Консультации для воспитателей и специалистов
консультация по теме

Вилкова Светлана Дмитриевна

1 Консультация "Утренниик без стресса"

2 Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

3 Роль ведущего на музыкальных праздниках

4 Музыкально - дидактические игры как средство музыкального развития ребенка

5 Использование музыкально - дидактических игр на основе сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми

6 Методические рекомендации для музыкального руководителя в летний оздоровительный период

7 Фоновая музыка в жизни детского сада

8 Буклет для воспитателей по оснащению музыкальных уголков в группах

9 Анкета для воспитателей "Уровень содержания музыкального воспитания в дошкольном учреждении"

10 Оснащение музыкального уголка в группе

11 Презентация к консультации "Оснащение музыкального уголка в группе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренник без стресса

Консультация для воспитателей

Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное, как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем используется, стараются свести свое участие в утреннике к минимуму.

Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.

Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.

  1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
  2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
  3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
  4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
  5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!

Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике свои, «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника

Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию «на сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

        Надо признать, что проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителями. Наша задача – избежать стресса.

        Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

        1-й этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы на успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

        2-й этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

        3-й этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

        Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

        В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.



Предварительный просмотр:

Театр как средство развития и воспитания

детей дошкольного возраста

     Каждый педагог должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребёнок не хочет есть или спать).

     Таким образом, основные направления развития театрализации состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности педагога в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.

     Вначале педагогу лучше самостоятельно показывать ребёнку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринуждённо поправьте ребёнка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

     Далее – небольшие упражнения с детьми.  Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребёнок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть также. Для упражнений используйте высказывания только что выступивших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребёнку сказать от имени мышки и волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты.

     Затем можно предложить ребёнку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

     Следующий этап – отработка основных эмоций : покажи, как весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

     Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

     Традиционно выделяется несколько видов театральной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребёнок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

     Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребёнка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает свои затаённые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра:

Настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

     Настольный театр – пожалуй, самый доступный вид театра для дошкольников. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребёнок берёт игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под её руками, и ведёт «актрису» по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребёнка совпадала с движениями куклы.

     Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решать вам и вашему ребёнку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

     В театре Петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребёнка.

     Куклы, устроенные по принципу марионетки,  сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к её рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

     Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Российская федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение муниципального образования город Нягань

Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

                 

   

Консультация для педагогов

«Роль ведущего на музыкальных праздниках»

                 

                                                                                    Подготовила:

       Вилкова Светлана Дмитриевна

            музыкальный руководитель

     

                                                               г. Нягань 2016

                                       Роль ведущего на музыкальных праздниках

    Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

 

     Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям,  воспитателям, гостям (например: Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает, какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить,  по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)

Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике могут возникнуть непредвиденные ситуации: резинки на шапочках для персонажей  могут порваться, атрибуты сломаться и пр.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить , что им понравилось, обменяться впечатлениями.  Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей).  Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Родители – желанные гости на празднике. Музыкальный руководитель приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления о празднике.



Предварительный просмотр:

                                                                      Российская федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение муниципального образования город Нягань

Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

Консультация для воспитателей

по теме самообразования

«Музыкально – дидактические игры как средство

музыкального развития ребенка»

                 

                                                             Подготовила:

       Вилкова Светлана Дмитриевна

       музыкальный руководитель

     

                                                          г. Нягань 2018

        Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы «...побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает»,- пишет Н. А. Ветлугина, «ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным».

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. В этом дошкольникам помогают музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Наглядные пособия - эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников - Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.

Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности - звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус.

К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях.

Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку, т.е. участвовать, будут побуждать детей к творчеству, приобщать их к прекрасному миру музыки.

                                                                                         «Три цветка»

Цель: Определение характера музыки

Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • грустная, жалобная;
  • веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т.д.

Раздаточный материал: у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I         вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II         вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Подбери картинку»

Цель: развитие чувства ритма

У каждого ребёнка полоска с ритмическим рисунком. По очереди дети прохлопывают свой ритм и подбирают соответствующую картинку животного

«Прогулка»

Цель: развитие чувства ритма

И каждого ребёнка набор полосок разной длинны (короткие и длинные). Педагог рассказывает, что  он видел на прогулке:

  • Таня взяла мяч с тала медленно ударять им о землю, вот так. (Прохлопывает ритмический рисунок из длинных звуков - дети выкладывают длинные полоски).  Затем  она ударяла быстро, вот так. (Прохлопывает другой ритмический рисунок из коротких звуков - дети выкладывают короткие полоски)
  • Пошел дождик и т.д.

«Звучащие узоры»

Цель: развитие чувства ритма

  1. Покажите детям цепочки цветов. Предложите им прохлопать названия цветов.
  2. Каждый ребёнок получает карточку с цветком. Дети делятся на подгруппы и выкладывают цепочку из своих карточек. Сначала дети прохлопывают свои цепочки, а затем играют их на шумовых инструментах. У каждой подгруппы свой инструмент.

«Три медведя»

Цель: развитие слухового восприятия, внимания,  чувства ритма

У каждого ребёнка картинки с изображением трех медведей

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (показывает картинку). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? И так про каждого медведя

                                 «Веселые гудки»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма

У каждого ребёнка набор полосок (длинные и короткие)

Ход игры

Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Показывает картинку парохода)  

Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)

Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

Аналогично игра проводится и с паровозом.

«Мишка с шариками»

Цель: Закрепление знаний о длительности звуков.

У каждого ребёнка картинка с изображением мишки и набор шариков (больших и маленьких)

Ход игры

Музыкальный руководитель:  

                                      Медвежонку в магазине

Много шариков купили —

Разноцветных разных ярких.

Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел. (Поет попевку.)

Мишка шарики купил,

С ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

Примечание: на одном занятии эту игру можно проводить только с демонстрационным материалом, только с раздаточным или с тем и другим.

«Чей это марш?»

Цель:  Расширять представления детей о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша. развитие слухового восприятия, внимания,  чувства ритма

Дети слушают различные марши и подбирают  соответствующую картинку:

  • Марш игрушечный
  • Марш военный
  • Марш свадебный

«Солнышко и тучка»

Цель:  Развивать у детей представление о различном характере музыки. Учить подбирать картинку  соответствующую характеру произведения или его части.

1 Вариант: Детям предлагают  послушать произведение и определить его характер:

Солнышко – весело, радостно, звонко, солнечно и т.д.

Солнышко и тучка – спокойно, мечтательно, задумчиво, неторопливо и т.д.

Тучка – грустно, печально, жалобно, плаксиво, пасмурно и.т.д.

2 Вариант: Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают прослушать три произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условными изображениями.

                                                     «Паровоз»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма

В кабину для машиниста вставляется одна картинка (любая: ежик, лев или крокодил). Это машинист. В вагончик вставляются две картинки в любой последовательности. Например: два ежика поехали в гости (Ё-ЖИК, Ё-ЖИК), или ежик поехал в гости, а крокодил попросил взять его с собой (Ё-ЖИК, кро-ко-ДИЛ или кро-ко-ДИЛ, ЛЕВ и т. д.). Нужно протопать, прохлопать, сыграть на музыкальных инструментах «имя машиниста» и пассажиров.

В дальнейшем дети сами выбирают и вставляют картинки, педагог при необходимости помогает.

«Солнышко»

Цель:  Знакомство с длинными и короткими звуками

Педагог дает детям понятия  о долгих и коротких звуках с помощью слогов: ТА и ти. Большое солнышко – ТА –длинный звук. Дети и педагог долго тянут звук. Маленькое солнышко – ти – короткий звук. Произносится кратко, отрывисто. Дети выкладывают ритм попевок. Затеем педагог предлагает ритмично проговорить, протопать, прохлопать ритмическую формулу.

«Передай настроение»

Цель:  Развивать мимические способности детей,  умение передавать настроение мимикой.

1 вариант:

Дети по очереди берут карточки (пиктограммы) и показывают всем, изображенное настроение. Остальные дети угадывают, что он изобразил.

2 вариант:

Дети с педагогом сидят по кругу. Один ребенок берет карточку (пиктограмму), изображает настроение и мимикой  передает рядом сидящему по кругу и т.д.

«Угадай цветок»

Цель:  Развитие  у детей дыхания

 У каждого ребенка карточка с изображением цветка, закрытая листочком. Дети должны подуть, так, чтобы приподнять верхний листок  и угадать, какой цветок у него изображен.

«Веселые подружки»

Цель: Развитие чувства ритма

Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

«Домик-крошечка»

Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии верх и вниз

Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого размера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем. Приходите в теремок, в теремок, Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«Музыкальные птенчики»

Цель: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества

Демонстрационный материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт.; набор шапочек для «птичек».

Раздаточный материал: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт. Комплект готовится на каждого ребенка.

Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки - нотный стан, птички - ноты.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.

Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.

Дети (поют попевку). Мы птенчики веселые,

Умеем мы летать

И с веточки на веточку

Нам весело порхать.

I        вариант  (для детей младшего возраста).

Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом.

А мамочка волнуется:

Лети-ка, птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснешь, малыш!

Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

II        вариант  (для детей старшего возраста).

Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д.

Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.

Литература:

  1. Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. Издательство: Гном-Пресс, 1999
  2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.
  3. Роот З.Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. Издательство: Айрис-пресс, 2005



Предварительный просмотр:

                   Консультация для воспитателей

«Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми».

      Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно вилять на эмоциональное самочувствие людей. Бессмертные произведения Моцарта, Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

 Задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

По мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в ее самых разных формах у ребенка формируется система сначала элементарных, а затем все более сложных музыкальных способностей, которая позволяет ему понимать содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.

Что же такое музыкальность?

Б.М. Теплов в монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и чувство ритма. Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух являются первыми в элементарной системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.

 Задачей педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребенка, «подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности.

В музыкальной дидактической игре в доступной и интересной игровой форме происходит активное развитие основных музыкальных способностей.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения.

     Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе. При этом развиваются необходимые музыкальные способности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.

 Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-игровой деятельностью.

Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт переживания музыки и сказки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры — сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом. Идет объединение образовательных областей «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

 Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет.

Предлагаемые игры-сказки.

«Три поросенка» английская народная сказка.

Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой; поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.

Ход игры:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежилисьв лужах, плясали и пели.

«Поросята учатся плясать» (Развитие ритмического слуха. Задача игроков — повторить за взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ. Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка — поросенок выглядывает из-за деревца; четвертый вариант — один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой повторяет).

«Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха . Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий — у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького) .

Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень.

«Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз. Задача игроков – угадать, куда взлетают качели).

Рассказчик: Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных музыкальных инструментах .

«Угадай, на чем играют поросята» (развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку).

Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне исполняется поступенно вверх или вниз).

Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.

«Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента — громко, тихо, громче, тише –угадать , близко ли волк подбежал к домику Наф-Нафа).

Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же , черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой.

Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.

«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)

Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

 «Красная Шапочка и Серый волк» Ш.Перро

Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).

Ход:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

— Куда ты, девочка, идешь?

— Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

— А далеко – ли живет твоя бабушка?

— Вон там, за лесом, в крайней избушке.

— У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

«Кто как идет?» (развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка).

Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.

«Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)

Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

«Эхо» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е.Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).

Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

«Определи инструмент» (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента , найти у себя такой же и сыграть на нем)

Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

«Отгадай» (Задача игроков — угадывать звуки по длительности и динамике)

Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время дома. Что же она делала?

«Песня, танец, марш» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков прослушать музыку и определить, что делает бабушка).

Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» русская народная сказка.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).

Ход:

Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.

Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – « ф», а Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку» (дети имитируют звукоподражания).

Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают, ) В горку или с горочки? (ребенок проигрывает на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал — не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на разных инструментах играет ( ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню

(рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» — дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

— Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Российская федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение муниципального образования город Нягань

Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

                 

   

  Консультация для педагогов

  «Фоновая музыка в жизни детского сада»

                 

                                                             Подготовила:

       Вилкова Светлана Дмитриевна

       музыкальный руководитель

     

                                                            г. Нягань 2016

       «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог – психолог, воспитатель – методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм) .

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Утро. Встреча детей.

Цель: Создание положительного эмоционального фона.

Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Используемые музыкальные произведения:

1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3. И. Штраус «Полька Трик – трак»

4. М. И. Глинка «Детская полька»

5. А. Вивальди «Зима»

6. П. И. Чайковский «Апрель»

7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик»

8. Г. В. Свиридов «Веселый марш»

9. Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»

10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

11. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

12. Й. Гайдн «Детская симфония»

13. М. И. Глинка «Вальс – фантазия»

14. И. Штраус «Сказки венского леса»

Прогулка

Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово!

Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.

Используемые музыкальные произведения:

1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»

2. «Ах вы, сени… » русская народная музыка

3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»

4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька»

5. «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная песня

6. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня

7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»

8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками»

9. Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка»

10. Г. В. Свиридов «Весенний марш»

11. В. А. Моцарт «Симфония №40»

12. М. И. Глинка «Марш Черномора»

13. А. П. Петров «Я шагаю по Москве»

Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и может быть уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Используемые музыкальные произведения:

1. Колыбельные:

- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»

- «Приход весны»

- «Засыпающий малыш»

- «Крепко спи»

- «Сколько звездочек на небе»

- «Спи, малыш мой, засыпай»

2. П. И. Чайковский «Октябрь»

3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»

4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»

5. К. В. Глюк «Мелодия»

6. Л. В. Бетховен «Сурок»

Пробуждение

Используемые музыкальные произведения

1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»

3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»

4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»

5. И. Штраус «Полька – пиццикато»

6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»

7. Р. Щедрин «Полет шмеля»

8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

9. Л. В. Бетховен «Соната № 14»

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе   выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. В. Радыновой.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение. Например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А, Моцарта и др.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей

- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми

- улучшается речевая функция

- улучшается сенсомоторная функция

- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны

Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Используемая литература:

1. Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007год

2. Радынова О. Произведения классической музыки в работе с детьми // Дошк. Воспитание. 1991. № 2, 10.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей.

Уровень содержания музыкального воспитания в дошкольном учреждении

Ф.И.О………………………………………………………………………………………………………

  1. Считаете ли Вы, что детям для умения организовывать самостоятельную музыкальную деятельность требуется руководство со стороны воспитателя?

……………………………………………………………………………………………………………В каких организационных формах музыкальной деятельности (вне занятий) Ваши дети более инициативны и самостоятельны? Нужное подчеркнуть:

  • игры-упражнения автодидактического характера (в пении, в умении играть на инструментах, в музыкально-ритмической деятельности);
  • взаимообучающие игры-упражнения;
  • слушание музыки;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • песенная и танцевальная импровизация;
  • театрализованные представления импровизационного характера с использованием музыки.

  1. Какие формы и виды исполнительской деятельности применяются детьми в группах самостоятельно? Нужное подчеркнуть:
  • игра с пением;
  • настольные музыкально-дидактические игры;
  • игра на детских инструментах (закрепление и повтор выученных с педагогом мелодий);
  • сюжетно-ролевые игры («музыкальное занятие», «музыкальный магазин», «концерт»);
  • театрализованные представления по готовым сюжетам (сказки, мультфильмы, рассказы) с включением некоторых видов музыкальной деятельности;
  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности
  • концерты детской художественной самодеятельности.

  1. Какие виды руководства Вы применяете для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей? Нужное подчеркнуть:
  • рекомендации, советы, предложения, указания;
  • создание положительной эмоциональной и творческой атмосферы в группе;
  • поручения, специальные задания детям;
  • пример других детей;
  • непосредственная помощь в процессе организации деятельности;
  • использование новых инструментов, пособий, атрибутов, игрушек и т.п.;
  • чтение художественной литературы (о детстве музыкантов, их творчестве и т.п.);
  • оценка деятельности детей.

  1. Какую музыку Вы слушаете вместе с детьми вне музыкальных занятий? (Перечислите любимые музыкальные произведения)

………………………………………………………………………………………………………

  1. Любят ли Ваши дети слушать классические произведения и народную музыку?

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Ощущаете ли Вы потребность обращаться к классическому репертуару в своей педагогической деятельности (на занятиях, в повседневной жизни ребенка в детском саду)?

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Испытываете ли Вы трудности в организации музыкальной деятельности детей вне музыкальных занятий? Перечислите их и назовите пути решения проблем? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2.  Отражаете ли Вы в ваших планах воспитательно-образовательной работы вопросы руководства музыкальной деятельностью детей?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие проблемы музыкального развития детей Вы считаете наиболее значительными?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Интересуетесь ли Вы музыкальными увлечениями ребенка в кругу семьи? .............................................................................................................................

  1. Проводите ли работу с родителями по вопросу развития у ребенка интереса к музыке и музыкальной деятельности?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный уголок в группе.

Слайд 2

Музыка в детском саду

Слайд 3

Музыкальный уголок – это… 1. Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников . 2. Возможность самостоятельно играть в музыкально-дидактические игры. 3. Создание предметно-развивающей среды, состоящей из 3-х блоков: - восприятие музыки - воспроизведение музыки - музыкально-творческая деятельнось 4. Исполнительское мастерство.

Слайд 4

Цель музыкального уголка Создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей Формирование положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе Выявление творческих способностей каждого ребенка Развитие эстетического вкуса детей

Слайд 5

Содержание музыкального уголка. Следует продумать! 1. Доступность 2. Разнообразие 3. Учет возрастных особенностей 4. Эстетичность 5. Возможность переноса оборудования в другие места

Слайд 6

Музыкальный уголок разделяется на два уровня Верхний уровень – для воспитателей Нижний уровень – для детей

Слайд 7

В музыкальных уголках могут находиться:

Слайд 8

Незвучные музыкальные инструменты

Слайд 9

Звучные музыкальные инструменты

Слайд 10

Самодельные музыкальные инструменты

Слайд 11

Музыкальные игрушки

Слайд 12

Музыкально-дидактические игры

Слайд 13

Технические средства (аудио и видеозаписи)

Слайд 14

Музыкальный уголок 21 века

Слайд 16

уДАЧИ И ТВОРЧЕСКиХ УСпехоВ !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный уголок в группе.

Слайд 2

Музыка в детском саду

Слайд 3

Музыкальный уголок – это… 1. Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников . 2. Возможность самостоятельно играть в музыкально-дидактические игры. 3. Создание предметно-развивающей среды, состоящей из 3-х блоков: - восприятие музыки - воспроизведение музыки - музыкально-творческая деятельнось 4. Исполнительское мастерство.

Слайд 4

Цель музыкального уголка Создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей Формирование положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе Выявление творческих способностей каждого ребенка Развитие эстетического вкуса детей

Слайд 5

Содержание музыкального уголка. Следует продумать! 1. Доступность 2. Разнообразие 3. Учет возрастных особенностей 4. Эстетичность 5. Возможность переноса оборудования в другие места

Слайд 6

Музыкальный уголок разделяется на два уровня Верхний уровень – для воспитателей Нижний уровень – для детей

Слайд 7

В музыкальных уголках могут находиться:

Слайд 8

Незвучные музыкальные инструменты

Слайд 9

Звучные музыкальные инструменты

Слайд 10

Самодельные музыкальные инструменты

Слайд 11

Музыкальные игрушки

Слайд 12

Музыкально-дидактические игры

Слайд 13

Технические средства (аудио и видеозаписи)

Слайд 14

Музыкальный уголок 21 века

Слайд 16

уДАЧИ И ТВОРЧЕСКиХ УСпехоВ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ: "Как организовать работу по самообразованию".

Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ. В консультации данна  ан...

Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ

«Планирование образовательной работы в    ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...

Консультация для воспитателей и специалистов "Что такое ЗПР?"

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём р...

Консультация для воспитателей и специалистов:

Развитие зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием...

Консультация для воспитателей и специалистов

laquo;Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта, реализации собственных замыслов - для педагогов и специалистов» в детском саду»....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022

консультация для воспиателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022...