Консультация для воспитателей и специалистов:
консультация по коррекционной педагогике на тему

Развитие зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и специалистов:

Развитие зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием

Уважаемые коллеги!

Как мы знаем, движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие на мозговые системы, приводят, в гармоничные отношения тело и разум.

Однако, развитие у детей с нарушением зрения движений рук и глаз при выполнении различных заданий, имеет свои специфические особенности.

Из-за нарушения зрения возникают сложные формирования у маленького ребёнка двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и скоординированности мелкой моторики рук.

Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза, локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предложенные действия и насколько они качественны.

В результате это сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей и определяет замедленность в развитии двигательного анализатора у детей. Имеющиеся особенности в развитии зрительно-двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использовать в работе с нашими детьми разные упражнения и игровые задания, которые помогут ребёнку увеличить скорость, точность и координацию движений мелкой моторики.

Для развития зрительно-моторной координации и осязания мы, педагоги, должны использовать различные виды игровой деятельности.

Для младших дошкольников это могут быть, например, игры-вкладыши, раскладывание и складывание разборных игрушек: матрёшек, пирамидок, крупных пазлов.

Следующий этап-это конструирование по образцу, по памяти, по замыслу:  

* Работа детей с разного вида конструкторами: «Лего», «Флексика», «винтовой» и т.д.

* Выкладывание из камешков, пуговиц, пробок, фишек, зёрен, орехов и т.д., на фоновых фланелеграфах или фоновой бумаге различных изображений, панно, геометрических фигур, букв.

*  Завязывание узлов, бантиков.

* Застёгивание и расстегивание различной формы, величины пуговиц.

Полезны для развития пальчиков наших детей игры в «Золушку»: раскладывание и переборка различных семян бобов, фасоли, жёлтого и зелёного гороха.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны нанизывание бус, пуговиц на леску или тонкую медную проволоку. Для детей подготовительной группы нанизывание бисера, работа с пипеткой и подкрашенной слабым раствором марганцовки водой.

Развивает осязание, тактильные ощущения, моторику работа детей с пластилином, рваная аппликация, мозаичное конструирование, оригами, нитевыкладывание.

Вы можете в мой список добавить ещё десятки наименований предметно-практической деятельности детей, стимулирующих развитие осязания и мелкой моторики, я же лишь хочу добавить, что хорошо укрепляет мышцы рук, развивает мышечный тонус сжимание резиновой губки, теннисного мячика, проведение пальчиковой гимнастики.

Талантом нашей народной педагогики созданы пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Коза-рогатая» и множество других потешек, песенок, сопровождающихся движениями кистей и пальчиков.

 Развитие этих движений предшествует появлению артикуляций слогов и речи.

В коре головного мозга формируется проекция схемы человеческого тела, а речевые реакции и координация движений глаз и рук находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Полезно заниматься с детьми и  конструированием букв из разных материалов, писанием букв на песке пальчиком, на фоновой тарелке, на которой насыпана манная крупа.

Детям это нравится, даже тем, кто бегло читает.

Ведь здесь в формировании образа буквы участвуют зрительные, осязательные чувства, а при произношении слуховой анализатор.

Все эти игровые задания, проводимые с детьми, также способствуют подготовке руки ребёнка к обучению письму в школе. Но, мы, педагоги в школьном образовании, ни о какой подготовке даже говорить не можем, если в детскую руку не дадим карандаш, фломастер или пишущую ручку. Дошкольник 5-6 летнего возраста должен рисовать ежедневно, об этом говорят и учителя школ.

Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета.

Одним из эффективных средств, которые могут помочь нашим детям с нарушением зрения, улучшить качество рисования и точных движений руки, является использование трафаретов, обводка по контурным и силуэтным изображениям.

В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по контурам и линейкам-лекалам развивается саморегуляция руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

Наряду со сказанным, следует отметить, что обводка, штриховка, рисование рекомендуются врачами-офтальмологами для стимуляции, закрепления лечебной работы по повышению остроты зрения.

 Таким образом, применение трафаретов, обводка по контурам и игровые задания на развитие зрительно-моторной координации решают три основные задачи:

  • Подготовка ребёнка к обучению в школе.
  • Коррекция и компенсация зрительной недостаточности.
  • Закрепление результатов лечебно-воспитательной работы у детей с косоглазием и амблиопией.

   Литература:

  1. Плаксина Л.И. «Теоретические основы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»
  2.  Савичева С.И. «Пальчиковая гимнастика»
  3.  Тюбекина Е.Л. «Развитие мелкой моторики и осязания на занятиях у тифлопедагога»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ: "Как организовать работу по самообразованию".

Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ. В консультации данна  ан...

Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ

«Планирование образовательной работы в    ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...

Консультация для воспитателей и специалистов "Что такое ЗПР?"

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём р...

Консультации для воспитателей и специалистов

1 Консультация "Утренниик без стресса"2 Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста3 Роль ведущего на музыкальных праздниках4 Музыкально - дидактические игры как сред...

Консультация для воспитателей и специалистов

laquo;Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта, реализации собственных замыслов - для педагогов и специалистов» в детском саду»....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022

консультация для воспиателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022...