Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР с помощью рисования песком
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Морозова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена развитию творческих способностей у дошкольников  с задержкой психического развития с помощью нетрадиционных методов рисования. Подробно рассматривается метод работы на песочных столах, основные принципы работы. Описана структура занятия,  наиболее простые и эффективные приёмы работы с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx883.8 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ   СПОСОБНОСТЕЙ  

У  ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР  

С ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ

       Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, в наиболее благоприятный, сензитивный период.    Среди всех видов детского творчества особое место занимает изобразительная деятельность ребенка, которая является эффективным средством для развития творческих способностей ребенка. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные эмоции, приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

      Творческие способности представляют собой сплав разнообразных качеств, назовём некоторые из них: гибкость мышления, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция и др.  

    Для развития творчества детям необходимо приобрести необходимые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

   Разностороннее изучение задержки психического развития, как специфической аномалии, позволило получить данные об особенностях  развития детей с ЗПР. Эти данные  свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей у детей данной категории идёт с задержкой. Эту специфику  необходимо учитывать при работе над развитием творческого потенциала.

     У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. При решении задач на нахождение одинаковых  изображений они не учитывают малозаметные детали рисунков, испытывают трудности в восприятии усложненных вариантов предметных изображений.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в:  обследовании предмета, у них снижена скорость выполнения ряда перцептивных операций, что приводит к бедности и слабой дифференциации образов и представлений. Они не умеют привлекать и включать в процесс формирования образов и представлений данные жизненного опыта, снижена динамика образных процессов.

У данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. А также выявлены особенности речи: ограниченность словарного запаса, дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, нарушение смысловой стороны речевой системы. Интерес к заданиям на творческое воображение у детей зависит от их сложности; дошкольники затрудняются выполнить творческие задания, связанные с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, при создании собственных замыслов. Наглядная и словесная опора не являются для детей с ЗПР «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

   У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет.

Тем не менее у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается ряд положительных сторон в развитии:  умение воспользоваться помощью, сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Однако, доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Дошкольники с ЗПР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Отсутствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям. По ходу выполнения работы дети часто обращаются с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.

   Таким образом, и творческие способности у дошкольников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

    Однако следует отметить, что процесс развития творческих способностей у дошкольников с ЗПР  подразумевает широкий подход к решению проблемы. И помимо развития основных психических процессов  включает в себя следующие аспекты:

  • организацию интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта
  • общение с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение.
  • создание атмосферы творчества, доброжелательное отношение, проявление интереса к деятельности ребёнка, учёт его индивидуальных особенностей

   Для достижения наибольшей эффективности в работе по развитию творческого потенциала у детей с ЗПР педагогами используются следующие приемы и методы:

  • использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, для развития эстетического восприятия;
  • сенсорное обследование предметов для обогащения сенсорного опыта ребенка;
  • синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для включения слухового, зрительного, тактильного анализаторов;
  • игровые приемы, как наиболее приемлемые и интересные для детей дошкольного возраста;
  • вопросы, объяснение задания, ориентирование на творчество,
  • рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка.

   Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества -  разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.  Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания и  многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.

    Как известно, дети с ЗПР часто просто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Учитывая особенности психического и умственного развития детей с ЗПР, эмоциональную напряжённость, неразвитую мелкую моторику (плохо держат карандаш, не умеют закрашивать) и низкую мотивацию к рисуночной деятельности в целом – рисование песком на световых планшетах является одной из  эффективных нетрадиционных техник изображения.

Организация педагогических условий и предметно-развивающей среды при обучении песочному рисованию

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

 Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками с ЗПР даёт возможность:

- гармонизировать психо-эмоциональное состояние;

- формировать установки на положительное отношение к себе и к результатам своей деятельности;

- формировать коммуникативные навыки.

На занятиях песочным рисованием с дошкольниками с ЗПР решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

1.   учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

2.   ознакомить с  техническими элементами (приёмами)  рисования;

3.   учить самостоятельному использованию различных дополнительных материалов для создания выразительного  изображения;

4.   учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, определять последовательность действий;

5.  учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

6.  развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

7.  воспитывать устойчивый интерес к занятиям,  желание работать в коллективе;

Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей дошкольников имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.

   Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. В помещении для рисования должны быть установлены световые столы или планшеты,  они могут быть с крышками, что удобно для проведения комплексных занятий, включающих не только рисование песком, но и лепку, аппликацию и другие виды детского творчества. Планшеты необходимо установить на определённой высоте, чтобы дошкольникам было комфортно  работать стоя, а также обеспечить свободный доступ  к планшетам со всех сторон – это даёт детям свободу движений и возможность самим выбирать формат изображения (вертикальный или горизонтальный). Планшеты заполняются кварцевым песком, он также может быть цветным.

  Все материалы необходимые для занятий следует разместить рядом в специальных контейнерах. Материалы, которые в данный момент не используются лучше убрать.  В качестве дополнительного материала могут использоваться: инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые с различным по жёсткости ворсом); различные трафареты: геометрические фигуры, буквы, цифры; природный материал: листья, веточки, маленькие камушки, ракушки; различные  по фактуре и диаметру валики или мячики (которые могут оставлять различные следы) и т.п. На занятиях  рекомендуется использовать музыкальные произведения, различного характера и настроения, звуки природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка…).

   С самого начала работы по обучению детей рисованию на песке педагогу необходимо показать основные технические элементы этого вида творчества: нанесение песка на экран; рисование пальчиком, ладонью, кулачками, симметрично двумя руками; отсечение лишнего и т.д.  Удобнее, когда педагог работает на отдельном планшете, а изображение с помощью видеокамеры транслируется на большом экране. Во время занятий освещение затемняется, звучит музыка – это позволяет детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытыми к новому опыту, познанию, развитию.

   А также желательно заранее обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил:

- перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;

- во время занятий категорически запрещается бросаться песком;

- если песок просыпался необходимо его самостоятельно собрать.

    К сожалению, у песочного рисования есть один недостаток – продукт творчества невозможно продемонстрировать родителям. Для решения этой проблемы работы детей можно фотографировать, а затем  украсить фотографиями специальные стенды или провести выставку «песочного творчества». Таким образом родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка.

Содержание  работы

При проведении занятий  педагогу следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности дошкольников с ЗПР, а также требования программы. Темы занятий по рисованию песком рационально связывать с такими разделами программы воспитания и обучения детей с ЗПР, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, с музыкальным, трудовым, физическим воспитанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю, возможны дополнительные занятия или кружковая работа.

   Каждое занятие можно начинать с пальчиковой гимнастики– это даёт детям позитивный настрой (пальчиковые игры – знакомы каждому малышу), активизирует внимание и расслабляет мышцы кистей рук, «подготавливает» руку к работе. Затем нужно предложить детям познакомиться с песком: прикоснуться к нему, подержать в ладошках, пересыпать из одной руки в другую, прислушаться к ощущениям; можно выполнить несколько уже знакомых детям упражнений для развития навыков рисования на песке в качестве разминки, например: «Отпечатки рук»,  «Радуга», «Необыкновенные следы».Таким образом, мы развиваем тактильно-кинестетические ощущения, которые напрямую связаны с мышлением, стабилизируем эмоциональное состояние. Далее можно перейти к основной теме занятия: «Животные», «Времена года», «Осенний лес», геометрические фигуры и т.п. Педагог может загадывать загадки детям, рассказать сказку, напомнить о сегодняшней прогулке (экскурсии), пофантазировать на каких животных могут быть похожи цифры, обсудить литературных героев, придумывать сюрпризные и игровые моменты и т.д.

   Так как дети с ЗПР быстро утомляются, в середине занятия целесообразно провести физкультурную минутку: сменить вид деятельности, снять накопившуюся усталость, активизировать внимание. Содержание физкультминуток перекликается с тематикой занятия.

Педагог может первым приступить к рисованию и пригласить детей. Дети с задержкой психического развития, как правило, испытывают трудности и в предметном рисовании и в выборе сюжета, работа с песком  стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает  боязнь не справиться с процессом рисования. Для развития творческих способностей необходимо побуждать детей вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики.   По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

    Как изобразить настроение? Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, на экскурсии с детьми в парк обратить внимание детей на разные деревья, попытаться угадать настроение каждого дерева (грустное, задумчивое и т.п.), придумать объяснения. Затем на занятии можно зарисовать свои наблюдения. Тем самым мы ставим перед детьми проблему, учим думать, активизируем память, внимание, восприятие и побуждаем самостоятельно решать – как сделать свои рисунки более выразительными. Выбор техники выполнения рисунка (рисунок по песку или рисунок песком, ладонью, с помощью дополнительных материалов и т.д.)  можно  оставить за ребёнком. Задача педагога на данном этапе стимулировать максимальное проявление творческих способностей: самостоятельное создание образа и воплощение его на песке. Наряду с этим происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка.    В заключении педагог предлагает детям поблагодарить их умелые ручки,  обсудить рисунки и  ощущения, которые они испытывали во время рисования. Дети анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, развивается речь, у них появляется желание  сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

   Педагог оценивает работу детей, анализирует их поведение и эмоциональное состояние в течении занятия, динамику развития психических процессов и творческих способностей. На основе результатов педагог может корректировать программу занятий песочным рисованием и свою деятельность.

Вопрос влияния метода «Sand-art» (песочное рисование) на развитие творческого потенциала дошкольников с ЗПР на сегодняшний день остаётся плохо изученным. Поэтому необходимо продолжать изучение этой темы, разрабатывать программы с использованием этого метода, включать в комплексные занятия по развитию творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»

Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей....

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»...

Методические проекты по развитию творческих способностей детей 2-3 лет с помощью рисования нестандартными приемами

В данной статье представлены методические проеты по развитию творческих способностей детей раннего возраста (2-3 лет). На основе педагогического опыта были собраны нестандартые методы детского тв...

Развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисовани...