Игры по развитию общей и мелкой моторики.
картотека по коррекционной педагогике на тему

Муляр Ирина Николаевна

Игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry2.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

— подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;

— пройти по начерченной на полу линии

— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

— повернуться туловищем направо и налево;

— подлезть под натянутой веревочкой;

— «бег» на коленках (четвереньках);

— игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

• Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

• Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

 «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

        

«Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

«Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»

• Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

• Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

 • Упражнения с предметами

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

— доставание бусин ложкой из стакана;

— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

— продевание нитки в иголку;

— стирание ластиком нарисованных предметов;

— кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

— надевание и снимание колечка (массаж пальца);

— комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно

— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

— сжимание и разжимание эспандера;

— катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

«Рамки с застежками». Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой)

Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани

Варианты:

 Можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Игры :

«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

• Упражнения для расслабления рук

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

 Имитационные движения для кистей рук:

 — мытье рук перед едой

— стряхивание воды с кисти

— полоскание белья

— надевание перчаток

— поглаживание кошки

— пальчики танцуют

Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Развитие общей и мелкой моторики"

В  презентации даны понятия "общая" и "мелкая моторика", нарушения общей и мелкой моторики, предсталены игры и упражнения, направленные на развитие моторики....

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Игры на развитие общей и мелкой моторики, координацию речи с движением.

Игры развивают у детей чувство ритмаи учат согласовывать движения с речью....

Игры на развитие общей и мелкой моторики

Игры на развитие общей и мелкой моторики с предметами домашнего обихода...

Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство

Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....