Главные вкладки

    Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста
    консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Дьяченко Светлана Евгеньевна

    Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я  считаю необходимо формировать основы экологического сознания дошкольников. Существует несколько значений понятия «экология»:
     Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
     Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
    В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
    Для решения  данной проблемы  с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд,  дидактические игры  являются наиболее приемлемыми в данной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация  на тему:

    «Игра как средство формирования

    экологических знаний о многообразии живой

    природы у детей старшего дошкольного возраста»


    Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я  считаю необходимо формировать основы экологического сознания дошкольников. Существует несколько значений понятия «экология»:
    Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
    Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
    В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
    Для решения  данной проблемы  с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд,  
    дидактические игры  являются наиболее приемлемыми в данной деятельности. О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».
    Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
    Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что  неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

    Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей игровой среды, работа с детьми, работа с семьей. В  группе создана развивающая игровая среда: имеется уголок природы, экологические игры, мини-лаборатория, коллекция семян, игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов В  работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Они  могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их  я провожу со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...».
    Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.
    Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех
    случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
    Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
    Дидактическим играм предъявляю следующие
    требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
    Специфика дидактики, предполагает
    постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
    Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:
    - по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),
    - по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),
    - по ознакомлению с окружающим,
    - по логике и так далее и на других занятиях.
    Во
    время занятий осуществляю прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).
    Дидактические игры экологического содержания использую во
    время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
    Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью
    экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью я помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие), провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
    Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы.  Повышают уровень экологической культуры совместное участие в экологических выставках   поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»), создавали предметно-развивающую среду. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

    Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и конце). На основе ее результатов определяю оценку усвоения детьми программных задач, планирую индивидуальную работу, способствующую повышению качества обученности воспитанников.

    Оценка результатов исследования:

    Для диагностики уровня сформированности  экологических ЗУН я использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой).

    В первой выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

    Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностей в условиях среды, состоянии.

    В третьей – выявляются представления о приспособленности живых существ к различным средам обитания.

    В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии:

    - представления о сезонных изменениях

    - представления о домашних животных

    - представления о диких животных

    - знания деревьев и кустарников

    - знания об особенностях родного края

    - знания об овощах и фруктах

    -умение называть предметы окружения, их назначения и свойства

    -  бережное отношения к природе

    -навыки ухода за растениями и животными

    - знания о правилах поведения  в природе

    - знания экологических игр.

     

    Результатами педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников считаю:

    Мои воспитанники научились:

    -Понимать свою роль в окружающем мире.

    - Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.

    -Имеют представления о законах природы.

     - Знают экологические особенности родного края.

    - Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать.

    - дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними.

    - У детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры.

    - Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательны.

    Вывод: Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мной ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

    Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста

    Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сер­дца и разума» первым стал публиковать очерки о природных яв­лениях и даже с...

    «Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

    Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

    Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

        Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

    «Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».

       Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...

    Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

    В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

    ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы                         ...

    статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

    Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...