Значение сенсорного воспитания детей.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

 Светлана Васильевна

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение сенсорного развития детей раннего возраста состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит в основном в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности (рисования, конструирования, лепки и др.)

Усвоение сенсорных эталонов происходит через разнообразные виды деятельности:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность
  1. Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)
  2. Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...
  3. Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку», «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек», «Почтовый ящик».
  4. Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд», «Одень красиво кукол», «Цветные полянки», «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку», «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»
  5. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор», «Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»...

Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори , «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)», «Найди предмет похожей формы»,«Подбери крышку к банке». игры с логическими блоками Дьенеша...

  1. Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький», «Нанижи бусы», «Матрёшки построились», «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...), игры с логическими блоками Дьенеша, «Закрой окошки»...
  2. Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?», «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки», «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»...
  3. Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?», «Овощи и фрукты», «Угощение»...
  4. Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?», «Соберём кукол на прогулку»...

 

  1. Продуктивная деятельность,
  1. Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с логическими блоками Дьенеша, игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками...
  2. Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)
  3. Лепка, аппликация: игры с фольгой, цв. бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...

 

  1. Игровая деятельность
  1. Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей». «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики»..
  2. Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!»...

 

  1. Двигательная деятельность
  1. Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...)

  1. Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования
  2. Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами
  3. Босохождение по «Дорожкам здоровья»...

 

  1. Коммуникативная деятельность
  1. Игры с мячом в кругу
  2. Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)
  3. Пальчиковые игры
  4. «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)..

 

  1. Музыкально художественная деятельность
  1. Игры на развитие фонематического слуха
  2. Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...)
  3. Игры с самодельными звучащими предметами
  4. Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...)
  5. Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)

 

  1. Чхл
  1. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
  2. Книжки из разных материалов
  3. Книжки с музыкальными эффектами
  4. Красочные книжки разных размеров...

 

  1. Трудовая деятельность

 

  1. Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в группой комнате
  2. Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Статья о значении дидактических игр в сенсорном воспитании детей с ОВЗ.

В статье рекомендации и консультации педагогам и родителям  в работе с детьми с ОВЗ....

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...

Значение музыкально-дидактических игр в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...

Значение сенсорного воспитания для развития детей младшего дошкольного возраста.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее...

Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания детей младшего возраста"

Главная задача педагога помочь детям в формировании сенсомоторных навыков. Создать более комфортные, психологически защищенные, для детей условия обучения и воспитания младших дошкольников в дошкольно...