Главные вкладки

    Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
    материал на тему

    Отчет по плану самообразования

    Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад

    №2 «Светлячок «р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»

    Отчет по плану самообразования

    за 2015-2016учебный год воспитателя Сычевой Л.А.

    Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-средством использования метода куклотерапии»

    В маленькой детской душе

    Еще так много не раскрыто.

    Ребята верят в чудеса

    Дороги все у них открыты.

    В практику моей работы прочно вошла пескотерапия, игры с песком использую круглый год. Они помогают находить детям взаимопонимание, обладают способностью снимать агрессивную энергию, благотворно влияют на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Однако заметила, что детям не хватает знаний для разнообразных сюжетов, поэтому решила ввести куклотерапию, которую можно превратить в символического партнера для игры. Заметила, что ребенок переживает с куклою события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для ребенка –заменитель друга, который все понимает и не помнит зла. В. С. Мухина считает, кукла не обязательно «дочка» или «сынок» она- партнер по общению. Кукла ведет себя так, как это нужно хозяину в данный момент. И поэтому игра с куклою – это результат проекции внутренних переживаний ребенка. Куклотерапия основана на индикации ребенка c любимой игрушкой. Наблюдая за детьми поняла, что любимая игрушка участвует в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с нею справляется. Конец игры всегда должен быть позитивным. Поэтому решила использовать театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность влияет на личность ребенка, как ненавязчивое, педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Использую в работе с детьми разные варианты кукол.

    Пальчиковые куклы- шарики от пинпонга, на них рисую различные выражения лиц разных персонажей. С детьми более младшего возраста разыгрываю маленькие сценки «Сорока – сорока» «Это пальчик» и т. д.

    Этот вид театра помогает детям осваивать простые роли, выбирать понравившиеся персонажи, заучивать знакомые потешки, сказки. Для развития речи детей с подгруппой использую перчаточные куклы.Перчаточные куклы помогают при приеме детей, так как смягчают расставание с мамой. Организованная деятельность помогает вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на моей руке, выступающая в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступить в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляет возможность почувствовать себя раскованным. Работая с куклою, говоря с ней. ребенок по иному относится к своей речи. Игрушка полностью подчинена его воли и в тоже время заставляет определенным образом говорить и действовать.          Замечание, сделанное не ребенку, а кукле, помогает детям говорить правильно. Так например, обращаясь к кукле, говорю «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли, Дима научи его говорить спокойно и понятно. С помощью куклы способствую свободе речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, предлагаю произнести ее вместе с Петрушкой. За Петрушку говорю сама, что по сути представляю замаскированную помощь. Когда на организованной деятельности кто-то из детей отвлекается и начинает шалить на руке появляется кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся». Такое шутливое замечание действует значительно лучше, чем призыв к тишине или нравоучениям.

    При показе спектакля, ребенок находясь за ширмою, лучше раскрепощается, начинает говорить уверенно. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движениями и при этом передать эмоции. В ответ на торопливую речь ребенка на организованной деятельности кукла Дюймовочка, управляемая мною, может начать отрицательно покачивать головою, закрывать себе уши, отказываться слушать. Наоборот если он говорит правильно она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать. Когда у детей появляются навыки владения куклами, перехожу к постановке спектаклей. Так поставили сказки : «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка».

    Куклы для спектаклей в детском саду изготавливаем с помощью детей, чтобы они видели результаты своего труда. Кроме того изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание. Так после просмотра мультфильма «Маша и медведь» создали спектакль на данную тему: изготовили плоскостные куклы, интерьер для спектакля. Дети любят сочинять истории о Маше и медведе и обыгрывать их : Как Маша учила медведя кататься с горки», «К Маше приехали родители», «Как Маша и медведь пекли торт ». Использую метод общего сочинения детей, совместно с воспитателем, с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликта. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый развязку, а воспитатель предлагает им альтернативный способ разрешения конфликта. Таким образом, ребенок «оживляя» куклу, ощущает взрослую ответственность за ее действие, жизнь, поведение, учится находить адекватное выражение эмоций. Для взрослого – это замечательная возможность косвенного воспитательного воздействия, которое не воспринимается, как поучение и не вызывает сопротивление у детей. Игра с куклою – мир реальности, в которой живет ребенок. Куклотерапия позволяют объединять интересы ребенка и педагога, дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка- дошкольника, с целью ее коррекции и профилактики.

    В. А. Сухомлинский сказал «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая восприимчивость ко всему пошлому, уродливому»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

    Отчет о работе по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей детей через проведение дидактических игр"

    В отчете представлен анализ работы по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей через проведение дидактических игр" с данными педагогической диагностики на начало и конец учебного года....

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

    Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

    Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

    Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

    quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

    Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»

    Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»...