авторские игры Б.Никитина в работе учителя-дефектолога
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике по теме

Барабанова Марина Николаевна

Авторские игры Б.Никитина позволяют учителю-дефектологу качественно вести коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_avtorskih_igr_b.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование авторских игр Б.П. Никитина

 в работе учителя-дефектолога

                                                         ЦППРиК «Ирида»

                                                                                       учитель-дефектолог Барабанова М.Н.

     Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. Педагоги-новаторы  разработали очень интересную систему развивающих игр. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как  помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.  Они открыли в каждом ребенке индивидуальность. Показали, как можно заниматься, достигая результатов "в игре».  К трем-четырем годам их малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. http://www.umka.by/cms/images/nikitini.jpg

Основные принципы своих игр  авторы определяют следующим образом:

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение взрослого и ребёнка. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дать возможность думать, делать  и искать ошибки самому.


4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно необходимо выполнить их сами..

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей.

 7. Наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр включать в занятие.

     Данные принципы находят своё отражение в коррекционной работе учителя-дефектолога, а именно:

- создание успеха для каждого ребёнка,

-подбор заданий от простого к сложному с учётом индивидуальных способностей ребёнка,

-развитие высших психических функций,

-прослеживание динамики развития каждого ребёнка.

     Данные игры, при включении их  в коррекционный процесс, помогают включить в  деятельность за  более короткие сроки детей с особыми образовательными потребностями, что очень важно, детей с аутистическим спектром развития, т. к. не требуют вербального общения. Эти игры помогают развить высшие психические функции у детей с особыми образовательными потребностями, а именно: восприятие (цвета, формы, величины, пространства), зрительную память, свойства внимания -  устойчивость, переключение, распределение, компоненты логического мышления - анализ, синтез, сравнение.

Особенности игр:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора - механика и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр - от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень большой диапазон трудностей: от доступа иногда 2-3 летнему малышу до непосильных порою среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет до взрослости. Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим педагогам.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
     В своей работе я использую ряд игр:

  1. Сложи квадрат

     В каждом уровне - 12 вариантов квадратов, на двух планшетах формата А4. Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат", ребёнок выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.

     Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснения.

  1. Сложи узор

     Игра "Сложи узор" состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

     В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию..

  1. Разноцветные постройки

     Игра знакомит детей с основами конструирования и черчения, развивает внимание, пространственное мышление, способность к анализу и самоконтролю.

     В комплект входят разноцветные кубики и брусочки, склеенные из кубиков разного количества и блокнот с заданиями. Первые задания просты и предусматривают использование лишь двух элементов. Это позволяет использовать игру даже с трехлетними малышами. Последующие задания расположены по возрастанию сложности, что соответствует основному принципу развития "От простого к сложному".

  1. Кубики для всех

     Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

     Фигурки игры "Кубики для всех" обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими способами.

     Занятия по "Кубикам для всех" начинается с того, что, положив перед ребёнком рисунок-задание, предлагается ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной.  В игре  "Кубики для всех"  приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть в "Кубики для всех" представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге.

     Система развивающих никитинских игр интересна тем, что рассчитана на совместную игру педагога и ребёнка. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под любого ребёнка, под его  уровень развития.. На одном и том же материале, например, на всем известных кубиках, можно решать развивающие задачи, актуальные для детей от 1,5 до 7 лет. Более того, их можно использовать в качестве головоломок для школьников.

     Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".

     Благодаря одному только принципу  «совместной игры со взрослым»  эти игры уже имеют право называться мощным развивающим инструментом. Другой их принцип - от простого к сложному. Задача, которая ставится перед ребенком, усложняется на каждом новом этапе игры. Благодаря этому она постоянно остается интересной для ребёнка. Никитинские игры  не только формируют и развивают познавательные психические процессы. Они дают ребенку знания, стимулируют с самого маленького возраста развитие познавательного интереса.

     Таким образом, игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления, что позволяет учителю-дефектологу вести коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностями достаточно эффективно и качественно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового  восприятия, недор...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и родителей «Использование авторских пособий из фетра в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Использование данного пособия развивает активацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти), способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и п...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.Нейропс...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...