использование элементов арт-терапии в работе с детьми с овз (камушки Марблс)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кудашова Светлана Владимировна

В статье представлен опыт работы с демьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов арт-терапии с детьми с ОВЗ (камешки Марблс).

Актуальность

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ОВЗ с каждым годом. Причинами являются внешние и внутренние факторы: неблагоприятная экологическая обстановка, различные патологии беременности и родов и т.д.

     ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

      Остановимся на детях, у которых отмечаются тяжелые нарушения речи (ТНР), в частности общее недоразвитие речи (ОНР).  

     Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. М.М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо стараться увлечь ребёнка игрушками, имеющими небольшой размер.

 Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.

     Наш коллектив работает с детьми, у которых в заключении написано «ОНР-III уровень». Для наибольшей эффективности коррекционной работы с данной группой детей помимо традиционных методов работы,мы стали искать и нетрадиционные.

К нетрадиционным относятся: песочная терапия, цветотерапия, фитотерапия, куклатерапия, ароматерапия, сказкатерапия, рефлексотерапия и т.д.

Для нас представляет интерес использование камешков Марблс в коррекционной работе, как нетрадиционного приёма.

История

Марблы предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана, недалеко от реки Инд. Различные марблы, сделанные из камня, были найдены на раскопках близ Мохенджо-Даро[1]. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла.

Игры

В различных странах существуют тысячи различных вариантов игры в марблы. Например, игра «ringer» подразумевает вычерчивание круга на песке, помещение туда нескольких марблов и попытки различными игроками выбить своими марблами марблы, находящиеся в круге. Другой вариант — «ролли», когда в земле делаются небольшие отверстия, куда помещаются марблы, после чего игроки своими марблами стараются выбить их оттуда. 

При работе с указанным материалом мы осуществляем следующие задачи:

1.Развивать мелкую моторику, зрительно  – двигательную координацию.     
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие. 
5. Формировать и закреплять правильный образ буквы.
6. Развивать внимание, память и   мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.

8. Усидчивость.
9. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

10. Релаксация.

11. Упражнять в последовательной смене тонуса руки ребёнка.

       Далее предлагаем перечень игр для решения поставленных задач.

  1. «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

  1. Упражнение «Графический диктант».

Цель: учить ориентироваться на плоскости, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики.

  1. «Волшебный мешочек».

Цель: развитие тактильных ощущений, умение выбирать предметы, отличающиеся от камешков Марблс.

  1. «Забавные буквы».

Цель: закрепить образ буквы, развитие мелкой моторики.

  1. «Гласный или согласный»

Цель: развитие умения выделять заданный звук, определять его позицию, развитие мелкой моторики, слухового внимания.

  1. «Зеркало»

Цель: закрепить зрительный образ буквы, профилактика дисграфии, развитие мелкой моторики рук.

  1. Игра «Техники»

Цель: закрепить зрительный образ буквы, профилактика дисграфии, развитие мелкой моторики рук.

  1. Игра « Разгляди букву».

Цель: закрепить зрительный образ буквы, профилактика дисграфии, развитие мелкой моторики рук.

  1. Лабиринты.

Цель: развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики рук.

  1. «Дорисуй предмет»

Цель: развитие памяти, внимания, правильного захвата пальцев рук.

  1. «Наполни кувшин»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умение соотносить цвета, закрепить знание цветов и их оттенков.

  1. «Найди предмет»

Цель: развивать умение ориентироваться в своём теле, тактильные ощущения, развитие обоих полушарий мозга.

  1. «Напиши слово»

Цель: закрепить образ букв, профилактика дисграфии, развитие оптико-пространственных представлений.

  1. «Сложи узор»

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на плоскости, чувства цвета и вкуса, воображения, фантазии.

  1. «Выложи любимую игрушку»

Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.

  1. «Числовые домики»

Цель: закреплять состав числа, мелкую моторику рук, память.

Для развития связной речи у детей с ОВЗ, в частности ОНР, хотим предложить следующие сказочные сюжеты с заданиями.

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:

  1. Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
  2. Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. (В зависимости от этапа, на котором находится малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.)
  3. Вы вместе с ребенком анализируете работу. Причем, в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу. А затем вы смотрите на качество.

    Кроме указанных выше игр, можно проводить с шариками Марблс массаж. Виды упражнений:

  1. Вертим в руках.
  2. Щелкаем пальцами по шарику.
  3. Направлять в специальные лунки, желобки – состязаться в точности попадания.

    В нашей группе имеется стол для песочной терапии, который успешно используется для решения коррекционных задач. Мы решили объединить элементы песочной терапии совместно с использованием камешков Марблс.

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка. Суть метода Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности. Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста. Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения. Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность. Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

   Нужно отметить то, что при работе с данным материалом следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Гигиена рук.
  2. Осторожность при игре, тк камешки хрупкие.
  3. Проводить игры в присутствии взрослых, тк Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
  4. Для достижения наилучшего эффекта релаксации использовать соответствующую музыку.  
  5. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

 Базовые игры

 Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные: 1. Игра "Угадайка".

 В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка – найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.              Групповые игры Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли. Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей. Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена. При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.  

Противопоказания

 Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром дефицита внимания, детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания. Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога – прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;

– при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;

– вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;

– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);

– упражнения должны выполнятся, непродолжительно;

– все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.

   Зная особенности детей с ОВЗ, у которых отмечается недостаточное развитие памяти, внимания, воображения, слабость мышц, недостаточное развитие мелкой моторики, наш коллектив использует в работе элементы арттерапии. Их можно включать в непосредственную образовательную деятельность для закрепления отрабатываемого лексического материала, для развития мелкой моторики, развития оптико-пространственной ориентировки и профилактике дисграфий, можно использовать как организацию досуга детей.
При систематическом использовании предложенных игр и упражнений, с соблюдением правил и рекомендаций можно добиться значительного улучшения уровня речевого развития у детей с ОНР, развития познавательных процессов и высших психических функций.

   

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.

2. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М., 1971.

4. Блонский П.П. Педология. – М., 2000.

5. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.

6. Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.

7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

8. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов //Дефектология. – 1999. - № 3.

9. Гейзин В.М. Гимнастика и здоровье. - Минск, 1984.

10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

11. Доман Г., Доман Д., Хаш Б. Как сделать ребёнка физически совершенным. – М., 2000.

12. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей: Пособие для учителей и родителей – М., 2001.

13. Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология . – 1999. - № 4.

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.

15. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М, 1994.

16. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

17. Игры в школе. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000.

18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.

19. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,1997.

20. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.

21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.

22. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.

23. Лалаева Р.И., Срербрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. – 1999.

24. Лапшин В.А., Пузанов Б.П.. Основы дефектологии. – М., 1990.

25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1967.

26. Леонов Л.В. О дифференцированном подходе в работе с детьми дошкольного возраста, имеющим нарушения речи // Дефектология. – 1990. – №3.

27. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой и др. – М., 1999.

28. Марина 3.С. Лепим из пластилина. - СПб., 1997.

29. Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.

30. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и детский возраст).- М., 1997.

31. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994. - № 8.

32. Методы обследования речи детей / Под. общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.

33. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. – М., Просвещение, 1994.

34. Ниакова О.С., Сохин Ф.А. Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М., 1993.

35. Неправный М.М. Комплексы утренней гимнастики //Начальная школа. – 1986. - № 5.

36. Новотворцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, 2000.

37. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под. ред. В.А. Сластенина.–М: "Издательский центр "Академия", 1999.

38. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб: Лениздат, издательство "Союз", 2001.

39. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под. ред. О.Б. Иншаковой. – М. – Воронеж, 2001.

40. Прищепова И.В. О диагностике нарушений письменной речи младших школьников с ОНР // Логопедия. – 2004. – №1.

41. Ромусик М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкоьного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопедия в детском саду. – 2006. – №1.

42. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.

43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

44. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.

45. Сафонова О.В. О проблемах активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия в детском саду. – 2006. – №4.

46. Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 4; 1989. - № 10 .

47. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. - М., 1987.

48. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4.

49. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб., 1999.

50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2006. – №2.

51. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.

52. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников. – М., 1985.

53. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

«Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»

Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет  им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повыше...

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...

Внедрение не традиционного материала в работу с детьми. Знакомство с камушками «Марблс»

знакомство с нетрадиционным материалом в работе с детьми через дидактическую игру. Камушки "Марблс"...

Использование элементов арт-терапии в работе педагогов ДОУ с детьми

Многие педагоги считают, что методы арт-терапии,  могут использовать в своей  работе только психологи. Однако, порой даже  и не подозревают, что ежедневно в непосредственной образовател...

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, музыки,  конструирования из природных материалов....