Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Романова Татьяна Александровна

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2»

УЧЕБНЫЙ КОРПУСРАСПОЛОЖЕННЫЙ ПО АДРЕСУ: У.ДЕМЬЯНОВА, 26

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Романова Т.А., учитель-логопед

Дата выступления: 24.11.2016

г.Тула, 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

 РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня речевого развития, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого  период и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками, является необходимым условием развития личности ребенка.

Основная задача речевого развития ребенка-дошкольника  – овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возрастного этапа.

        Для детей с тяжелой речевой патологией овладение речью как средством общения возможно в систематических, специально организованных условиях, требующих разработки технологий комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процессе, создание благоприятных условий для гармоничного развития личности на дефицитарной основе, так как у них отмечается различный уровень развития основных свойств внимания. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления (отставание в словесно-логическом мышлении), без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Им присуще и отставание в моторной сфере.

        Для преодоления перечисленных недостатков требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функций речи. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей с ОНР к обучению в школе.

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л.С. Выготский). Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит многоаспектный характер.

Следовательно, речевое развитие детей с ОВЗ необходимо организовывать целенаправленно и систематически, создавая специальные обучающие ситуации, в которых дети овладевают необходимыми умениями и навыкам и только при тесном взаимодействии педагогов ДОО, что позволит  повысить качество и эффективность коррекционно-развивающей работы, будет способствовать максимально эффективной компенсации имеющихся недостатков.

Педагог-дефектолог организует занятия по формированию познавательной сферы дошкольников, ФЭМП, элементам обучения грамоте, развитию речи; развивает ВПФ детей; расширяет запас знаний и  представлений об окружающем мире, пополняет и  обогащает активный словарь детей-логопатов, параллельно осуществляя работу по развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, звуковой культуры речи воспитанников.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

         Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.  Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.

Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с  патологией.

При составлении индивидуальной коррекционной работы с детьми специалистами учитываются особенности их внимания, памяти и других психических процессов.

         Способы взаимодействия специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.

          Все педагоги ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:

- учитывается структура нарушения;

- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, мастер-классы, брифинги, семинары-практикумы, совместные беседы.

Для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми, педагогами используется комплексно-игровой метод организации непосредственно образовательной фронтальной деятельности.  Сюжетно-тематическая организация деятельности  в игровой форме  более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще.

Результативность и эффективность такой работы прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале и в конце учебного года.

Таким образом, достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных, познавательных и коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им.Г. Гегель....

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста...