Развитие кинестетической чувствительности и речевой активности в процессе игр с манной крупой.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Шишкина Татьяна Борисовна

Идея использования манной крупы а арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка (автор арт-терапевтической техники – Н.А.Тараканова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsionnye_igry_s_mankoy.docx25.7 КБ
Файл igry_s_mannoy_krupoy.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие кинестетической чувствительности и  речевой активности в процессе  игр с манной крупой.

Идея использования манной крупы а арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка (автор арт-терапевтической техники – Н.А.Тараканова).

Во-первых, это сыпучий материал, слабо поддающийся контролю и предполагающий непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические ощущения. В то же время слабая структурированность и контролируемость манки побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов-символов.

Отметим и некоторые специфические особенности манной крупы. Будучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с агрессивными  или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров. Кроме того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом

Манную крупу можно использовать на любом этапе арт-терапевтической работы.

А теперь по порядку. Что такое терапевтическая работа с манкой? Из Белоруссии она к нам пришла, там замечательные арт - терапевты которые занимаются исследованием терапевтической работы с манкой.

• Технология, используемая психологами для развития творческого потенциала детей и взрослых, и для работы с эмоциями и настроениями.

• Разновидность арт-терапии и песочной терапии – современных очень популярных направлений, с помощью которых психология входит в жизнь современных людей, помогает им лучше понимать себя и других людей, и изменять свою жизнь к лучшему.

• Творческая находка людей, умеющих нестандартно подходить к привычным вещам.

• Занятие, приносящее массу положительных эмоций.

Таким образом, работа с манкой позволяет:

  • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
  • разнообразить способы сотрудничества, концентрации внимания;

Мотивационные техники, с которых всегда начинается песочная терапия. С них человек всегда заходит в песочницу и в работу с песком.

Почему важны мотивационные техники?

1. Они вызывают доверие.

2. Они вызывают интерес .

А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая работа. Без мотивационных игр мы в песок не заходим.

Упражнения.

1. Знакомимся с манкой, исследуем ее возможности.

Из кучки манки предлагаю сделать максимально высокую горку.

Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий.

Набирая манку в руку, выпускаем песок струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию.

2. Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелку. Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно. Разрешается выходить за края песочной тарелки. Посмотрим какие у вас узоры получаться. Сложно? Сейчас работаю у вас сразу 2 полушария головного мозга. Вы чувствуете как меняется ваше отношение к манке, вы уже не взрослые, но и еще и не дети. Происходит мотивация доверия к манке. Важно почувствовать, как меняется отношение к манке.

3. А сейчас из своей тарелке, сделайте квадрат. В реальной жизни кто может сделать квадрат из круга, а в песочной терапии можно.

Используя отпечатки пальцев, создайте образ животного, которое вам нравится. Покажите соседу. Потом спросите у соседа, что за животное у вас нарисовано, желательно чтобы он ответил. Попробуйте сделать его узнаваемым, правдоподобным.

Работа в парах.

4. Придумать по 5 способов перемещения манки. Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов.

Смысл - соревнование. Упражнение подходит для работы в парах: ребёнок - родитель, супружеская пара, пара конкурентов.

5. Придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти в манку.

6. "Действие по образцу"

Работа в паре. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим. Упражнение можно использовать в качестве проверки на обучаемость. Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.

7. Упражнение "Обратные действия"

Задача ведущего в паре делать всё время разные, креативные действия, провоцировать партнёра на поиск противоположных действий. Важно учитывать любые детали - темп, ритм, геометрию, собирание-рассыпание и т.д.

Упражнение для здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих. Подходит для клиентов с подавленной мотивацией, апатией. Очень хорошо "оживляет", вводит в контакт. Дает возможность достать что-либо невысказанное.

Техника "Полушарное рисование".

Здесь мы уже будем решать не мотивационные задачи, а больше развивающие упражнения. Много сейчас говорят о балансе правого и левого полушария головного мозга. Автор этой техники Вера Шевченко, она работает в Киеве.

Упражнения для развития обоих полушарий мозга.

1. Наберите манку из кучки в обе руки, таким образом, чтобы свободно сыпалась из кулачков, и нарисуйте одновременно два одинаковых круга. Следите за тем, чтобы обе руки двигались синхронно.

2. Двумя руками соберите манку в кучку. Одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат. Давайте попробуем, редко у кого получается четко одинаково нарисовать их. Сложно?

3. Нарисуйте два одинаковых цветка. Следите, чтобы узоры были чёткие. Если манка закончилась в кулачках, можно набирать ещё и дорисовывать. Затем двумя безымянными пальцами одновременно прорисуйте контур цветка, чтобы он обозначился.

Проверка на креативность: если нарисовали розу, ромашку, тюльпан, то вы - абсолютный стандарт.

После выполненных упражнений отследите, что происходит с вашими эмоциями.

Техника "Пальчиковые походы". (Работа в паре)

Данная техника может продолжать мотивационные игры, но может использоваться и как релаксационная. Очень хороша для "перезагрузки" мозга, обнуления, когда мы сбрасываем лишний балласт.

Может использоваться как для развития мелкой моторики, так и мотивационная техника.

Выполняются следующие задачи:

1. Исследовательская деятельность;

2. Интерес к манке;

3. Мелкая моторика;

4. Стратегическое мышление.

Делаем круг из манки толщиной в мизинец. Выбираем 2 или 3 маленькие игрушки (можно брать игрушки из киндер-сюрприза). Показываем их партнёру, чтобы он потом смог определить, что это за игрушки. Партнёр закрывает глаза, а мы ставим игрушки в разные места круга из манки. За пределами круга ставить нельзя.  Партнёр с закрытыми глазами отправляется в поход на поиски игрушек. Для этого нужно поставить его пальцы на вход в круг.

Задача: микрошагами, используя два пальца, исследовать поле и найти игрушки.

Очень хорошо использовать данную технику в работе с детьми, когда они устают от большой нагрузки. Развивается мелкая моторика, чувство пространства, тактильные ощущения, скорость движения, стратегия работы. Можно модифицировать данную технику. Если работа происходит в большой песочнице, то можно использовать маленькое ситечко для поисков игрушек, чем интересней будет работа, тем большего положительного результата вы добьетесь.

Работа с манкой уникальна, она всегда работает на положительное развитие самооценки.

Манка очень похожа на песок, а работая с песком мы сразу вспоминаем, пляж, море, отдых. Здесь происходит релаксационная идея, перезагрузка мозга. В терапии это называют «обнуление», когда мы сбрасываем ненужный груз, а все что нужно остается для дальнейшей работы. Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и нам, взрослым. В наше время любой человек испытывает колоссальные нагрузки, стресс, переживание.

Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Игры с манной крупой

Слайд 2

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. сыпучий материал предполагающий непосредственную работу руками приятные кинестетические ощущения

Слайд 3

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Будучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с агрессивными или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров

Слайд 4

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Что такое терапевтическая работа с манкой? Технология, используемая психологами для развития творческого потенциала детей и взрослых, и для работы с эмоциями и настроениями. Разновидность арт-терапии и песочной терапии – современных очень популярных направлений, с помощью которых психология входит в жизнь современных людей, помогает им лучше понимать себя и других людей, и изменять свою жизнь к лучшему.

Слайд 5

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Работа с манкой позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества, концентрации внимания;

Слайд 6

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Мотивационные техники Упражнения Горка. Дождь. Блинчик . Квадрат . Работа в парах . 5 способов перемещения манки. 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти. Действие по образцу. Обратные действия.

Слайд 7

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Техника « Полушарного рисования» Автор данной техники арт-терапевт Вера Шевченко. Важен баланс между правым и левым полушарием головного мозга.

Слайд 8

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Техника "Пальчиковые походы" Может использоваться как для развития мелкой моторики, так и мотивационная техника. Выполняются следующие задачи: 1. Исследовательская деятельность; 2. Интерес к песку; 3. Мелкая моторика; 4. Стратегическое мышление.

Слайд 9

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку.

Слайд 10

Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....

Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различн...

Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...

Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры...

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нерв...

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...