КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я познаю мир»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Специфика данного коррекционного курса тесно связана с развитием мыслительной деятельности на основе развития органов чувств и движений, где происходит накопление представлений и формирование понятий об окружающем мире в процессе практической деятельности у детей с умственной отсталостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я познаю мир»

                                                                            Составитель:

                                                                         воспитатель Бурковская Г. В.

Сургут, 2016 г.

Пояснительная записка

Специфика данного коррекционного курса тесно связана с развитием мыслительной деятельности на основе развития органов чувств и движений, где происходит накопление представлений и формирование понятий об окружающем мире в процессе практической деятельности у детей с умственной отсталостью.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

        Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

        

        В процессе обучения ребенок знакомится с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Выполняя упражнения на занятиях предметно-практической деятельности,  ребенок учится координировать свои движения, быть самостоятельным, независимым, терпеливым, внимательным.

Основными направления и задачи:

  1. обучение самостоятельности;
  2. развитие крупной и мелкой моторики;
  3. развитие восприятия и перцептивных достижений;
  4. развитие концентрации внимания и выдержки.

В структуру каждого занятия входят упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук.  

Программа предусматривает включение следующих разделов:

«Действия с материалами», «Действия с предметами».

Материально-техническое оснащение:

  1. предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (геометрические фигуры, бусины),
  2. ёмкости для переливания и пересыпания, рамки-застёжки,
  3. предметы по уходу за окружающей средой,
  4. материалы для развития зрения, глазомера,  обоняния, слуха, тактильной чувствительности, стереогностического чувства.

Примерное содержание коррекционных занятий

Действия с материалами

Пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы) двумя руками, одной, тремя пальцами (с использованием инструментов: воронка, ложка, кувшин и т.д.). Переливание материала (вода) двумя руками, одной, тремя пальцами (с использованием инструментов: стаканчик, кувшин, ложка, пипетка и т.д.).

Действия с предметами

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (шумовые цилиндры, вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,  детали конструктора с болтами и гайками и др.). Вынимание предметов из емкости. Вставление предметов в отверстия (блоки цилиндров). Складывание предметов в емкость (сортировка). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Нанизывание предметов (крупные и мелкие бусины, бисер и др.) на стержень (нить). Работа пинцетом (раскладывание бусин, бисера, веревочек и т.д.)

Для реализации задач используются элементы следующих образовательных  технологий: технология Монтессори, личностно-ориентированные технологии, игровые  технологии, арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»), здоровьесберегающие и ИКТ.    

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Уметь:

- проявлять позитивные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; 

- проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов;

- владеть навыками самообслуживания; 

- соблюдать правила поведения и общения на занятиях.

Знать:

-  предметы окружающего быта, владеть способами взаимодействия с ними;

 - названия дидактических материалов.

Уметь:

-  действовать, исходя из реального выбора;

- аккуратно работать с материалами, убирать своё рабочее место;

- концентрированно работать.

Знания, умения и навыки   не оцениваются. Диагностическое обследование (уровень самостоятельности, умение использовать материалы по назначению)  проводится при поступлении ребёнка в учреждение.

Литература:

  1. Монтессори в детском саду и школе, М.Г. Сорокова, М., 1997.
  2. Система М. Монтессори. Теория и практика, М.Г. Сорокова, М.: Академия, 2005.
  3. Мой метод. Метод научной педагогики., М. Монтессори, М.: Астрель, 2006.
  4. Практическая Монтессори-педагогика. Суперсистема для педагогов и родителей., Е. Хилтунен, М.: ЮНИОН-паблик, 2005.
  5. Дети – другие, М. Монтессори, М.: «Карапуз», 2005 г.
  6. Дом ребёнка. Метод научной педагогики, М. Монтессори, М.: Астрель, 2006.
  7. Начальная школа Монтессори, С.И. Сумнительная, К.Е. Сумнительный, М.: Карапуз-Дидактика, 2008.
  8. Помоги мне сделать это самому, М. Монтессори, М.: Карапуз, 2000.
  9. Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори, Е. Хилтунен, М.: Генезис, 2006.
  10. Педагогика Марии Монтессори, Ю. Фаусек, М.: Генезис, 2007.
  11. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений, Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, М.: Книголюб, 2008.
  12. Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми, сост. М.С. Дименштейн, М.: теревинф, 2008.
  13. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, п/р И.М. Бгажноковой, М.: Владос, 2007.

Тематическое планирование

Предметно-практические действия

№ п/п

Тема

Краткое содержание

Компетенции

1.

Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений.

Введение правил.

Тихое передвижение по группе.

Переноска предметов.

Скатывание и раскатывание коврика.

Переливание из кувшина в кувшин.

Переливание пипеткой.

Перекладывание бусин пальцами.

Раскладывание мягких шариков по цвету.

Перекладывание бусин пинцетом.

Подметание на подносе. Рамки-застёжки. Пуговицы.

Шнуровка. Кнопки. Застёжка – молния. «Липучка». Банты. Упражнения с различными видами застёжек. Уход за обувью.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: Поддерживать порядок на своём рабочем месте. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

2.

Основы культуры поведения в обществе.

Как приглашают гостя в комнату и предлагают ему присесть. Оказание помощи другим и принятие помощи.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: Повторять слова, действия взрослого, оценивать результаты своих действий, пользоваться материалами по назначению.

3.

Особые виды движений

Ходьба по линии. Упражнения в тишине.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: Повторять слова, действия  учителя, оценивать результаты своих действий.

4.

Материалы для развития осязания

Доски для ощупывания. Шершавые таблички. Ткани.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

5.

Материалы для развития слуха.

Шумовые цилиндры (ёмкости, наполненные различными мелкими предметами).

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

6.

Материалы для развития чувства тяжести.

Весовые таблички.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

7.

Материалы для развития чувства тепла.

Тепловые таблички.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

8.

Материалы для развития обоняния.

Коробочки с запахом.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

9.

Материалы для развития вкуса.

Вкусовые баночки.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

10.

Материалы для развития стереогностического чувства.

Геометрические тела. Сортировка.

Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами.

Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде.

Всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...