Консультация для родителей на тему "Воспитание личной гигиены у детей и её значение"
статья по коррекционной педагогике на тему

Оппенгейм Елена Николаевна

Консультация для родителей

 

Тема: «Воспитание личной гигиены у детей и ее значение».

 

Составила:

Воспитатель 1 категория

Оппенгейм Елена Николаевна

 

 

 

Санкт-Петербург 2016

 

 

Гигиена с греч. «здоровый»- это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая  меры (санитарной нормы, правила и т.п.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепления здоровья и продолжения жизни.

Что же это - личная гигиена?

Личная гигиена детей дошкольного возраста имеет огромное значение для их нормального здоровья и развития, те, кто считают, что привитие и обучение детей навыкам личной гигиены является компетенцией медицинских работников, глубоко ошибаются.

К личной гигиене детей относится ежедневный комплекс специальных процедур по уходу за телом с целью содержания его в чистоте. Кроме этого выполнение правил личной гигиены помогает проводить профилактику различных заболеваний, таких как:

- дисбактериоз

- стоматит

- педикулез

- различные грибковые заболевания

Четырехлетний ребенок должен уметь умываться самостоятельно. В шести и семи-летнем возрасте ребенок должен помимо умывания научиться обтираться до пояса. После умывания  необходимо помочь ему хорошенько растереться полотенцем - до ощущения приятной теплоты. Эта закаливающая процедура укрепит иммунитет и поможет организму противостоять таким заболеваниям, как: ОРВИ, ангина, отит…

Очень важно прививать малышу навык мыть ноги перед сном. Важность этого мероприятия заключается в том, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. В том случае, если ребенок будет редко мыть ноги, или носить грязные носки, то это чревато появлением опрелостей и потертостей, а также – возникновением грибковых болезней.

Не менее важно внушить ребенку-дошкольнику правила, по которому, нельзя надевать или мерить чужую обувь. Посещая бассейн, находясь на пляже, ребенок должен быть обут в специальные резиновые тапочки.

Кроме закаливания, водные процедуры тонизируют нервную систему и способствуют быстрому засыпанию вечером. Ребенку дошкольного возраста рекомендуется принимать ванну не реже, чем раз в два дня, а волосы мыть не реже, чем раз в неделю. После купания необходимо тщательно вытереть тело и надеть чистое белье.

Отдельное внимание нужно уделить прическе: мальчики должны регулярно стричь волосы, а девочки носить собранные волосы, которые не лезут в глаза.

Не менее важно следить за чистотой ногтей на руках и ногах. Подстригать ногти рекомендуется не менее, чем один раз в две недели. Необходимо всегда следить за тем, чтобы ребенок не тянул руки в рот и не грыз ногти.

Ребенка с самого раннего возраста необходимо научить регулярно мыть руки с мылом, объяснив, что руками он берет различные предметы, на которых имеется много микробов и присутствует грязь.

Все дети дошкольного и младшего возраста должны уметь самостоятельно чистить зубы. Так же, два раза в год, каждого ребенка необходимо приводить на осмотр к стоматологу, для того, чтобы избежать проблем с зубами и сохранить их здоровье. Ребенка необходимо приучать чистить зубы утром и вечером, а после каждого приема пищи прополаскивать рот кипяченой водой для того, чтобы на зубах не скапливались остатки пищи.

Так же ребенка очень важно обучить пользоваться носовым платком. Ребенок должен знать, что поскольку при кашле или чихании из носоглотки выделяется большое количество микробов, то при этом необходимо прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно нужно следить за чистотой платка.

Таким образом, только при ежедневном и регулярном гигиеническом воспитании и контроле со стороны родителей, можно добиться формирования и закрепления у ребенка умение соблюдать правила личной гигиены.

Несоблюдение правил личной гигиены может привести к целому ряду заболеваний. Дети являются наиболее уязвимыми, а самыми распространенными последствиями нечистоплотности остаются заболевания дыхательных путей.

Согласно статистике 45% подростков страдают болезнями дыхательной системы. Почти 14% болеют инфекционными заболеваниями и 9% получают раны и травмы. От кожных заболеваний из-за несоблюдения гигиены страдают чуть больше 8% детей подростков.  Одним из ведущих приемов воспитания навыков личной гигиены является повторение действий, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом. Хорошей формой упражнения в освоении КГН – являются дидактические игры. Малышу следует давать простейшие знания и пояснять необходимость КГН. Мы моем руки после прогулки, перед едой, чтобы в организм не попали микробы. Важное значение гигиены – доносить до ребенка проще через игру.

По мнению А.П.Усовой в игре ребенок не учится жить, а живет собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо.

В режиме дня  детей младшего-дошкольного возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей среднего возраста на формирование КГН. Базой для реализации программы детство «Детство», является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ гигиенической культуры.

В программе есть раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», в этот раздел входят несколько подразделов, среди которых «Освоение основ гигиенической культуры». Из этого раздела понятно, что программа предусматривает просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры. В период от трех до семи лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования.

КГН – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе КГН, приносят человеку огромную пользу в течение всей жизни. Мы убедились, что формируя у детей школьного возраста КГН, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

                           План:

•         Что такое гигиена?

•         Заболевания, возникающие при несоблюдении личной гигиены.

•         Значение личной гигиены и ее воспитание у детей.

•         Этапы формирования культурно-гигиенических навыков, формы работы по формированию КГН.

•         Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы формирования культурно-гигиенических навыков на примере детей 3-4 летнего возраста

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но  и  нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим  и  возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того,  воспитание  у детей навыков личной  и  общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная  программа  рассчитана на работу с  детьми  второй  младшей   группы  (3-4 года)  и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей . Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования  и  федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у  детей   младшего  дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду  и  в семье.

Задачи:

·         способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения      правил личной гигиены;

·         познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических      навыков;

·         приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать      умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;      насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться      расчёской и носовым платком;

·         формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно      пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить      хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

·         создавать условия для развития умений у детей самостоятельно      использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

·         формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и      опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

·         прямое обучение;

·         показ;

·         упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

·         систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил      гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе  разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,  воспитания  привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического  воспитания  – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней  и , конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание  программы  представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых  и  детей,   и  самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт  и  предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события   и , в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с  детьми   и  родителями по вопросам воспитания  к.г.н. у  детей  второй  младшей   группы . В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Календарно-тематический план

Период

Собственно   образовательная деятельность

Совместная   деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная   деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Познавательное   развитие. Тема «Наша группа».

Задачи: 
  – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная);   их предназначением;
  – учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
  – развивать чувство любви и гордости за свою группу;
  – побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
  – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной   комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?»   Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
  Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного   пользования носовым платком.
  Празднование дней рождения в группе.

Игровые ситуации для сюжетной игры:
  – кукла Таня у нас в гостях;
  Ситуации для обсуждения: 
  – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Анкетирование родителей

Октябрь

Познавательное   развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель:формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель:   закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
  Празднование дней рождения в группе (регулярно).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
  – внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Консультации: «Как научить малыша мыть руки   (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь

Познавательное   развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать   по алгоритму; 
  – воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».   Просмотр м/ф «Федорино горе».
  Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Родительское собрание «Единство требований в   воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь

Познавательное   развитие. Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их   назначении;
  – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым,   чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр»,   А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как   Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с   предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение   игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
  Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы   для маленьких упрямцев!»

Январь

Познавательное   развитие. Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их   соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

 

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной   зубов?»

Февраль

Познавательное   развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель:формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель:   проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март

Познавательно   развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
  – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу   одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему   «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на   прогулке» (в разные времена года).

Коллективная практическая деятельность детей   «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю…   (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).   Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка   спать».

Апрель

Познавательное   развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья,   применять их по назначению, называть правильно;
  – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном   (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель:   упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной   куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май

Познавательное   развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение   игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Совместный праздник с родителями «В гостях у   Мойдодыра».

 

3. Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе « Воспитание  культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры  и в детском саду  и  дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду  и  дома;
– умеет замечать непорядок в одежде  и  устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием  и   интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы  и  способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания  культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни  группы ;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений  ребенка  в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса  и  их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

4. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей   программы  для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» ( воспитание  культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

·         Наблюдение за детьми.

·         Анкетирование родителей.

·         Беседы.

Способы фиксации данных обследования

·         Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

·         Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга:  2 раза в года (на начало и конец года).

Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Имя, фамилия   ребёнка

Сформированность   навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность   навыка опрятной еды
  (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность   навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 
1.       Мыть лицо, уши, руки 
2.       Закатать рукава; 
3.       Смочить руки; 
4.       Взять мыло, намыливать до появления пены; 
5.       Смыть мыло; 
6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 
7.       Пользоваться расческой. 
 Навыки опрятной еды включают умение: 
1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2.       Не крошить хлеб; 
3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4.       Не разговаривать с полным ртом; 
5.       Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6.       Благодарить; 
7.       Пользоваться только своим прибором. 
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 
1.       Расстегнуть пуговицы; 
2.       Снять платье (брюки); 
3.       Аккуратно повесить; 
4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
5.       Снять обувь; 
6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
7.       Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие; 
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями; 
1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно; 
Средний уровень (62-40 баллов) – один  и  более навыков, находятся в стадии становления; 
Ниже среднего (39-28 баллов) – один  и  более навыков не сформированы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

Институт детства

                       Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи.

Реферат

По дисциплине «Основы педиатрии и гигиены».

Тема: «Воспитание личной гигиены у детей и ее значение».

Выполнила:

Студентка третьего курса,

Оппенгейм Елена Николаевна

Группа № ППО-4-14

Заочной формы обучения

Научный руководитель:

Мельникова Ирина Евгеньевна – профессор.

Санкт-Петербург 2015

Гигиена с греч. «здоровый»- это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая  меры (санитарной нормы, правила и т.п.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепления здоровья и продолжения жизни.

Что же это - личная гигиена?

Личная гигиена детей дошкольного возраста имеет огромное значение для их нормального здоровья и развития, те, кто считают, что привитие и обучение детей навыкам личной гигиены является компетенцией медицинских работников, глубоко ошибаются.

К личной гигиене детей относится ежедневный комплекс специальных процедур по уходу за телом с целью содержания его в чистоте. Кроме этого выполнение правил личной гигиены помогает проводить профилактику различных заболеваний, таких как:

- дисбактериоз

- стоматит

- педикулез

- различные грибковые заболевания

Четырехлетний ребенок должен уметь умываться самостоятельно. В шести и семи-летнем возрасте ребенок должен помимо умывания научиться обтираться до пояса. После умывания  необходимо помочь ему хорошенько растереться полотенцем - до ощущения приятной теплоты. Эта закаливающая процедура укрепит иммунитет и поможет организму противостоять таким заболеваниям, как: ОРВИ, ангина, отит…

Очень важно прививать малышу навык мыть ноги перед сном. Важность этого мероприятия заключается в том, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. В том случае, если ребенок будет редко мыть ноги, или носить грязные носки, то это чревато появлением опрелостей и потертостей, а также – возникновением грибковых болезней.

Не менее важно внушить ребенку-дошкольнику правила, по которому, нельзя надевать или мерить чужую обувь. Посещая бассейн, находясь на пляже, ребенок должен быть обут в специальные резиновые тапочки.

Кроме закаливания, водные процедуры тонизируют нервную систему и способствуют быстрому засыпанию вечером. Ребенку дошкольного возраста рекомендуется принимать ванну не реже, чем раз в два дня, а волосы мыть не реже, чем раз в неделю. После купания необходимо тщательно вытереть тело и надеть чистое белье.

Отдельное внимание нужно уделить прическе: мальчики должны регулярно стричь волосы, а девочки носить собранные волосы, которые не лезут в глаза.

Не менее важно следить за чистотой ногтей на руках и ногах. Подстригать ногти рекомендуется не менее, чем один раз в две недели. Необходимо всегда следить за тем, чтобы ребенок не тянул руки в рот и не грыз ногти.

Ребенка с самого раннего возраста необходимо научить регулярно мыть руки с мылом, объяснив, что руками он берет различные предметы, на которых имеется много микробов и присутствует грязь.

Все дети дошкольного и младшего возраста должны уметь самостоятельно чистить зубы. Так же, два раза в год, каждого ребенка необходимо приводить на осмотр к стоматологу, для того, чтобы избежать проблем с зубами и сохранить их здоровье. Ребенка необходимо приучать чистить зубы утром и вечером, а после каждого приема пищи прополаскивать рот кипяченой водой для того, чтобы на зубах не скапливались остатки пищи.

Так же ребенка очень важно обучить пользоваться носовым платком. Ребенок должен знать, что поскольку при кашле или чихании из носоглотки выделяется большое количество микробов, то при этом необходимо прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно нужно следить за чистотой платка.

Таким образом, только при ежедневном и регулярном гигиеническом воспитании и контроле со стороны родителей, можно добиться формирования и закрепления у ребенка умение соблюдать правила личной гигиены.

Несоблюдение правил личной гигиены может привести к целому ряду заболеваний. Дети являются наиболее уязвимыми, а самыми распространенными последствиями нечистоплотности остаются заболевания дыхательных путей.

Согласно статистике 45% подростков страдают болезнями дыхательной системы. Почти 14% болеют инфекционными заболеваниями и 9% получают раны и травмы. От кожных заболеваний из-за несоблюдения гигиены страдают чуть больше 8% детей подростков.  Одним из ведущих приемов воспитания навыков личной гигиены является повторение действий, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом. Хорошей формой упражнения в освоении КГН – являются дидактические игры. Малышу следует давать простейшие знания и пояснять необходимость КГН. Мы моем руки после прогулки, перед едой, чтобы в организм не попали микробы. Важное значение гигиены – доносить до ребенка проще через игру.

По мнению А.П.Усовой в игре ребенок не учится жить, а живет собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо.

В режиме дня  детей младшего-дошкольного возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей среднего возраста на формирование КГН. Базой для реализации программы детство «Детство», является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ гигиенической культуры.

В программе есть раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», в этот раздел входят несколько подразделов, среди которых «Освоение основ гигиенической культуры». Из этого раздела понятно, что программа предусматривает просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры. В период от трех до семи лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования.

КГН – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе КГН, приносят человеку огромную пользу в течение всей жизни. Мы убедились, что формируя у детей школьного возраста КГН, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка.

                           План:

  • Что такое гигиена?
  • Заболевания, возникающие при несоблюдении личной гигиены.
  • Значение личной гигиены и ее воспитание у детей.
  • Этапы формирования культурно-гигиенических навыков, формы работы по формированию КГН.
  • Заключение.

Этапы формирования культурно-гигиенических навыков на примере детей 3-4 летнего возраста

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но  и  нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим  и  возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того,  воспитание  у детей навыков личной  и  общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная  программа  рассчитана на работу с  детьми  второй  младшей   группы  (3-4 года)  и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей . Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования  и  федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у  детей   младшего  дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду  и  в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения      правил личной гигиены;
  • познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических      навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать      умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;      насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться      расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно      пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить      хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно      использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и      опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил      гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе  разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,  воспитания  привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического  воспитания  – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней  и , конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание  программы  представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых  и  детей,   и  самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт  и  предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события   и , в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с  детьми   и  родителями по вопросам воспитания  к.г.н. у  детей  второй  младшей   группы . В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Календарно-тематический план

Период

Собственно   образовательная деятельность

Совместная   деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная   деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Познавательное   развитие. Тема «Наша группа».

Задачи: 
  – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная);   их предназначением;
  – учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
  – развивать чувство любви и гордости за свою группу;
  – побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
  – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной   комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?»   Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
  Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного   пользования носовым платком.
  Празднование дней рождения в группе.

Игровые ситуации для сюжетной игры:
  – кукла Таня у нас в гостях;
  Ситуации для обсуждения: 
  – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Анкетирование родителей

Октябрь

Познавательное   развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель:формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель:   закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
  Празднование дней рождения в группе (регулярно).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
  – внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Консультации: «Как научить малыша мыть руки   (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь

Познавательное   развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать   по алгоритму; 
  – воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».   Просмотр м/ф «Федорино горе».
  Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Родительское собрание «Единство требований в   воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь

Познавательное   развитие. Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их   назначении;
  – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым,   чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр»,   А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как   Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с   предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение   игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
  Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы   для маленьких упрямцев!»

Январь

Познавательное   развитие. Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их   соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

 

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной   зубов?»

Февраль

Познавательное   развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель:формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель:   проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март

Познавательно   развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
  
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу   одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему   «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на   прогулке» (в разные времена года).

Коллективная практическая деятельность детей   «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю…   (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами).   Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка   спать».

Апрель

Познавательное   развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья,   применять их по назначению, называть правильно;
  – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном   (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель:   упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение   игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной   куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май

Познавательное   развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение   игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Совместный праздник с родителями «В гостях у   Мойдодыра».

3. Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе « Воспитание  культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры  и в детском саду  и  дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду  и  дома;
– умеет замечать непорядок в одежде  и  устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием  и   интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы  и  способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания  культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни  группы ;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений  ребенка  в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса  и  их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

4. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей   программы  для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» ( воспитание  культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.

Способы фиксации данных обследования

  • Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга:  2 раза в года (на начало и конец года).

Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Имя, фамилия   ребёнка

Сформированность   навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность   навыка опрятной еды
  (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность   навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 
1.       Мыть лицо, уши, руки 
2.       Закатать рукава; 
3.       Смочить руки; 
4.       Взять мыло, намыливать до появления пены; 
5.       Смыть мыло; 
6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 
7.       Пользоваться расческой. 
 Навыки опрятной еды включают умение: 
1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2.       Не крошить хлеб; 
3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4.       Не разговаривать с полным ртом; 
5.       Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6.       Благодарить; 
7.       Пользоваться только своим прибором. 
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 
1.       Расстегнуть пуговицы; 
2.       Снять платье (брюки); 
3.       Аккуратно повесить; 
4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
5.       Снять обувь; 
6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
7.       Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие; 
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями; 
1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно; 
Средний уровень (62-40 баллов) – один  и  более навыков, находятся в стадии становления; 
Ниже среднего (39-28 баллов) – один  и  более навыков не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по правилам личной гигиены для детей младшей группы в игровой форме «Помогаем мыться кукле Кате»

Очень важно с рвннего возраста прививать ребёнку культурно-гигиенические навыки. Работа в этом направлении должна проводиться совместно с родителями, чтобы ребёнок не только в саду, но и дома приучалс...

Презентация: "Участие родителей в формировании навыков личной гигиены у детей раннего возраста"

Недостаточное внимание родителей к теме индивидуальной гигиены собственных детей иногда доходит до абсурда. Очень хотелось бы эту тему развить и привлечь к ней внимание....

Консультация для родителей "Правила личной гигиены для детей"

Консультация для родителей "Правила личной гигиены для детей"...

Консультация для родителей «Основные правила личной гигиены»

Консультация для родителей «Основные правила личной гигиены»...

Консультация для родителей на тему "Личная гигиена дошкольников"

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир вз...

Консультация для родителей на тему "Личная гигиена дошкольников"

Личная гигиена является важным компонентом здорового образа жизни человека.Личная гигиена – это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в т...