Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

 В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

Актуальность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Цель экологического воспитания детей раннего возраста: привлекать воспитанников к окружающему миру , формировать знания об объектах природы , природных явлениях; воспитывать бережное отношение к живым и неживым объектам природы. Ребенок рождается исследователем по принципу « что вижу,   то и познаю».

 В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Знания, почерпнутые не из книги, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными  и прочными. За использование такого метода выступали классики  педагогики Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский и др. Особенности деятельности экспериментирования детей раннего возраста были изучены в ряде исследований  М.И.Лисиной, С.Л.Новоселовой, Н.А. Поддъякова. Поскольку у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенная форма мышления, то именно экспериментирование (практические действия с предметами, различными, в том числе – природными материалами) позволяет ребенку последовательно и эффективно  воспринимать, познавать мир, ненавязчиво осваивая при этом рациональную, эстетическую и нравственную категории.

Можно сделать вывод, что экспериментирование  является одним из основных методов экологического воспитания детей 3 года жизни.

Поэтому я разработала конспект  организованной образовательной деятельности с детьми по экспериментированию  с песком, как   условие экологического воспитания детей второй группы раннего возраста.

Цель: создавать условия для развития у детей интереса к экспериментированию с песком: ощупывать, насыпать разными способами, делать угощения из сухого и мокрого песка.

Активизировать в речи детей слова: «песок», «сухой», «мокрый», «сыпется».

Вызвать у детей положительные эмоции от игры с песком, от общения с игрушкой – куклой.

Материал: круглый стол для игр  с песком (водой); лейка с водой, игрушка кукла; по количеству детей – лопатки с сухим песком, ситечки, совочки, формочки, влажные салфетки, куклы для обыгрывания.

Предварительная работа.

- Игры с песком на прогулке: «Песочный дождик», «Куличи для кукол», «Необычные следы», «Насыпь в ведерко», «Выкопай ямку в песке», « Спрячь (найди) игрушку», «Норка для мышки».

- Рассматривание картины « Дети играют в песочнице» В.В.Гербовой.

-Рассматривание оборудования для экспериментирования с песком : совочки, ведерки, формочки, ситечки, воронки, мельница.

Основное содержание деятельности.

Орг. Момент сюрпризный момент – стук в дверь, приветствие куклы – 1мин

1. Рассматривание и беседа с детьми о песке – 1 мин.

2. Игры – экспериментирования с сухим и мокрым песком – 7 мин.

3. Подведение итогов – 1 мин

Примерный ход занятия.

Дети находятся в групповой комнате, играют. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Интересно, кто к нам пришел в гости? Вы хотите узнать, кто пришел? (да) Я пойду и посмотрю, а вы меня подождите тут. Договорились? (ответы детей)

Педагог заносит игрушку куклу, корзину и прозрачную баночку с сухим песком. Дети находятся на ковре.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла … кто это? …

Правильно, кукла. Ее зовут Таня. Как ее зовут? (ответы детей)

Миша, ее зовут …? ( Таня) Костя, как ее зовут? (Таня) Маргарита, скажи ребятам, как зовут куклу? (ответ ребенка ) Правильно, Таня.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Таней?.. (Стимулирование детей к приветствию) Воспитатель: Ребята, Таня принесла нам баночку. Что в ней лежит, как вы думаете? … (Педагог демонстрирует детям, может предложить потрогать) Это песок. Ира, xто находится в баночке? ( ответ ребенка) Ира думает: “Песок‘’, а как думает Костя? Что это?..  Маргарита, что ты увидела в баночке? … Хорошо. Правильно, песок. (Обращается к игрушке) Ребята, Танюша говорит, что еще что-то принесла нам. Вы хотите узнать? (да) Взрослый достает с корзинки формочки.

Воспитатель:  Посмотрите, что это такое? (педагог достает из корзины формочки) (ответы детей) Молодцы, это формочки.

Маргарита, назови что это? (формочки) Костя, а ты думаешь, что это? (ответ ребенка) Детки. Танюша предлагает поиграть с песком, сделать угощения для ее подружек. Пойдемте, поиграем с песком? ( Обращается к кукле) Таня, пойдем с нами? Дети подходят к столам и садятся на стульчики. На столах расположены лотки с сухим песком.

Воспитатель: куколка, садись на стул и внимательно смотри, как детки будут играть с песком и делать угощения для твоих подружек. Ребята. Вы согласны показать Тане? (согласны) приступим? Экспериментирование с песком.

Воспитатель: У каждого в лотке что это?... песок. Конечно, песок. Дети, потрогайте песок. Спрячьте руки в песке. А теперь покажите руки. Руки стали грязные или чистые? (чистые) Маргарита. А у тебя какие руки? (чистые) Костя, твои руки … чистые. Значит песок… сухой. Какой у нас песок? Сухой или мокрый? Ира. Какой у тебя песок? (сухой) Миша, а у тебя сухой песок? (да, сухой) правильно, песок у нас сухой. Ребята. Выберите себе понравившуюся формочку, наберите руками песок в формочки. Дети насыпают руками песок в формочки.

Воспитатель: у вас получается песок набрать в формочки? (ответы детей) Не очень получается. Неудобно, он сыпется. А Таня предлагает набрать песок в формочки ситечками. Таня всем приготовила ситечки. Ира, это? (ситечки) Костя. Скажи Мише, что это? Да, ситечки. Попробуем набрать песок ситечком? Ребята, набирают ситечком песок в формочки.

Воспитатель: Помогает ситечко набрать песок? (ответы детей) Что делает песок?.. Песок сыпется. Миша, скажи куколке Тане, что делает песок? (сыпется) Ира, а у тебя, что песок делает? (сыпется).

Воспитатель: Ребята, а что же нам еще принесла Таня? (педагог показывает совочки). Правильно, совочки Конечно, совочки. Ира, что это? (совочки) а давайте попробуем насыпать в формочки песок совочком. Хотите? (ответы детей) Куколка Таня, посмотри, как детки умеют насыпать песок в формочки  Дети насыпают совочком песок в формочки.

Воспитатель: Молодцы, у всех получилось. Удобно набирать песок совочком? (удобно) Конечно, совочком удобно набирать песок. Таня просит сделать угощение для ее подружек. Сделаем? (Педагог переворачивает форму, пытается сделать куличик) Получилось? (нет) Что случилось? (Песок рассыпался) Конечно, у нас сухой песок, инее получилось сделать угощение. Можно и детям предложить сделать пирожное из сухого песка. Взрослый обращается к игрушке.

Воспитатель: (обращается к игрушке) Таня, теперь ты узнала, что сухой песок сыплется. Из него нельзя сделать угощение. Ты расстроилась? Не переживай. Мы тебе поможем сделать угощение для твоих подружек. Поможем, детки? Посмотрим, Таня, вон на том столе стоит лейка, Что в ней?.. (показывает детям) Водичка. Что мы будем делать?.. (ответы детей) Дети подходят к столу для игр с песком (водой( Встают вокруг стола.

Воспитатель: Детки, вставайте вокруг стола. (обращается к игрушке) Садись, Танюша, на эту красивую полянку (оформлена на столе) Давайте польём наш сухой песок? (ответы детей), Он станет.. мокрый. Какой он стал? (ответы детей).

Молодцы Экспериментирование с мокрым песком

Воспитатель: потрогайте песок руками? А теперь посмотрите. Какие у вас стали руки. (ответы детей) грязные или чистые? Конечно грязные. Ира, твои руки… грязные. Миша, а у тебя какие руки? (грязные) Если руки грязные, то песок у нас.. мокрый. Какой стал песок? (мокрый) Маргарита, скажи тане, какой стал песок? (мокрый) Костя, песок стал?.. (мокрый) Слышала, Таня, песок стал мокрый.

Давайте вытрем руки салфетками? Дети самостоятельно вытирают руки салфеткой.

Воспитатель: Детки, Таня просит сделать угощение для ее подружке. Можно, я попробую? (педагог демонстрирует изготовление куличика из формочки) что получилось?.. А вы хотите помочь Тане? Посмотрите, здесь тоже есть красивые формочки и совочки. Давайте попробуем из мокрого песка сделать угощение для подружек Тани? Детки делают угощение для подружек куколки.

Воспитатель: Ира, что ты делала? (угощение) какой песок у тебя?.. мокрый. Костя, у тебя получилось угощение? (да) ты делал угощение из мокрого песка?.. Миша, для кого ты делал угощение? (для подружек Тани) какие вы молодцы! Какие красивые угощение вы сделали. Таня, тебе нравится? Умницы, все сделали угощения вы сделали. Таня говорит вам: Спасибо! Всем подружкам хватит! Смотрите, Таня позвала своих подружек! (Педагог раздает детям куол) угощайте куколок!

((Педагог стимулирует детей и играм с куклами. Через некоторое время предлагает попрощаться с куклами)

Педагог уносит кукол из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию. Тема: «В гости к Мишке»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию.Тема: «В гости к Мишке»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию. Тема: «День Рождения у куклы Маши»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по познавательному развитию.Тема: «День Рождения у куклы Маши»...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по теме: «Мячики»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности  с детьми второй группы раннего возрастапо теме: «Мячики»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста на тему: «Грибы для ёжика»

Познакомить детей с техникой вдавливания деталей в пластилин, создавая  изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику....