавательные эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру, экологическую и духовную культуру....