Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Еремина Виктория Анатольевна

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Освоение речи – одна из самых важных функций, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных в современной логопедии. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло.

В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей.

В то же время в основу коррекционных упражнений, игр положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Речь идет о том, что процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой придается осознанный характер. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.

У детей с недостатками речи желание научиться правильно говорить особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе коррекции следует пробуждать у детей познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известных усилий задачи.

При усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в игровой форме.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 ст. Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

В.А. Еремина

Развитие звукопроизношения,  

фонетико-фонематического восприятия,

связной речи детей от 3 до 7 лет

 C:\Users\Аня\Desktop\Вика\images (37).jpg

ст. Ленинградская

 2017

   

Авторы-составители: учитель-логопед В.А. Еремина «Развитие звукопроизношения,  

фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет»: Методическое пособие студентов, логопедов и родителей.

Рецензенты: С.Р. Ушакова, преподаватель ГАПОУ КК «Ленинградский социально-педагогический колледж», Е.Г. Орлова, учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №4, А.А. Даниленко, старший воспитатель  МБДОУ детский сад комбинированного вида №4.

Введение

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Освоение речи – одна из самых важных функций, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных в современной логопедии. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло.

В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей.

В то же время в основу коррекционных упражнений, игр положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Речь идет о том, что процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой придается осознанный характер. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.

У детей с недостатками речи желание научиться правильно говорить особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе коррекции следует пробуждать у детей познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известных усилий задачи.

При усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в игровой форме.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Рассматривая проблему неправильного звукопроизношения детей 3-7 лет необходимо вернуться к истокам возникновения звука, пониманию причин возникновения звуков. Я предлагаю Вам провести несколько экспериментов-опытов для того, чтобы ответить на простой вопрос: «Откуда берется голосок?».

Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобятся материалы и необходимое оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон,  стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан, линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Эти эксперименты Вы проводите сначала сами, а потом с участием группы детей, повторив эксперименты с самого начала.

Эксперимент 1

Предлагаю Вам  выяснить, почему предмет начинает звучать.

Рассматриваем деревянную линейку и выясняем, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимаем к столу, за свободный конец дергаем — возникает звук.

Выясняем, что происходит с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливаем дрожание рукой и уточняем, есть ли звук (нет, он прекращается).

Эксперимент 2

Рассматриваем натянутую струну и выясняем, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).

Эксперимент 3

Лист бумаги сворачиваем в трубочку, дуем в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняем, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

Совместно с детьми

Логопед разбивает детей на пары и предлагает одному ребенку из пары выбрать предмет.  Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, а второй — проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание. Дети делают вывод о том, что предмет звучит.  

Как же заставить предмет замолчать?

Что же нужно сделать, чтобы звук смолк? (прижать предмет, взять его в руки — прекратить колебание предмета).

 Логопед предлагает детям:

«пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом,

повторить эти слова так, чтобы услышали все.

Выяснить, что для этого сделали? (сказали громким голосом).

Откуда выходили громкие звуки? (из горлышка).

Логопед просит детей поднести руку к горлышку, произнести разные слова то шепотом, то очень громко, то тише.

Выясняем, что дети почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Делаем вывод: в горлышке живут особые нити, которые отвечают за эти колебания. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали. Что же помогает ниточкам дрожать и где они находятся?

Гортань — канал с хрящевыми стенками, соединяющий глотку с трахеей; по гортани воздух проходит в легкие и выходит из них, также этот орган выполняет функцию резонатора голоса. В верхней части гортани находится надгортанник — хрящ, движения которого направляют воздух в трахею во время дыхания и ограничивают его поступление во время глотания. Кроме снабжения воздухом легких и его выведения гортань выполняет еще одну не менее важную функцию: формирует звуки человеческого голоса. На внутренней поверхности гортани с каждой стороны находятся по две складки: волокнистые — ложные голосовые связки и волокнисто-мышечные — истинные голосовые связки, разделенные между собой щелью V-образной формы, носящей название голосовой щели, которая отвечает за формирование звуков.C:\Users\Аня\Desktop\Вика\gortan 3.jpg

Из связочного аппарата гортани стоит запомнить следующее: гортань присоединена к подъязычной кости на щитоподъязычной мембране, а между дугой перстневидного и нижним краем щитовидного хрящей растянута крепкая эластичная перстнещитовидная связка.

Мелкие связки укрепляют оба сустава гортани и фиксируют надгортанник к подъязычной кости и углу щитовидного хряща. Самой известной является голосовая связка, она расположена между щитовидным хрящом и голосовым отростком черпаловидного хряща соответствующей стороны. Параллельно ей и чуть выше проходит не резко выраженная преддверная складка. Обе они парные.

Голосовые связки образуют голосовую щель. От ее ширины и от степени натяжения самих связок зависит, как изменяется голос. Звуки, которые издает человек, возникают из-за вибрации голосовых связок в момент, когда воздух проходит из легких назад в ротовую полость; из звуков человек образовывает слова. При вдохе, как и при выдохе, когда человек не разговаривает, его голосовые связки расслаблены и прислонены к стенкам гортани так, чтобы воздух проходил без какого-либо сопротивления. И наоборот, когда человек разговаривает, во время выдоха благодаря мышцам, сокращающим гортанные хрящи, голосовые связки напрягаются, приближаются к средней линии гортани и вибрируют, прежде чем воздух из легких выйдет наружу. Так, согласно степени напряжения и форме, которую голосовые связки принимают в определенный момент, образуются звуки разной высоты.

Эксперимент 4

Опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекаем из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняем, что же надо сделать, чтобы звук был громче? (дернуть посильнее — звук усилится).

Логопед  спрашивает детей: «Что может случиться при громком разговоре, крике?» (голосовые связки дрожат очень сильно, устают).

Можно ли  их повредить? (если дернуть сильно за нить, она порвется).

Что надо делать, чтобы нить не порвалась? (дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки).

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Логопедические упражнения.

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата.

   Логопедические упражнения

       Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

      Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

      Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Предложенные игры просты в использовании, доступны и для родителей, апробированы в практической деятельности и помогают легче преодолеть «кабинетную речь», сокращают время работы над звуком, позволяют достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, повышают мотивацию, превращают скучные занятия в увлекательные, ребенок уходит с занятий с живым интересом к игре и желанием продолжить ее завтра.

«Муляж языка»

Логопед на муляже наглядно показывает артикуляцию того или иного звука. Для этого можно использовать пластилин или жевательную резинку “Хубба-бубба”, которая вымачивается в воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, хранить нужно в специальной пленке, перед использованием немного нагреть.

«Пирамидка»

Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук или слог.

«Внимательные ушки»

Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет ребенка – «Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха (логопед показывает на свои уши)».

«Кто дальше протянет нитку?»

Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.

«Кто больше собрал?»

За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и логопед берут по одной ягодке (грибочку, фишке). Могут участвовать два-три ребенка с однотипными нарушениями, а логопед выступает в роли судьи и подводит итоги.

«Повтори для Маши»

На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?» Можно выставить сразу несколько игрушек.

«Научи игрушку»

Логопед берет любую игрушку и просит ребенка научить произносить звук или слог.

«Пальчики здороваются»

Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

«Цветочек»

Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Маленькие ножки бежали по дорожке»

Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог.

«Лесенка»

Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук или слог.

«Прокати мяч»

Логопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч, ребенок должен тянуть звук. Могут играть два ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.

«Ворота»

Ребенок руками перед грудью изображает закрытые ворота. Во двор можно пускать слоги или слова с заданным звуком. По окончании игры детям можно предложить вспомнить слова, которые они пропустили «во двор».

«Волшебная палочка»

Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил палочкой.

«Проведи слог по звуковой дорожке»

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ровную дорожку, идя по которой слог нужно произносить спокойным голосом, по волнистой – громким.

«Ромашка»

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС.

«Дразнилки»

Логопед называет прямые слоги и просит ребенка сказать наоборот.

«Капитошка»

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке тучу. У тучи капельки, как лесенки, по которым любит прыгать Капитошка. Ребенок пальчиком «прыгает» по капелькам и произносит звук или слог.

«Попрыгушки»

Логопед предлагает ребенку поиграть с лягушкой и рисует на листочке, в альбоме или тетрадке листья кувшинки: «Лягушка любит прыгать по листьям кувшинки и напевать разные песенки: Са-Са-Су-Сы. Давай мы тоже попробуем попрыгать с лягушкой». Если листья кувшинки расположены близко, то слоги произносятся подряд, а если расположены на расстоянии, то надо выдержать паузу.

«Звуковой полет»

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке цветы и предлагает ребенку поиграть с пчелкой: пчелка собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поет песенку: За, Зо, Зу, Зы. Давай вместе с пчелкой споем ее песенку.

Упражнения на дифференциацию звуков

Для свистящих звуков «с, з, ц»:C:\Users\Аня\Desktop\Вика\загнать мяч.jpg

«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит перед ребёнком на столе), загоняя его между двумя кубиками;

 «Наказать непослушный язык» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до (язык касается уголков рта, похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе);C:\Users\Аня\Desktop\Вика\пя-пя-пя.jpg

 «Сделать язык широким» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10 (губы не растягивать в сильную улыбку, не подворачивать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта);C:\Users\Аня\Desktop\Вика\блинчик.jpg

 «Почистим зубы» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх (губы неподвижны, находятся в положении улыбки; язык широкий, находится у десен, начинать движение от корней нижних зубов). C:\Users\Аня\Desktop\Вика\чистим зубы.jpg

Для шипящих звуков «ш, ж, ч, щ»:

«Приклей конфетку» Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами (упражнение выполняется медленно, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна);C:\Users\Аня\Desktop\Вика\грибок.jpg

«Грибок» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку);

 «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (работает только язык, нижняя челюсть неподвижна);C:\Users\Аня\Desktop\Вика\варенье.jpg

 «Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки, неподвижны. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении;C:\Users\Аня\Desktop\Вика\гармошка.jpg

 «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх (нижняя челюсть неподвижна, боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель).C:\Users\Аня\Desktop\Вика\фокус.jpg

Упражнения на дифференциацию звуков Для звука «л»:

«Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье»;

«Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы», как гудит пароход (кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка поднята к нёбу);

«Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд);

«Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз (работает только язык, нижняя челюсть и губы неподвижны);

«Пощелкать кончиком языка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как Лошадка цокает копытами (сначала медленно, а потом быстрее, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык);

«Беззвучно пощелкать кончиком языка» Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно (кончик языка не должен загибаться внутрь, кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта). 

Упражнения на дифференциацию звуков Для звука «р»:

«Пощелкать кончиком языка», «Вкусное варенье», Индюк»;

«Барабанщики» Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д-д-д, сначала медленно, постепенно убыстряя темп (рот открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара);

 «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону (нижняя челюсть неподвижна, работает только язык, губы в улыбке, видны зубы);C:\Users\Аня\Desktop\Вика\чистим зубы.jpg

 

«Маляр» Улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперед-назад (губы и нижняя челюсть неподвижны). C:\Users\Аня\Desktop\Вика\маляр.jpg

Игры со словами и звуками

Надо разговаривать с детьми, рассказывать им интересные истории, сочинять вместе с ними сказки, истории, стихи, загадки, произносить интересные слова, спрашивать, что они слышат в том или ином слове. И дети полюбят язык, поймут глубинный смысл звуков, слов, фраз, научатся играть со словами, станут сочинять, и сами начнут открывать огромный мир звучащего русского слова. 

Вовлекая детей в поиск, создавая условия для самостоятельных открытий, мы воспитываем в детях внимание к родному языку, пробуждаем желание познавать его тайны, стимулируем их коммуникативно-познавательные потребности, создаем мотивацию к речевому действию, облегчая тем самым процесс планирования и протекания речевой деятельности. 

Игры для развитие фонематического слуха:

«Буквы рассыпались»: собери  из них слова, помоги буквам найти своё место, напиши слова правильно. 

«Догадайся, какие слова здесь спрятались»: запиши их в клетках, придумай предложения с каждым из слов,  прочитай слова по первым буквам картинок, напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет. 


Игры с буквами

«Картины»: Возьмите картину художника, например, И.Е. Репина «Не ждали». Попросите найти на картине все предметы на определённую букву (например, на букву «П»: пол, портрет, пальто, передник и др.). Попросите детей запомнить сказанное, закройте картину. Пусть дети воспроизведут по памяти все слова;

«Всё из О» Обсудите с детьми, на что похожа буква «О» (или любая другая буква). Вместе придумайте картину, которую будете рисовать. Предложите детям подробно описать, что, где и как они нарисуют;

«Портреты букв» Во время изучения букв, мы спрашиваем детей о том, на кого или на что похожа та или иная буква. Допустим: А – крыша дома, Б – кенгуру, В – бабочка, которая сложила крылья и т.д. Вместе с детьми составьте альбом, в котором на каждой отдельной странице будет помещен портрет изучаемой буквы;

«На одну букву» воспитатель определяет тему и просит детей назвать предметы, которые будут начинаться с определённой буквы и соответствовать выбранной теме (например: птицы на букву С: снегирь, сорока, свиристель, сойка, синица);

«Сказка о буквах» После того как дети познакомились с буквами, подружились с ними, узнали их «характер», научился читать, можно предложить сочинить «Сказку о буквах». Она может начинаться так: «Как-то на Азбучной поляне расшумелись буквы: С – свистела, Ш – шуршала и шептала, Х- хохотала и подхихикивала…» Или: «В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы. Правила ими мудрая и справедливая царица…» Или придумайте свою сказку.


Игры со словами

Приведённые ниже игры, помогут подружиться со словом, научат сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные слова. Распределим данные игры на группы для удобства: «Слово – звук», «Слово – цвет», «Слово – образ», «Слово – ассоциация», «Слово – понятие», «Слово – действие», «Народное слово», «Слово – творчество».


Игры со словами «Слово – звук»:

«Что слышишь в слове?» - Что вы слышите в слове? - Что оно может обозначать? Детям даётся слово, которое пропивается, произносится с хлопками, простукиванием, пришептыванием и т.д. После этого дети должны высказать СВОЁ мнение относительно данного слова. Например: Баклуша Баклуша – добрая тётя, которая торгует пирожками; Баклуша – бак для бензина; Баклуша – мягкая груша; Баклуша – старая бабка, просидевшая сто лет на печке; Баклуша – новый сорт баклажан.

Игры со словами «Слово – цвет»:

«На вкус и цвет» Детям раздаются карточки, разделённые на две половины. Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать все соответствия.

Игры со словами «Слово-образ»:

«Автобиография» Детям предлагается представить себя предметом, вещью или явлением и от его имени рассказать о себе (можно использовать наводящие вопросы) Например: «Я есть в доме у каждого человека. Я хрупкая, прозрачная, внутри меня есть тонкая спиралька, которая освещает всё вокруг…» (лампочка). Или «Я могу быть большим и маленьким. Со мной любят играть дети. Но если со мной обращаться не бережно, я могу лопнуть…» (воздушный шарик);

«Если бы, да кабы» Детям предлагается закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был (а) кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы)… Чтобы предложение получилось законченным, надо представить СЕБЯ тем, о ком (о чём) идёт речь. Например: - Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным Мандарином, чтобы меня никто не съел. - Если бы я был Автомобилем… - Если бы я был Кузнечиком… - Если бы я был Улицей… - Если бы я был Музыкой… Можно подготовить карточки и по другой тематике. Например: - Я хотела бы узнать… - Я надеюсь, что когда-нибудь… 

Игры со словами «Слово – ассоциация»:

«Пиктограммы» Детям предлагается зарисовать пиктограммами, простыми рисунками те словосочетания, которые им будут продиктованы. После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на другой вид работы, а затем вспомнить те словосочетания, которые зарисовали. Например, темы: «Осень», «Зима».

Словосочетания: золотая осень, снежная зима, прощальный крик, сильный мороз, перелетные птицы, метель, холодный ветер, следы на снегу. 

Игры со словами «Слово – понятие»:

«Антонимы в сказках и фильмах» Детям предлагаются названия сказок – антонимов. Дети должны угадать истинное название сказки. Например: «Мышь в лаптях» («Кот в сапогах»), «Знайка в лунной деревне» («Незнайка в Солнечном городе»);

«Антонимы для загадок» Детям загадывается загадка, в которой всё наоборот. Дети должны угадать о чём речь. Например: тема «Животные» - Обитает в воде (значит, на суше), шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть), хвост очень длинный (значит, короткий). Кто это? Для загадок можно выбрать любую тему. 

Игры со словами «Слово – действие»:

«Если вдруг» Детям предлагается какая-то неординарная ситуация, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения. Например: если вдруг на Земле исчезнут: - все пуговицы; - все ножницы; - все учебники; - Что тогда произойдёт? - Чем это можно заменить? Можно предложить детям и другие ситуации.

Игры со словами «Народные слова»:

«Фразеологизмы – антонимы» На доске записаны фразеологизмы – антонимы. Дети должны найти противоположные по смыслу фразеологизмы и объяснить их значение: тяжел на подъём - лёгок на подъём,  семи пядей во лбу - звёзд с неба не хватает, заваривать кашу - расхлёбывать кашу;

«Фразеологизмы – синонимы» На карточках записаны фразеологизмы – синонимы. Дети должны найти похожие по смыслу выражения и объяснить их значение: в двух шагах,  капля в море, вверх ногами…

Игры со словами «Слово – творчество»:

«Общее слово» Воспитатель произносит первый слог, дети прибавляют по одной букве так, чтобы получилось новое необычное слово. Если кто-то чувствует, что слово состоялось, он говорит «Стоп!» Затем слово несколько раз произносится, чтобы каждый мог услышать, что это слово может обозначать. После этого каждый даёт свою версию значения. Например: Ирюлемес – это 13 месяц года Ливефуравия – сказочная планета, где всё наоборот.

Работа с такими словами – это ещё и хороший дикционный тренинг «Бином фантазии». Дети называют два слова, которые ничем не связаны между собой. Слова записываются на доске. Детям предлагается из данных слов составить интересное словосочетание и пофантазировать на данную тему.

Речевые игры для дошкольников

Один из методов развития речи, ее стимулирования – речевая игра для дошкольников – стал наиболее приемлемым для занятий в домашних условиях. Они научат малыша слышать у себя и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивать артикуляционный аппарат.

Из-за чего чаще всего тормозится развитие речи? Есть несколько влияющих на это факторов, исходя из этого, логопедами разработаны специальные речевые игры для дошкольников.

Такие игры очень нравятся ребятишкам, потому что они носят подражательный характер. Дети любят обезьянничать, не так ли? Так вот и предложите им повторять за вами движения, при этом сопровождайте свои действия веселыми прибаутками.

«Волчонок»  В лесу потерялся маленький волчишко, ему страшно без мамы, он зовет ее и воет: «У-у-у-у-у!». Давай и мы повоем, вытяни губки. Молодец, правильно!

«Шарик»  Представь, что ты превратился в шарик. Какой бы ты был? Большой, красивый, праздничный. Надуй щечки и покажи, какой он! Правильно, умница!

«Киска» Маленький котенок только-только научился сам пить молочко из блюдечка. Как он его лакает: Полакай и ты. Покажите сами лакательные движения языком и попросите малыша повторить.

«Пони» А сейчас мы покатаемся на веселых пони. Садимся, поехали! Тут можно воссесть на стул и, имитируя скаканье, попросить ребенка поцокать.

Развитие речевого дыхания

Такие речевые игры-упражнения помогут выработать у ребенка правильное звукообразование. Важно проводить их до еды по 5 минут, желательно 3 раза в день.

Необходимо помнить:

перед проведением дыхательной гимнастики надо вытереть пыль в помещении и проветрить его;

дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда;

упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;

необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 «Воздушный шарик» Дайте ребенку шарик и попросите надуть его.

«Карандашик» Положить на стол карандаш со словами: «А хочешь я тебя научу, как сделать карандаш волшебным? Дуй на него сильно-сильно».

Конечно, карандаш начнет кататься по столу, малыша это приведет в восторг, а вы добьетесь своей цели!

«Кораблик» Налейте в тазик воды, сделайте бумажный кораблик и с удовольствием играйте, запуская его по волнам. Ребенок должен привести кораблик в движение, дуя на него.

Кстати, замечательная речевая игра – это надувание мыльных пузырей. В магазинах продаются ветродуйчики, которые начинают крутиться от движение воздуха.

Это самые простые игры, и как только ребенок их освоит, нужно переходить к более сложным. Пойте вместе согласные звуки: а, о, у, и, э, наматывая при этом веревочку на карандашик.

Учите тянуть некоторые согласные звуки: «Как поет комарик? С-с-с-с…». «Как жужжит муха? З-з-з-з…». И тому подобное со звуками ш, ж, ф, х.

Старайтесь как можно больше петь песенки и выразительно читать стихи. Прекрасный вид речевого дыхания – игра на музыкальных инструментах типа дудочки. Пусть дуют себе на пользу!

Обогащение запаса слов

Замечательные речевые игры для дошкольников, которые пригодятся и в начальной школе.

 «Продолжи предложение» Предлагаете малышу закончить вашу мысль. Например: «Грибы растут в лесу, а помидоры… «, «Машина едет по дороге. а поезд по … «, «летом – тепло, а зимой – …».

Играя, учите, ребенка говорить полным предложением. Например, «Куда мы сейчас с тобой пойдем?». Малыш может сказать: «В кино». А предложите: «Мы может пойти только на половину фильма, ведь ты сказал только половину ответа». Ребенок вынужден будет ответить: «Сейчас мы пойдем в кино».

Речевые подвижные игры для дошкольников

Речевые подвижные игры для дошкольников – пожалуй, самые любимые детьми. Для этого даже разработаны специальные игры, наложенные на музыкальный фон. Под музыку дети делают определенные движения, сопровождая их стихотворными фразами.

Например:

Кыш, муха, улетай, (дети машут руками на невидимую муху)

Кыш, муха, улетай,

Лежать спокойно не мешай (дети кладут ладошки под щечку)

Жу-жу, летаю и жужжу (дети имитируют руками полет мухи)

Жу-жу, устала, посижу (садятся на корточки).

Вот так весело и не принужденно можно  в домашних условиях помогать ребенку развивать и стимулировать речь.

Развитие речи детей при помощи стихов

С самого рождения, малыши любят не только слушать складные речи в форме стишков, песенок, прибауток и потешек, но и способны быстро запоминать услышанное. Частое чтение детских стихов детям, является довольно существенным показателем мышления, умственного развития, речевых навыков, памяти.http://dou83-tyumen.ru/images/stories/gallery/logoped/razv_rechi/image001.jpg

       Начиная с трехлетнего возраста у каждого ребенка, формируется развернутая и полноценная речь. Чем самостоятельнее становится малыш, тем больше речевых потребностей возникает у него для того чтобы передавать свои мысли, желания, эмоции, потребности при помощи слов. В такой ситуации каждый родитель должен обязательно поддержать своего малыша, дать ему нужных навыков и развития.

Вот здесь и приходит в помощь детский стишок, который может иметь различную смысловую нагрузку. Например, стишки могут быть про мир животных, про природу, растения, дружбу, жизнь, про сказочных персонажей. Таким образом, при помощи стихотворной несложной формы родители знакомят свое чадо с примерами русской речи, с правильным ее становлением, произношением.http://dou83-tyumen.ru/images/stories/gallery/logoped/razv_rechi/image003.png

         После того, как ребенок услышит веселый и забавный стишок, он постарается его запомнить. И в следующий раз во время чтения стишка, малыш не только будет параллельно передавать смысл произведения в своих движениях, но и, безусловно, будет стараться повторить              за  родителями слова.

         Запоминание – это не простая вещь, но обязательная. Она помогает ребенку получать то развитие, которое обеспечит его интеллектуальные способности. Любое стихотворение никогда не принуждает ребенка выполнять определенные действия. Скорее наоборот, детские стишок предлагает включить свою фантазию, воображение и мышление.

Как правило, запоминание стишков детских происходит подсознательно. Ребенок делает это непринужденно, просто по одной причине: ему самому очень интересно. В русской литературе есть целый список прекрасных детских писателей и поэтов, которые в свое время написали самые веселые, и в то же время познавательные стишки.

«Весна пришла» Автор: Т. Дмитриев

По весне набухли почкиhttp://dou83-tyumen.ru/images/stories/gallery/logoped/razv_rechi/gy_03.jpg

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

О чем мечтает зернышко

Зимой в сырой земле?

Конечно же, о солнышке,

Конечно, о тепле!

Ведь без мечты о солнышке

На холоде таком

Не стать весною зернышку

Зеленым стебельком.

Детские стишки неоспоримо являются тем самым преимуществом, которое оказывает должное влияние на развитие детской сообразительности, на память и внимание. Стихи оказывают влияние и на стимуляцию детского восприятия окружающего мира.

Ребенок начинает немного по-другому мыслить, думать, смотреть на некоторые вещи, отслеживать свои поступки. Каждый взрослый человек в одно мгновение может вспомнить и прочитать стих из родного детства.

И это возможно не благодаря назойливому и принудительному изучению, а тому, что, будучи детьми, мы этот стих прочувствовали, пропустили через душу, и, может быть, впервые, проявили свои способности.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения.

Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

- воспитание понимания связной речи;

- воспитание диалогической связной речи;

- воспитание монологической связной речи.

Приемы работы:

- работа над составлением рассказа — описания;

- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

- работа над пересказом; - работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

 

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки.

Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно - следственных связей:

(Почему это случилось? Кто в этом виноват?

Правильно ли он поступил? и т.д.)

О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог).

В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам.

Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли.

В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы.

Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Приведем пример «усложненной» беседы.

http://dou83-tyumen.ru/images/stories/gallery/logoped/l1.jpg

- Каких животных ты видишь на этой картинке?

- Волка, медведя и лису.

- Что ты знаешь о волке?

- Он серый злой и живет в лесу.

-  Еще он по ночам воет.

- А что ты можешь сказать о медведе?

- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

- А что ты знаешь о лисе?

- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

- Где ты видел этих зверей?

- В зоопарке, там они живут в клетках.

- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.

Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Приведем примеры последовательных картинок.

http://dou83-tyumen.ru/images/stories/gallery/logoped/l3.jpg

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины.

Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему.

Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

Примеры сюжетных картин:

http://dou83-tyumen.ru/images/stories/gallery/logoped/l4.jpg

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения.

Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации.

Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

«Белый медведь и бурый медведь» .

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

У белого медведя шерсть стала дыбом.

Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:

- Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый:

- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.

Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего.

Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал:

- А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ.

Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ.

Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание.

Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

- полноту пересказа; - последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей; - использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

- характер употребляемых предложений и правильность их построения; - отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично.

Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий.

Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией.

Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.

Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.

Основные тематические группы:

- домашние животные;   - дикие животные;    - домашние птицы;   - дикие птицы;

- рыбы;    - насекомые;   - деревья;    - цветы;    - грибы;

- ягоды;   - овощи;   - фрукты;

- мебель;   - посуда;  - продукты питания;  - одежда;  - обувь; - головные уборы;

- инструменты;   - транспорт;   - игрушки;

- явления природы;    - школьные принадлежности;   - электроприборы.

Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели. Можно использовать следующие игровые моменты:

• «Месяцы осени».

Сентябрь Октябрь Ноябрь -  С О Н.

Осенью природа засыпает.

• «Четвертый лишний»

Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему.

• Времена суток.

2. Подбор слов - признаков:

• по цвету;                  • вкусу;

• температуре;           • форме;

• материалу, из которого сделан предмет;

• принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.).

Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.)

Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки.

Красное, круглое, сладкое, садовое.

Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая.

Круглый, полосатый, зеленый, сладкий.

Игра «Чей хвост?».

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое смешные.

3. Подбор глаголов к существительным.

Наиболее распространенные группы глаголов:

• Действия людей; мальчик рисует

• Способы передвижения животных, птиц, насекомых; летит прыгает ползет .

• Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми; квакает мычит.

• Явления, происходящие в природе. молния сверкает дождь идет .

4. Подбор наречий к глаголам.

• наречия образа действиям (как? каким образом?);

Медленно речка течет,

Плавно в ней рыбка плывет,

Тихо сидит рыбачок,

Ловко закинув крючок.

• наречия места (где? куда? откуда?)

Вверх поднимаются волны, с ревом бросаются Вниз, Справа – лишь мрак один полный, Слева виднеется мыс.

• наречия времени (когда?)

Когда это бывает? зимой весной летом осенью.

• наречия причины и цели: назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком.

Таких наречий не много.

5. Сравнительные конструкции.

Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.

В речке вода холодная,         В колодце еще холоднее.

Бывают яблоки кислые,          Лимоны еще кислее.

Чай в стакане горячий,           А в чайнике горячее.

У мамы глаза голубые,           У дочки еще голубее.

Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т.д.

В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1, 2, 3
  2. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей
  3. Асташина И.В. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет
  4. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Приключения.
  5. Воспитание младших школьников с особенностями в развитии средствами изобразительного искусства (статья)
  6. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок
  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет
  8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда
  9. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей
  10.  Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать
  11.  Кузнецова Е.В.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей 3-4 лет с ТНР
  12.  Шапиро Ф.Б. Игры и головоломки со звуками и буквами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...

Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя...

ООД по формированию фонетико-фонематических представлений в разновозрастной группе детей с нарушением зрения.

ООД по формированию фонетико-фонематических прдставлений в разновозрастной группе детей с нарушением зрения....

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  учителя-логопеда рассчитана на один  учебный год и предназначена для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФФНР и ОНР), зачисл...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...