Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gorodskom_seminare.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар-практикум:

«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп»

Тема: «Детская лаборатория как форма организации познавательно-исследовательская деятельность с детьми 5-6 лет логопедической группы»

 (Слайд 1)

(Слайд 2) фото дети

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

(Слайд 3) текст

Мы оказываем больше внимания на развитие мышления детей, поощряем познавательную инициативу ребенка, детские вопросы, рассуждения, самостоятельные умозаключения, внимательно относимся к любым высказываниям.

        «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя» (Альберт Эйнштейн). Верно заметил.

(Слайд 4) фото деятельность детей

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

(Слайд 5) фото проектов

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской  активности каждого ребенка, в своей работе использую групповые  детские исследовательские проекты.

Благодаря  проектной деятельности была создана система работы «Детская лаборатория открытий». Основное направление проектов - это экспериментирование и поиск,  развитие свободной творческой личности.

(Слайд 6)

         Задачи лаборатории:

  • Знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
  • Создавать условия для развития детской активности в разных видах деятельности, поддерживать детскую инициативу и любознательность.
  • Объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
  • Учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
  • Обеспечить тесное сотрудничество взрослых и детей.

                              (Слайд 7, фото с родителями)

(Фото с проектов, мастер классов)

Задачи решаются через реализацию детских мини-проектов. Данная форма работы с детьми помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

(Слайд 8) фото

В нашей группе разработаны и реализованы исследовательски-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности.

Такие как:

«Насекомые – братья наши меньшие», в процессе,  которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, что любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

(Слайд 9)

Интересен момент создания данного проекта. Все началось с наблюдения за насекомыми на участке детского сада, когда  кто – то из детей увидел бегающего на земле муравья. Ребенком была озвучена мысль о том, что муравей потерял свой домик. И тогда дети решили построить муравейник:

Позже это было развито и переросло в центр детской активности «Домик муравья».

(Слайд 10)

 В этом же проекте  родителями и детьми были созданы первые авторские книжки – малышки о насекомых, проведена детско -родительская выставка поделок из природного материала,  детская творческая выставка «Таракашечки – букашечки».

(Слайд 11)

Следующий проект  опытно-экспериментальной лаборатории  «Ласточкино гнездо»  расширил практические знания детей по уходу за растениями в комнатных условиях.

 (Слайд 12)

На I подготовительном  этапе провели работу по посеву семян.

(Слайд 13)

Следующий этап — исследовательский, заключался в наблюдении за ростом растений. Дети  наблюдали за растениями, проводили опыты, эксперименты

(Слайд 14)

Результаты экспериментов фиксировали в дневнике наблюдения.

(Слайд 15,16)

Особое внимание было уделено выращиванию картофеля и лука. Дети были разделены на 2 «научные» подгруппы: одна наблюдала за ростом лука, другая за ростом картофеля.

 (Слайд 17,18)

На следующем слайде можно увидеть результаты работы экспериментальной группы по выращиванию картофеля.

(Слайд 19)

Особый интерес детей вызвал исследовательски-игровой проект "Как мед до стола дошел". На первом этапе был создан центр «Пасека деда Панаса», изготовлен «Пасечник» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.

(Слайд 20)

Совместно с родителями и детьми  создан музей «Пчелы – труженики».  В нашем музее было собрано  очень много интересного материала – игрушки пчелки, магниты, лото, пазлы, ульи, вертушки, бочонок с медом…, настоящие соты и  перга.

(Слайд 21)

На втором этапе –  детям давались знания о полезных свойствах меда,дети знакомились с натуральными продуктами пчеловодства, проводили дегустацию  разных сортов меда.

(Слайд 22)

С детьми были проведены опыты, по результатам которых они узнали, что в некачественном меде может содержаться крахмал и мел.

(Слайды 23)

Для выявления других примесей возьмем раскаленную проволочку из нержавейки (мы ее нагрели на пламени зажигалки). Затем опустим ее в мёд. Далее, на раскаленной проволоке повисла клейкая масса – это значит перед нами поделка под мед. Если в нашем опыте проволока осталась бы чистой – значит мед был бы натуральный. В исследуемом образце юные «ученые»  выявили наличие примесей.

(Слайд 24)

На заключительном этапе проекта была организованна экскурсия с детьми других групп в   музей «Пчелы – труженики» и  выставки творческих работ: (Слайд 25)

Совместно с родителями и детьми были создана рукописная книга «Если бы я был пчелой»:

(Слайд 26)

Проекта «Домашние животные» послужил хорошей мотивацией для ознакомления детей с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.

Совместно с родителями были созданы книги с фотографиями и рассказами о своих питомцах.

(Слайд 27)

Также дети совместно с воспитателями и родителями оформили макет «Деревенское подворье».

(Слайд 28)

Был подготовлен спектакль по  русской  народной сказке «Репка», где по замыслу воспитателей дети смогли наглядно увидеть и принять участие в том, как домашние животные могут помочь людям.

(Слайд 29)

Так же в проекте приняла участие одна из мам, которая работает в ветеринарной клинике и  провела занятие с детьми по правильному  уходу за кошкой.

(Слайд 30)

          Итогом деятельности «Детской лаборатории» становятся развлечения, мини-музеи, творческие выставки,  выступления.

(Слайд 31)

           В момент опытов и экспериментов, которые ребенок проводит сам, активируется анализаторы (слух, осязание, обоняние, зрение) для восприятия информации, порог речевых дефектов значительно снижается. Под эмоциями первых открытий, ребенок делится своими ощущениями и впечатлениями.

Один мудрец верно заметил: «Знакомишься с кем-нибудь и видишь красивую дверь с медным номерком и оригинальной ручкой. Толкнешь, а за ней крошечная комната три на два. Поговорил с человеком пять минут и чувствуешь, как тесно в его обществе, как скучно среди полочек..., но бывает наоборот - откроешь обшарпанную дверь, а там вселенная: кометы, планеты, млечный путь... но таких мало…»

 Мы, можем сотворить чудо, и сделать так, чтобы в будущем и за красивыми дверями были настоящие звезды, которые озарят нашу жизнь сиянием и блеском своего поисково-творческого вдохновения! Ведь в наших руках самый ценный материал. Дети – наше будущее!

Спасибо за внимание!

Мы каждодневно творим  с вами ЧУДО -  зажигаем звездочки  в душах наших детей,  в их вселенной. Чем больше звезд, тем ярче, интереснее будет наш мир. Дороги к другим планетам, мирам  будут  для нас открыты.

 В наших руках самый ценный материал. Дети – наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»

Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...

Выступление на городском семинаре-практикуме на тему «Неделя здоровья!» в подготовительной к школе группе

Выступление на городском семинаре-практикуме«Проектная деятельность в ДОУ»по теме:«Неделя здоровья!»в подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Выступление на городском семинаре-практикуме по обмену опытом между МБДОУ ДС №31 и МАДОУ ДС №29 от 17.11.2022 "Проектирование образовательной деятельности с использованием инклюзивных и здоровьесберегающих современных образовательных технологий"

Тема выступления: Мастер-класс «Дыхательная гимнастика – как одна из форм здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольног...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...