Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).
материал по рисованию на тему

Гудимчик Елена Владимировна

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – элементарная поисковая деятельность детей.

Задачи

1.    Познакомить  с приемами метода арт-терапии (песочная  терапия).

2.    Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение, фантазию, монологическую речь, познавательную активность.

3.    Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную  активность.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_pesok.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Сказка»

г. Лабытнанги

Мастер-класс

Тема:  Развитие познавательной активности,  творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Воспитатель  первой категории  Кучугура Елена Владимировна

Программное содержание

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – элементарная поисковая деятельность детей.

Задачи

  1. Познакомить  с приемами метода арт-терапии (песочная  терапия).
  2. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение, фантазию, монологическую речь, познавательную активность.
  3. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную  активность.      

Оборудование:  

Ящики с песком – 2 шт.

Трафареты – 4 шт.

Трафареты заводские

Скотч – 4 шт.

Ножницы – 4 шт.

Цветной песок, фломастеры

Ситечко – 2 шт., пластиковые бутылки – 2 шт.

Массажный мячик, крышки от бутылок, цветные камешки

Заготовки на картоне: смайлик, бабочка, цветок

Лупа – 4 шт.      

Стаканчики, картон – по 4 шт.

Линейки – 4 шт.

Ход мастер-класса

Педагог: Уважаемые гости ответьте на вопрос чем можно рисовать?

Предполагаемые ответы: карандашами, мелками, пластилином и д.т.

Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками.

Педагог: Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек  и других различных предметов.  Сегодня мы  свами постараемся освоить эти способы и приемы.

Рисование песком на стекле – техника, появившаяся недавно, в 70-х годах XX века. Это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра.

Педагог: Приглашаю 2 участников

Для того чтобы обучить воспитанников приемам техники рисование песком на первоначальном этапе мы знакомим их со свойствами песка посредством  применения  исследовательской деятельности.

В данном случае с помощью опытов  определяем следующие  свойства песка как сыпучий мягкий, шершавый, песок двигается. Полученные знания  мы в дальнейшем используем при рисовании.  Данные опыты усложняются в соответствии с возрастом.

Педагог: - Скажите, вы любите рисовать? А рисовать песком Вы пробовали? Хотите попробовать? Но для начала давайте вспомним о свойствах песка. У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на поднос. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Верно, а теперь, разровняв песок, пальчиком нарисуйте любой узор. Вам нравится рисовать песком? Такое исследование могут провести дети второй младшей группы

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий.

Сыпучий песок

         Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Данное исследование можно проводить с детьми среднего возраста.

Песок может двигаться

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение. Данное исследование можно проводить с детьми  старшего дошкольного возраста.

Педагог предлагает участникам пройти к столам с песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Во второй младшей группе мы с детьми рисуем пальчиком разные фигуры, линии, играем в игры с песком. На период адаптации, а также гиперактивным, застенчивым детям можно просто предложить выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:

1способ.

•        пальчиками, ладошкой, ребром ладони;

•        Точка, точка, запятая

Вышла рожица кривая

Палка, палка, огуречик

Получился человечек;

•        «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»;

•        скользить ладонями по поверхности песка, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;

•        оставить отпечатки кулачков: упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков: упражнение «Прыгают зайчики»;

•        поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

•        выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

•        "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

•        создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

Педагог:  Используя разнообразные приемы, которым мы с вами научились,  нарисуйте,  пожалуйста, цветок.

Педагог:  Песок - такой материал, с которым дети знакомы, они знают, что с ним делать (сыпать, мять, гладить.) Когда дети рисуют песком, они не боятся испортить рисунок, они знают, что можно легко все исправить. Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. А ещё песок является природным успокоительным материалом.

Приемы нетрадиционной техники рисования песком  с детьми младшего возраста используются в адаптационный период, так как рисование песком снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.   Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, развивается речь.

Обучаем малышей элементарным приемам рисования  пальчиком, ладошкой, тыльной стороной ладони. Рисуем  простые предметы (дорожка, ручеек, горошек рассыпался, сварим компот, рисуем ягодки, постепенно усложняя, составляя из двух, трех и более элементов) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок.

Педагог:  Спасибо большое за активное участие, проходите пожалуйста в зрительный зал.

Педагог:  В среднем дошкольном возрасте  приемы рисования песком  усложняются.

Педагог: Прошу выйти из зала двух желающих

2 способ.

Рисование предмета песком  по трафарету, с использованием

1 вариант - ситечко

2 вариант - пластиковой бутылки

Участники рассаживаются за разные столы

Педагог: С детьми среднего дошкольного возраста, помимо рисования пальчиком, ладошкой и ребром мы используем трафареты (пластмассовые и из картона), которые усложняют задачу поставленную перед ребенком и в то же время расширяют поле его деятельности. Можно применять различные трафареты (на классификацию, обобщение, на составление рассказов и т.д.) Рисуя предметы,  мы используем предметы-помощники: ситечко и пластиковую бутылку.

Педагог: А теперь я предлагаю Вам порисовать песком с помощью трафаретов.

Участники рисуют яблоко, грушу, помидор, цветок, рыбку, солнышко (героев сказки колобок, можно сюжет)

Педагог: Данный прием способствует развитию координацию движения глаза, руки, умение не выходить за границы заданного контура, ориентировка  в пространстве (вверху, внизу и т.д)

При использовании данного приема педагог может закрепить знания детей по классификации предметов  (использовать обобщающие слова (транспорт, овощи, фрукты и т.д.))  использовать  такие трафареты как  «Четвертый лишний».

Педагог:  Давайте посмотрим, что  у вас получилось.

3способ.

Педагог: Так же, в рисовании  песком,   с детьми среднего дошкольного возраста,  мы  используем массажные мячики, камешки и другой подручный материал.

Данный метод используется при рисовании элементов на готовом предмете,  например: украсим пирог, торт, ковер и т.д.

Это способствует развитию  элементарных математических способностей детей (закрепление геометрических фигур, счет до 10).

Каждый раз рисуя,  ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.

Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Рисование песком  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Участники проходят на свои места

Педагог:  В старшем дошкольном возрасте используем сказочные сюжеты, именно через них дети глубже знакомятся с человеческими чувствами.

Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии дошкольника. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.

        Педагог:  Для того,  чтобы показать как  я  это делаю,  приглашаю из зала 2 человека.

Педагог: Присаживайтесь пожалуйста за столы. Потрогайте песок, попробуйте порисовать.

Известно, что речь ребенка во многом  зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому этот вид деятельности  наиболее  способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску  и интонацию устной  речи.  Ребенок рождается «двуполушарным», у него еще нет «словесного» полушария, которое отвечает за речь и абстрактное мышление.

       Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие.

Использование техники рисования песком в старшей группе через составление связного рассказа способствует развитию фантазии, воображения, словесного творчества, и что немаловажно связной монологической речи.

Педагог: С детьми старшего дошкольного возраста мы рисуем сказки на новый лад, где воспитанники сами придумывают окончание сказки.

Обращаясь к участникам: А вы хотите попробовать?

Давайте нарисуем всем известную сказку «Колобок».

Педагог:  С детьми подготовительной к школе группы, помимо ранее показанных приемов рисования мы рисуем песком   картинки  на картоне (бабочка, цветок, смайлик т.п.)

Педагог:  Для того,  чтобы показать как  я  это делаю,  приглашаю из зала 2 человека

4 способ.

Рисование  песком  по трафарету на картоне.

Педагог: Я заранее приготовила   картинки из двустороннего скотча.

Обращаясь к участникам: Вам я предлагаю, сняв защитный слой посыпать песок сверху на картинку. А, Вам, сняв защитный слой, клейкой стороной, положить картинку на песок.

Педагог: Посмотрите, отличаются ли Ваши картинки? Если да, то чем?

Педагог:  Как вы думаете, почему они получились разные? Рассматривая такие картинки можно увидеть из чего состоит песок. (закрепляем свойства песка).

Педагог: А вы знаете, что можно рисовать цветным песком? чтобы создать красивую цветную картинку нам  понадобится цветной песок, который можно приобрести в магазине или же покрасить самостоятельно, используя пищевые красители и инструкцию к их применению.

Педагог: Для  создания  цветной картинки, мы возьмём  заготовки, на которых расположены геометрические фигуры (круги).  Картинка, безусловно, получиться красочной, но насколько  – это будет зависеть от Вашей фантазии Вы должны не просто раскрасить эти фигуры цветным песком, а оживить, то есть превратить во что-либо.  На столе лежат предметы-помощники, которые вы можете использовать.

Педагог:    Воспитанники 6-7 лет  могут создавать картины, используя различные приемы техники рисования.  Темы работ  постепенно  усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д.  Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе  работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей именно монологической  так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д).

Педагог:  Расскажите пожалуйста, что у Вас получилось? Вам понравилось рисовать? А Вам?

Участники проходят на свои места

Педагог: Федеральный государственный образовательный стандарт  требует от педагогов создания такой предметно-развивающей среды, которая будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Используя, технику рисования песком мы развиваем у детей мелкую моторику рук, математические способности, речь, познавательную активность. А так же оказываем поддержку детям с нарушениями в поведении (гиперактивным, неуверенным, застенчивым). Мы учим их преодолевать застенчивость, формируем уверенное поведение.

Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. И если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным.

Спасибо за внимание!