Проект-презентация "Оценка латеральных предпочтений ребенка"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тимуш Ирина Яковлевна

       Необходимость оценки профиля латеральных предпочтений объясняется тем, что функциональная асимметрия полушарий является одним из основных принципов работы мозга человека.

       Нарушение процесса прогрессирующей латерализации психических функций и установления доминантности полушарий неизбежно приводит к разного рода особенностям развития, которое в большинстве случаев следует рассматривать как отклоняющееся развитие.

       Основные проявления полушарной специализации:

- доминирование левого полушария по основным параметрам речи у правшей и большинства левшей;

- ведущая роль левого полушария в отношении двигательных функций у праворуких;

- доминантность правого полушария в анализе зрительной (прежде всего оптико-пространственной) и кинестетической информации;

- большая связь правого полушария (по сравнению с левым) с аффективными процессами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_lateralnyh_predpochteniy.pptx637.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка латеральных предпочтений ребенка

Слайд 2

Необходимость оценки профиля латеральных предпочтений объясняется тем, что функциональная асимметрия полушарий является одним из основных принципов работы мозга человека. Нарушение процесса прогрессирующей латерализации психических функций и установления доминантности полушарий неизбежно приводит к разного рода особенностям развития, которое в большинстве случаев следует рассматривать как отклоняющееся развитие.

Слайд 3

доминирование левого полушария по основным параметрам речи у правшей и большинства левшей; ведущая роль левого полушария в отношении двигательных функций у праворуких; доминантность правого полушария в анализе зрительной (прежде всего оптико-пространственной) и кинестетической информации; большая связь правого полушария (по сравнению с левым) с аффективными процессами. Основные проявления полушарной специализации:

Слайд 4

В процессе практической работы педагог-психолог вполне может получить валидные данные о специфике латеральных предпочтений используя небольшой набор наиболее показательных и простых в исполнении проб (например, тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, а также схемы анализа латеральных предпочтений, разработанные М. М. Безруких). Для решения практических задач, в первую очередь, прогноза развития и выработки стратегии коррекционной работы, подобной информации о ребенке и характере его латеральных предпочтений оказывается вполне достаточно.

Слайд 5

1. Исследование предпочтений той или иной руки в пробах: переплетение пальцев рук (кистевая проба) - большой палец ведущей руки будет находиться сверху; поза Наполеона ( для детей старше 7 лет) - кисть ведущей руки будет находиться сверху; проба «Телефонная трубка» (определяется рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии); проба «Посмотри в подзорную трубу (калейдоскоп)» (проводится и оценивается аналогично предыдущей пробе, только ребенку дается свернутая из листа бумаги подзорная труба). В качестве практических проб для определения типа латеральных предпочтений психологом образования могут быть использованы следующие процедуры определения моторных и сенсорных предпочтении:

Слайд 6

2 . Исследование предпочтений той или иной ноги в пробах : проба «Попрыгай на одной ноге» (определяется нога, с которой ребенок начинает прыгать, а также качество прыжков на обеих ногах - на ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей); проба «Ударь мяч» - активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей . 3 . Исследование сенсорных предпочтений: - проба «Телефонная трубка» (для прислушивания используется ведущее ухо - проба «Подзорная труба» (для рассматривания какой-либо выделенной точки пространства используется ведущий глаз).

Слайд 7

В систему оценки специфики латеральных предпочтений не были включены общеизвестные мануальные пробы: какой рукой ребенок держит ложку при еде, рисует, чистит зубы и т. п. Подобные пробы могут характеризовать социально приемлемые и социально одобряемые навыки, которые формируются в процессе присвоения социально-культурного опыта и не отражать генетически «запрограммированную» специфику формирования пространственно-функциональной организации мозговых систем.

Слайд 8

Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности). Ориентировочная оценка

Слайд 9

Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок. «Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка.

Слайд 10

Методы определения ведущей руки

Слайд 11

1.Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков. Инструкция: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок . 2 . Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк . 3. Проба «Телефонная трубка» Инструкция «Позвони по телефону». Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии .

Слайд 12

4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой. Инструкция «Протри стол». Активные действия выполняет ведущая рука. 5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой. Инструкция «Лови мяч». Активные действия выполняет ведущая рука . 6. Продеть нитку в иголку . Ведущая рука держит нитку.

Слайд 13

7. Ребёнку предлагается раздать карты. Инструкция «Раздай карты». Ведущая рука раскладывает карты . 8. Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп) Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп». Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии . 9. Хлопать в ладоши. Инструкция «Похлопай в ладоши». Ведущая рука сверху .

Слайд 14

10. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой. Инструкция «Нарисуй круг на ладошке». Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки . 11. Завести часы. Инструкция «Заведи часы». Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы .

Слайд 15

12. Переплетение пальцев рук. Инструкция «Переплети пальчики». Сверху оказывается большой палец ведущей руки . 13. Выпить воду из стакана . Ведущей считается та рука, которая потянется за стаканом

Слайд 16

14. Скрещивание рук - «поза Наполеона» Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

Слайд 17

15. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута). Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой. Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой . 16. «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Слайд 18

Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов - 16. Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них. Для определения скрытых признаков левшества , которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и « аплодирование ». В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой . Анализ результатов

Слайд 19

Методы определение ведущего глаза

Слайд 20

1. Проба с калейдоскопом Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает. 2.Проба с прицеливанием (проба Розенбаха ) Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим. 3 . Тест «карта с дырой» В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1x1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается.

Слайд 21

4. В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста. 5 . Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка. 6 . Проба Литинского При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения.

Слайд 22

Методы определения ведущего уха

Слайд 23

1.Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами. Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и представьте, что слышите, как они тикают». 2 . Проба «шепот» Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом. Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное. 3 . Проба «Телефонная трубка» Инструкция: «Позвони по телефону». Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

Слайд 24

Методы определения ведущей ноги

Слайд 25

1.Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул на колени Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей. 2.Ребёнку предлагается прыгнуть в длину Ведущая нога является толчковой. 3.Сесть и закинуть ногу на ногу Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

Слайд 26

4.Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей. 5.Измерение длины шага Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей. 6.Проба «Ударь мяч» Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.

Слайд 27

Проект-презентацию подготовила педагог-психолог ГБУЗ РК «Дом ребенка «Ёлочка» г. Симферополь Тимуш Ирина Яковлевна 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профиля латеральной организации мозга старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Введение Глава I   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ   ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА1. Индивидуальный латеральный профиль2. Типы асимметрий  мозга3. Типы латеральной орган...

Анкетирование родителей воспитанников «Игровые предпочтения вашего ребенка»

Анкетирование  родителей воспитанников«Игровые предпочтения вашего ребенка»...

Индивидуальный латеральный профиль дошкольника.

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет увидеть многое в человеческой личности яснее и выбрать боллее эффективные методы при обучении...

Опросник для определения мануальных предпочтений ребенка (ведущей руки).

В работе представлены 2 опросника для определения мануальных предпочтений у детей....

Определение профиля латеральных предпочтений

Диагностика детей правша или левша...

Анкета для родителей "Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома"

Анкета для родителей Выявление игровых интересов и предпочтений ребёнка дома...

Рисуночная методика «Я и мой мир» для детей от 6 до 14 лет. Выявляет увлечения, мечты, социальные предпочтения ребенка

Рисуночная методика «Я и мой мир» позволяет увидеть ценностные ориентиры ребенка. Причем такие, которые могут и не проявляться в детском саду.Методика «Я и мой мир» состоит из ...